Пятница, 29.03.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Развитие профессионально-педагогических компетенции в вузах Республики Алтай с помощью интерактивных технологий
Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Основными признаками общественных трансформаций и перехода от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях, являются информатизация, интеллектуализация и инновационность.
Процесс информатизации касается всех сфер жизнедеятельности современного общества, особенно информационно-коммуникативной сферы, в связи с чем, возрастает роль образования как социального института, основными функциями которого являются социализация индивида к постоянно изменяющимся условиям и требованиям. В связи с этим, каждому преподавателю и студенту для овладения процессами преподавания и учения необходимо владеть тремя языками: родным языком, научным языком, языком новых технологии, рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
Исследование понятия «компетенция» (Зимняя И. А., Зинченко В. П., Хуторской А. В.) позволило выявить, что существуют различные трактовки этого понятия. Рассмотрим несколько определений, которые на наш взгляд более широко раскрывают его содержание и структуру.
Компетенция – образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами: такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды. (Зимняя И.А.).[1]
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. (Хуторской А.В.). [3]
Близким к понятию «компетенция» является понятие «компетентность».
Компетентность - способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи. (Зимняя И.А.). [1]
Учитывая выше сказанное, компетентность может рассматриваться на наш взгляд, как личностная характеристика.
В условиях перехода к информационному обществу важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, в котором ключевой фигурой остается преподаватель. Каким должен быть современный преподаватель? Это ставит перед системой высшего профессионального образования важнейшую задачу – формирование высокого уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
Рассматривая педагогическую деятельность современного преподавателя вуза, нами проведен анализ отдельных профессионально-педагогических компетентностей. Преподаватель вуза Республики Алтай должен обладать на наш взгляд следующими видами профессионально-педагогической компетенции:
− социально-психологическая (готовность преподавателя решать профессиональные задачи с использованием интерактивных технологий обучения, психологически обогащая образовательный процесс и повышая социальную значимость преподавателя вуза);
− управленческая (умение на современном уровне информатизации образования проводить анализ управленческих решений, ставить цели, планировать и организовывать образовательную деятельность на уровне управления);
− предметная (знание преподавателем своего предмета, методологию преподавания, выражается в развитии необходимых личностных профессиональных качеств);
− информационная (владение новыми информационными технологиями, но и умение правильно использовать их в своей педагогической деятельности, самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать нужную информацию);
− общепедагогическая (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности в педагогической деятельности).
Анализируя различные образовательные системы, можно сказать, что в мировом сообществе сложилась четкая направленность на информационную ориентацию системы образования, которая должна давать человеку не только знания о быстро возрастающих возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но также и умения эффективно использовать эти возможности в профессиональной деятельности. В современных условиях определилась потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе, гуманистических по своей сущности и максимально использующих ресурсы современного общества для развития профессиональной компетентности личности. Различные аспекты проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя (учителя) (В.А. Адольф, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Шаповалов и др.) показывают, что информационная компетентность педагога является важным компонентом профессиональной компетентности.
Выявлено, что определяющую роль в современном образовании занимают интерактивные технологии обучения, представляющие собой такую организацию процесса обучения, в которой происходит активное взаимодействие всех участников учебного процесса.. В современной педагогической науке различают несколько моделей обучения, одной из которых является интерактивная («inter» – взаимный, «act» – действовать). Такая модель предусматривает использование интерактивных технологий обучения, представляющих собой активное участие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания. Эта модель ставит перед обучаемым конкретные и прогнозируемые дидактические цели. Одной из таких целей является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивная модель делает продуктивным весь процесс обучения и существенно влияет на его эффективность.
В образовательной практике Горно-Алтайского государственного университета повышение уровня информационной компетентности специалистов возможно при условии подготовки студентов к решению задач, связанных с применением информационных средств и мультимедийных технологий. Мы учим умению осуществлять разнообразные виды деятельности по сбору, обработке, хранению и передаче информации, с организацией научно-исследовательской и экспериментальной деятельности с использованием технологий автоматизации информационных процессов.
Определяющее место среди интерактивных технологий на современном этапе модернизации среднего общего образования занимают Smart-технологии. Компания SMART Technologies Inc. основана в 1987 г. и сегодня она специализируется на производстве интерактивных досок. Головной офис компании расположен в Калгари (Канада). В 1991 г. компания SMART Technologies Inc. выпустила первую электронную интерактивную доску. В 1992 г. заключила стратегический альянс с компьютерным гигантом Intel. В настоящее время компания имеет офисы в Канаде, США, Японии, Китае, и осуществляет дистрибуцию интерактивных досок в более чем 100 странах мира.
Интерактивная доска Smart Board будет являться перспективным инструментом в деятельности будущего учителя. Это уникальное учебное оборудование, активно формирующее информационную компетентность личности, представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
В процессе использования интерактивной доски Smart Board в учебном процессе нами выявлены наиболее важные преимущества ее использования:
1) широкие возможности предъявления учебной информации (применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники), что позволяет воссоздавать реальную обстановку учебной деятельности;
2) повышение мотивации обучающихся за счет применения адекватного поощрения правильных результатов задач, решаемых с помощью интерактивной доски;
3) активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, способствующее активизации их умственной деятельности, общей коммуникации и сотрудничеству всех участников образовательного процесса;
4) возможности постановки различных учебных задач и управления процессом их решения, что позволяет строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;
5) возможность оперативного контроля деятельности обучающихся, обеспечивающая гибкость управления учебным процессом.
Следует также отметить, что многократное использование интерактивной доски способствует, как показала практика, реализации различных дидактических целей: изучению дополнительного материала, проведению всестороннего контроля знаний, что связано со следующими аспектами:
− во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие задачи или решение;
− во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать, благодаря чему накапливается электронный банк данных, дидактических материалов, тестовых ресурсов и др.
Использование на занятиях интерактивной доски Smart Board приводит к модернизации всего процесса обучения, так как ее можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С помощью интерактивной доски можно разнообразить процесс обучения. Так, преподаватель может читать лекцию, используя одновременно разные средства обучения (текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM, Интернет-ресурсы и др.). На интерактивной доске Smart Board можно писать и делать пометки поверх всех материалов: документов, диаграмм и WEB-страниц. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте или поместить на сайт. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыку, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.
Указанные выше возможности использования интерактивной доски привлекают к активному участию всех членов учебного коллектива. Все, что студент делает на доске, можно сохранить и использовать для других целей: при повторении материала, при изучении нового материала, при закреплении и др.
Исследование вопроса влияния интерактивных технологий на развитие профессионально-педагогической компетенции преподавателя и студентов вузов Республики Алтай показало, что многие проблемы трудоемкости преподавательской профессии устраняются с помощью вкрапления в образовательный процесс фрагментов урока с использованием интерактивных технологий, в частности интерактивной доски. Кроме того, интерактивные технологий существенно расширяют и возможности преподавателя вуза при демонстрации иллюстрационных и обучающих материалов. Они могут быть использованы также для проведения различных форм учебных мероприятий (при проведении конференций, семинаров, презентаций и т.п.). Важное значение в современном образовательном пространстве вуза имеют не только прочные фундаментальные знания будущего специалиста, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся информационной образовательной среды, желание непрерывно заниматься самообразованием, максимально используя источники информации и интерактивные технологии для решения профессионально значимых задач.
Подытоживая сказанное выше, можно сказать, что процесс формирования профессионально-педагогической компетенции преподавателя вуза является, на наш взгляд, процессом, требующим организованной деятельности. Нужно отметить, что на современном этапе образовательного процесса использование новых интерактивных технологии в педагогической деятельности является обязательным требованием Министерства Образования РФ.

[1]. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Текст] / И. А. Зимняя ; под ред. А. В. Хуторского. – М. : ИНЭК, 2007. – С. 33–45.
[2]. Тришина, С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». – 2004. – 22 июня. URL: http ://www.eidos.ru/journal/2004/0622–09.htm.
[3]. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции : технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 62–64.
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: galyaab (09.01.2012) | Автор: Байгонакова Галия Аманболдыновна E
Просмотров: 1827 | Теги: образование., компетентность, интерактивные технологий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]