Четверг, 23.11.2017, 21:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Условия развития медиакомпетентности будущих учителей начальных классов на занятиях социально-гуманитарного цикла и внеучебной деятельности
Разработка профессиональных образовательных стандартов нового поколения, активное внедрение инновационных педагогических технологий и стремительное развитие инфо- и телекоммуникационного оборудования предписывают необходимость формирования у выпускников компетенций, тематически связанных с информацией (как общекультурных, так и профессиональных), поскольку в современном обществе (информационном по своей природе) умение работать с информацией, безусловно, относится к базовым навыкам, от уровня владения которыми зависит успешность будущего учителя начальных классов.
Эпоха «информационного общества» привела к появлению новой парадигмы - медиаобразования. Организовывая образовательную деятельность, необходимо опираться на понимание того, что медиаобразование теперь всё больше ставит в центр личность студента и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт, то есть развивает медиакомпетентность студента.
Под медиакомпетентностью понимается сложное личностное образование, включающее в себя совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения, опыт использования медиа в различных сферах деятельности, включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом, качества личности, такие как: познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, а так же положительная мотивация и ценностно-смысловые представления (отношения) о деятельности по использованию медиа.
Следовательно, основываясь на труды доктора педагогических наук, профессора, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федорова, можно выделить следующие показатели профессиональной медиакомпетентности будущего учителя начальной школы: мотивационный, информационный, методический, деятельностный, креативный.
1) мотивационный: стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования;
2) информационный: систематическая информированность, обширные теоретико-педагогические знания в области медиаобразования;
3) методический: развитые методические умения в области медиаобразования (умения дать установку на медиавосприятие, объяснить причины, условия и характер возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выявлять уровни их развития в области медиакультуры, выбирать оптимальные методы, средства и формы проведения занятий, исследовательские умения) и ярко выраженный педагогический артистизм (общая педагогическая культура, внешний облик, самопрезентация, самоконтроль, наличие обратной связи с аудиторией);
4) практико-операционный (деятельностный): систематическая медиаобразовательная деятельность в процессе учебных занятий разных типов, активная исследовательская медиапедагогическая деятельность;
5) креативный: ярко выраженный уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности (то есть проявление гибкости, мобильности, ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости воображения, фантазии и т.д.).
Исходя из вышеуказанных показателей сформированности медиакомпетентности студентов педагогического колледжа, определены три уровня.
Высокий уровень: студенты обладают положительной мотивацией к медиаобразовательной деятельности, способностью к критическому анализу обстоятельств, к наглядному представлению своих идей; показывают умение гуманно общаться с окружающими и правильно строить взаимоотношения, регулировать свое эмоциональное состояние, мыслить самостоятельно; формируют и обосновывают альтернативные взгляды на информацию; умеют организовывать образовательный процесс на основе медиа; стремятся к деятельности по созданию медиапродукции.
Средний уровень: студенты умеют находить ошибки в рассуждениях, давать объективную, обоснованную оценку изучаемой действительности, собственным действиям и мыслям, ясно ставить вопрос, формулировать утверждение, выбирать точку зрения, позицию; затрудняются целостно рассматривать ситуацию; недостаточно проявляют способности к самоорганизации и самоконтролю, к общению с использованием вербальных и невербальных коммуникационных процессов; умению понимать позицию другого, принимают позицию наблюдателя.
Низкий уровень: студенты имеют некоторые навыки ясно ставить вопрос; затрудняются обобщать и делать выводы, осуществлять самооценку в ходе работы, допускают ошибки при целостном рассмотрении ситуации, осмыслении своих затруднений, неопределенностей в своей деятельности; используют медиа только для организации досуга.
С целью выявления уровня развития медиакомпетентности студентов педагогического колледжа был разработан диагностический комплекс, состоящий из анкеты, опросника, теста и творческих заданий для определения каждого показателя. В разработке и реализации данного комплекса участвовали студенты, обучающиеся по специальности с дополнительной подготовкой в области психологии.
Результаты диагностики на начальном этапе обучения показали: высокий уровень – 13% студентов, средний уровень – 42%, низкий уровень – 45%, что говорит о недостаточной сформированности развития медиакомпетентности студентов.
Таким образом, имеется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности выпускников педколледжа, и недостаточной разработанностью форм и методов по развитию медиакомпетентности студентов. В связи с этим выделена проблема в обучении студентов педагогического колледжа, заключающаяся в необходимости определения педагогических условий, способствующих развитию медиакомпетентности студентов.
Достижение высоких показателей профессиональной медиакомпетентности студентов педагогического колледжа должно быть обеспечено практической реализацией следующих условий на занятиях социально-гуманитарного цикла и внеучебной деятельности:
- реализация личностно-ориентированного подхода к студентам в процессе развития медиакомпетентности;
- разработка и апробирование творческих заданий, электронных материалов на использование медиа в различных сферах деятельности и мотивирование студентов на создание собственной медиапродукции;
-актуализация потребности студентов в формировании медиакомпетентности как профессионально значимого качества личности.
Для реализации данных условий на занятиях преобладает опора на практические, игровые, творческие задания, часто используются Интернет-занятия.
В ходе практической реализации комплекса творческих и проблемных заданий также активно используются различные технологии: критического мышления (стадии осмысления содержания медиаинформации, рефлексии, кластеров), информационно-коммуникационные технологии (методы получения, отбора, теоретической интерпретации, прогнозирования, преобразования, передачи, хранения и использования медиаматериала), технология портфолио, а также технология проектной деятельности (исследовательские и социальные проекты).
Среди всей совокупности высокотехнологичных дидактических средств, востребованных современной педагогической практикой, наибольший интерес представляют электронные образовательные ресурсы, учебные и социальные проекты.
Разработанный электронный учебный комплекс дает возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента, развивая при этом его медиакомпетентность.
С помощью комплекса в преподавании используются приемы для развития у студентов навыков самостоятельного поиска медиаинформации, применения знаний, полученных в учебном курсе к новым областям, способности использовать разнообразие первичных источников медиаинформации для исследования проблемы и обобщенных выводов.
В данном направлении деятельности учитывается, что студенты младших курсов еще не имеют достаточного опыта и навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Поэтому с ними в большей степени необходимо управлять данным процессом, помогая студентам осваивать приемы и методы самостоятельной работы (создание презентаций по тексту, выполнение заданий по проблеме, постановка целей и задач своей деятельности).
По мере продвижения студентов к старшим курсам, такое соотношение изменяется. Сложность и время выполнения студентами самостоятельного задания постепенно наращивается, побуждая их работать индивидуально и устремляться к самообразованию. На старших курсах используются для студентов творческие групповые и индивидуальные задания, способствующие развитию медиакомпетентности.
Начиная с третьего курса, студенты активно участвуют в социальных и Интернет-проектах колледжа, города и региона (например, выставка - конкурс молодежных инновационных проектов «Молодежь – основной потенциал развития Сибири» г.Чита), которые на 4 курсе уже ищут самостоятельно в медиасообществах.
Такая активная работа для развития медиакомпетентности студентов дает свои результаты. Команда 3 курса колледжа заняла 2 место в сетевом IT-конкурсе проектов «Диалог цивилизаций». В январе-феврале 2012 года студенты 4 курса во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» в номинации общественно-полезная деятельность с творческим социально значимым проектом «Телекарусель» для детей младшего школьного возраста, где мы стали лауреатами и были приглашены на конференцию в г. Москва.
Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста занимает воспитательная деятельность. Развитие медиакомпетентности студентов осуществляется через создание самими студентами электронного портфолио группы, которое способствует мотивации к образовательным достижениям; приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития медиакомпетентности; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышению конкурентоспособности будущего специалиста; проявлению активной жизненной позиции.
На протяжении 4 лет обучения, студенты участвовали и становились призерами различных колледжных, городских и областных мероприятий. Студенты занимают активную молодежную позицию, основываясь, в том числе, на опыт использования медиа в различных сферах деятельности. Являются участниками и организаторами различных городских и областных молодежных акций. Разрабатывают социальные проекты и участвуют с ними в конкурсах областного и российского уровня.
Для выявления динамики уровня развития медиакомпетентности студентов была проведена повторная диагностика. Сравнение полученных тестовых оценок с результатами педагогического обследования показывает, как студенты продвинулись в своем развитии с начала обучения в педагогическом колледже. Высокий уровень составил 37%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 18% студентов.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности включения методов, приемов, стратегий развития медиакомпетентности в учебный процесс, которые формируют профессиональные компетенции студента.
Несмотря на обширную работу по развитию медиакомпетентности будущих учителей начальных классов, видна проблема в недостаточном уровне участия студентов педагогического колледжа в различных сетевых Интернет-сообществах и образовательных форумах. Таким образом, перспективным направлением в деятельности преподавателя педагогического колледжа может быть размещение виртуального кабинета преподаваемых дисциплин в сети Интернет.
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: poryadina75 (27.06.2012) | Автор: Шалянинова Светлана Леонидовна E
Просмотров: 949 | Теги: студент, медиакомпетентность, условия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]