Суббота, 11.05.2024, 01:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Возможности использование информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников образовательного учреждения.
Возможности использование информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников образовательного учреждения.

Одним из важнейших направлений модернизации современного образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
– повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
– обеспечение опережающего характера всей системы образования;
– обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
– повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В проекте Министерства образования и науки России «Актуальные задачи современной модели образования» от 19.05.2008 г. №3567/0 необходимыми условиями формирования современной модели образования являются:
– модернизация системы образования;
– постоянное обновление технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Согласно данным условиям вхождение дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг. При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
В Стратегии развития системы образования
Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» (далее, в данной стратегии - под «Школой» понимается образовательная организация (учреждение) любой организационно-правовой формы, типа и вида, имеющее государственный статус и расположенное на территории Санкт-Петербурга) прописана необходимость внедрения и формирования навыков инновационной деятельности педагогов через конкурсы инновационных продуктов, проектов и программ.
Одним из ориентиров данной стратегии является направление доступности и качества «КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ 2020», по показателям которого, участников инновационной деятельности среди педагогов в 2009 году было 28%, а к 2020 году планируется 35%
(Рисунок №1).
Инновационная деятельность - это внедрение новых современных технологий в сферу образования. Она необходима, так как современный процесс обучения требует преобразований. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации. Инновационная деятельность воспитателя проявляется во внедрении новых программ, методик и разработок в систему обучения, владении и применении ИКТ в своей работе, сформированностью необходимых компетенций, знанием законодательной базы.
Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование мктода проектов, портфолио педвгога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.
Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод (Рисунок №2)
что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающих умением проектировать и достигать запланированного результата.
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности и взаимодействие с родителями.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для развития, диагностики и коррекции детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
– использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
– использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
– использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Остановимся по подробнее на использовании информационно -коммуникативных технологий в работе с родителями.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывал педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей было озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляли воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносило позитивных результатов.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, «на реальные потребности потребителей образовательных услуг» («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
На современном этапе в целях реализации миссии «Петербургской Школы 2020» выделяются задачи:
– организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории;
– способствовать созданию родительского сообщества в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ...(Википедия http://ru.wikipedia.org/)

Базой для проведения мониторинга стал ГДОУ «Золотая рыбка» города Санкт-Петербурга.

Проведенный мониторинг показал, что только у 73% родителей воспитанников дома есть компьютер (Рисунок №3).
Это немного, несмотря на то, что домашний компьютер давно стал необходимым элементом повседневной жизни и сегодня он не является роскошью, а необходим каждому человеку для познания мира и быстрого получения нужной информации, а именно ее можно получить подключившись ко Всемирной сети Интернет.
Проведенное анкетирование родителей воспитанников детского сада показало (Рисунок №4),
что доступ к сетям Интернет имеет почти каждая семья, у которой есть компьютер 96%, дома или на работе, что позволяет интересующимся родителям осуществлять поиск, подбор и знакомство с необходимой информацией.
С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии.
Второй из задач «Петербургской Школы 2020» является создание родительского сообщества в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, которое можно охарактеризовать «от предписаний родителям – к педагогическому партнерству», поэтому «работу с родителями» хочется называть современно – «партнерские отношения». Уверена, что к 2020 году будет создано родительское сообщество, но пока надо начать с малого – применение социальных сетей в работе воспитателя, для организации нетрадиционной формы партнерских отношений с родителями. Не секрет, что большинство современных родителей проводят много времени в каких-либо социальных сетевых сообществах, что свидетельствует об актуальности этой темы и о возможностях использования сетей во взаимодействии с родителями.
1. Одна из первостепенных задач ДОУ (педагога)– создание сайта организации (личного).
В ситуации перемен в образовательной области резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня собственной информированности и по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения, в том числе и финансово-хозяйственнной деятельности.
Именно для установления партнерских отношений и активного участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения необходимо создание информационно-коммуникативной системы на базе сайта ДОУ, такой как:
2. «Информационные разделы» (Приложение №1):
«О нас». Режим работы, типы и виды групп, нормативные документы, достижения сада, полезные ссылки;
«Подготовка к саду»;
«Коллектив». Странички: педагогов, психолога, логопеда, руководителя, страничка руководителя ДОУ, тренера по плаванью и руководителя физической культуры, дополнительного образования и других;
«Программы развития». Описание основной программы, направления образовательной работы и дополнительные образовательные услуги;
«Здоровье». Советы врача по режиму дня и питанию детей разного возраста;
«Досуг». Афиша, рекомендации для родителей «Чем заняться с ребенком дома», рекомендации для родителей «Как интересно провести выходной с ребенком?» Так в качестве примера можно рекомендовать интерактивные музеи. В этих музеях экспонаты можно и нужно трогать руками:
Музей «Кошки» г. Всеволожск, «Кофе кошек», Музей «А. В. Суворова», Русская деревня Шуваловка, «Лофт Проект Этажи» выставка «Зазеркалье», «Центральный музей связи имени А. С. Попова» программа «Тайна почтового ящика», Транс-Форс, комплекс виртуальной реальности, Музей «Воды» программа «Кто в башне живет?» и «Путешествие в Копландию», Интерактивный музей-театр «Сказкин дом» (Приложение №2),
«Петровская кузница» в Петропавловской крепости.
В разделе «Это интересно» можно разместить информацию о праздниках и традициях других стран, интересные факты и события в мире и в стране.
В фотоальбоме, с согласия родителей, можно разместить фотографии детей сделанные на различных мероприятий, это может быть поход в музей, экскурсия, занятие в библиотеке, праздник в детском саду и другие;
 «Работа с родителями»: консультации, памятки, рекомендации, благодарности и пр;
 «Наши группы» в котором помещены фотографии развивающей среды группы, описан режим дня, возраст детей и размещена краткая информация о воспитателях;
 «План работы» ДОУ;
 «Публичный отчет», могут быть также такие разделы, как:
«Родительский комитет»;
«Новые формы дошкольного образования»;
«Взаимодействие со школами»;
«Анкеты для родителей»;
«Электронная библиотека»и др.
Количество информационных разделов безгранично, самое важное чтобы сайт был активен – непосредственно обеспечивал контакты с другими сайтами и компонентами Интернета, пополнялся новой информацией и имел форум.
В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. в направлении «Открытая школа 2020» определены показатели: «Доля активных сайтов образовательных учреждений к общему количеству образовательных учреждений» (Рисунок №5 синий график) на 2009 год этот показатель 40%, планируемый на 2020 год 100% и второй показатель это «Доля населения Санкт-Петербурга, удовлетворенного уровнем информированности
о системе образования» (Рисунок №5 зеленый график) на 2009 год этот показатель 52%, планируемый на 2020 год 85%.
Очень часто сегодня родители не находят время для беседы с воспитателем или при наличии няни у ребенка становятся редкими гостями в детском саду – основной своей задачей они видят добычу средств к существованию, воспитательную функцию возлагают на ДОУ. Конечно, общение в социальной сети или по e-mail не заменят индивидуальной беседы, но это способ доведения до родителей или законных представителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме, при хорошем контакте с родителями – это быстрый и эффективный способ взаимодействия.
Провиденное воспитателями анкетирование родителей (Рисунок №6)
показало, что 63% родителей хотят получать информацию от воспитателей на электронный почтовый ящик – e-mail. Оперативность получения информации об успехах ребенка, возможность получать своевременную информацию на расстоянии, полнота получаемой информации все это плюсы общения в сети Интернет. Для воспитателя такая форма работы хороша тем, что нет необходимости дублировать информацию, информация актуальна и информировано насыщена. Получение, прочтение и скорейшая реакция на полученное «письмо» повышает ответственность родителей. Педагог становится частью социума, возникающего в социальной сети, а иногда и ключевой фигурой в звене родитель – ребенок.
Еще одним из направлений взаимодействия с родителями, после создания сайта ДОУ должны стать рассылки. Рассылка электронной почты это средство массовой коммуникации, группового общения. Заключается в автоматизированной рассылке сообщений электронной почты группе адресатов по заранее составленному списку.
3. Рассылки могут быть тематическими:
«Помощь в проектах», рекомендации по использованию различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru), использованием Интернет и Microsoft Word. при выполнении проектов;
«Благодарности» родителям, организаторам мероприятия;
«Рекомендации», например «Детский интернет». В связи с тем, что Государственный образовательный институт отказался от позиционирования Интернет, как вредоносного и неконтролируемого социально-культурного явления, в данном разделе можно дать рекомендации родителям о правильной посадке ребенка во время игры за компьютером, о рекомендуемом времени проведения за компьютером. О сайтах виртуальных экскурсий:
«Государственный музей-заповедник Царское Село» http://www.tzar.ru/
Санкт-Петербургский Зоопарк «Детский уголок» (Приложение №3)
http://www.spbzoo.ru/childroom/childroom.html
Российский Этнографический музей «Музей детям, родителям, педагогам» http://www.ethnomuseum.ru/section33/318.htm (Приложение №4)
Сайты «Открытие Петербурга», «Путеводитель по Питеру», «Прогулки по Петербургу» и другие;
О сайтах на которых размещены он-лайн раскраски: http://www.packpacku.com/222/2222.htm
http://www.girlsgogames.ru/igry/raskraski.html
http://www.shum2money.ru/3.php и многие другие,
О развивающие игры на порталах
http://www.teremoc.ru/
http://www.solnet.ee/games/
http://duplomir.ru/
Рекомендации по дистанционному обучению родителей: «Как разбудить в ребенке художника?», «Особенности обучения младших школьников математике» – для родителей будущих первоклассников, «Сказкотерапевтические технологии» и другие представлены на сайте http://edu.1september.ru;
Рассылки могут быть эпизодическими.
Сообщение о родительском собрании; ответы на присланные по электронной почте вопросы; единичные рекомендации; знакомство родителей со сценариями мероприятий, распределение ролей, просьба в подготовке костюмов, оформлении зала, группы.
Знакомство родителей о планируемых педагогом мероприятиях: конкурсах, открытых уроках.
Рекомендации по общению со специалистами: психологи, логопеды (Internet, электронная почта); по созданию личного сайта или страницы и др.
Приглашение к участию родителей в выборе лучшего Эссе педагогов http://rfro.ru/esse-konkursantov-2009-goda,
голосование на страницах Интернет http://ipoll.ru/poll.php?id=107554 с последующим участием всей семьи в открытом уроке, выставке, конкурсе.
Рекомендации: по заказу и оплате товаров и услуг через Интернет; по просмотру фотографий, проведенного мероприятия на сайте педагога, совместно с детьми; по просмотру презентаций подготовленных воспитателем или другими педагогами; о чтении публикаций воспитателя и других педагогов на страницах Интернет;
Содействие родителям в поиске необходимой методической и художественной литературы для семей воспитанников.

Кроме организации рассылок возможно:
Прямое (через WEB камеру) общение с родителями и педагогами-вебинар.
ФОРУМ – страница сайта для интерактивного общения и обсуждения выбранной темы.
Участие родителей в создании сайта ДОУ или педагога (фотографиями, форумами и др.).
Содействие в поиске на источниках Интернет и создание картотек: моторики, физкультминуток, загадок, частушек и пр. Помощь в подборе иллюстрационного материала в Интернет; в поиске дополнительного познавательного материала.
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Участие родителей в заказе билетов через Интернет сайт (культурно-просветительские учреждения).
Появившийся в жизни воспитателя Компьютер очень облегчил его работу по оснащению родительского уголка.
4. С помощью компьютера воспитатель может:
хранить и накапливать информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски) распространять CD диски с фотографиями детей, сделанные педагогом в течении года, (подготовительная группа в качестве подарка на «Выпускной»), нескольких лет к качестве альбома «Как вы росли», «Маленькие-большие детки», и прочие сделанные родителями на мероприятиях а ДОУ;
совместно с цифровым фотоаппаратом создавать презентации успехов детей, работы воспитателя. В качестве подтверждения педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка;
копировать информацию с носителя предоставленного родителями: сказки, музыка, мультфильмы и др;
создавать различные бланки документов, таблиц. Информирование родителей, на бумажных носителях о: мероприятиях в детском саду, репертуаре театров, режиме работы, выполненных в виде таблиц, бланков документов;
использовать программы для просмотра и редактирования изображений PhotoShop для последующего оформления стендов, стенгазет;
Также любой воспитатель готов принять помощь родителей и посоветовать, как правильно использовать фотографий из домашнего архива (в файлах на домашнем компьютере) для создания стенгазеты или коллажа.
При наличии компьютерного класса в ДОУ возможно проведение совместных занятий ребенка и родителя по проектам: «Мы входим в мир прекрасного» совместный проект с Русским музеем г. Санкт-Петербург; «Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!» проект по основам ПДД.
Использование ребёнком компьютера в своей деятельности, а в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях компьютерной игры, важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.
В Таблице №1 представлен пример рекомендаций которые может дать родителям воспитатель по использованию игр на CD дисках.:
Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)», а знают ли об этом педагоги?
Проведенная беседа с педагогами показала следующую статистику (Рисунок №7):
– не знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии (10%)
– знакомы, но не в полной мере (40%)
– знакомы (50%).
Из чего можно сделать вывод, что большая часть педагогов ДОУ знакомы с термином «Информационно-коммуникативные технологии» и используют их в воспитателоно-образовительной работе с детьми дошкольного возраста и во взаимодействии с родителями.
В результате анкетирования родителей «Какими техническими средствами Вы владеете?» (Рисунок №8) были получены следующие результаты:
– Все респонденты владеют навыками использования компьютера, клавиатуры и мыши, цифрового фотоаппарата и аудио магнитофона.
– 80% респондентов используют в работе и быту DVD - плеей и видеокамеру.
– Лишь 60% умеют пользоваться принтером и сканером.
– 10% пользуются проектором.
– 5% Телекоммуникационным блоком.
– Другими техническими средствами 5%.
– Никто не умеет пользоваться планшетом и интерактивной доской.
Из предложенной диаграммы видно, что большая часть родителей владеют бытовыми ИКТ, такими как компьютер, цифровой фотоаппарат, аудио магнитофон, DVD плеер, видеокамера, принтер-сканер. Организованные мастер-классы, с родителями могли бы решить вопрос компьютерной грамотности родителей в области: создания мультимедийных презентаций. Родители смогли бы познакомиться с правилами, по которым составляется презентация, педагог показал бы на практике, как нужно составлять и оформлять презентацию. А во второй части мастер-класса все родители имели бы возможность на практике закрепить полученные знания, создав мультимедийную презентацию.
Не вызывает сомнения отсутствие необходимости иметь дома мультимедийный проектор, интерактивную (электронную) доску, планшет. Рассказать об их использовании в ДОУ мог воспитатель во время родительского собрания, практического семинара или родительской конференции.
Активное использование современных ИКТ в работе ДОУ только начинается.
5. В настоящее время в детских садах чаще можно встретить воспитателей использующих при подготовке к занятиям и в работе с родителями компьютер +принтер +сканер. С помощью этих ИКТ возможно:
создание всевозможных папок, стендов и др. для информирования родителей («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»);
создание консультаций и рекомендаций в печатном виде для родителей;
оформление родительских уголков;
создание рекомендаций для родителей по участию детей в конкурсах, открытых занятиях; созданию «Книжки-малышки» (домашнее книгоиздание).
воспитатели всегда готовы принять помощь от родителей в создании коллекции детских работ (фотографирование, сканирование и перенос на цифровой носитель родителями) и содействие в создании банка данных раскрасок, схем, картографов, пооперационных карт и пр.
6. Цифровой фотоаппарат, видеокамера и компьютер в работе с родителями.
С помощью цифрового фотоаппарата воспитатель может:
делать фотографии, размещая их на Интернет сайте или создавая стенды, стенгазеты;
педагог может оказать помощь родителям в оформлении стендов, стенгазет, «Книжек-малышек» с использованием фотографий сделанных детьми.
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
7. Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
8. Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.
Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).
Порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
9. Мультимедийные презентации.
Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.
Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Я активно использую в своей работе презентации, составляя их с помощью программы Microsoft Power Point. И твёрдо убеждена, что мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
–одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
В зависимости от целей и задач, которые мне необходимо решить через мультимедийную презентацию, я разделила их на 4 вида:
– Информационная презентация.
Это передача справочной информации, содержащейся в тезисах, таблицах, графиках и схемах. Примером такой презентации может служить – «Здоровье наших детей».
– Презентация-сопровождение.
Это презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события, обычно содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается ведущим или участниками мероприятия, а презентация служит наглядной визуализацией слов.
– Презентация – отчёт.
Этот вид презентации перекликается с предыдущим, но в ходе демонстрации слайдов акцент делается на результативность уже проделанной работы. Примером может служить презентация «В мире книг. Проект».
– Рекламная презентация.
Презентация, созданная для самостоятельного изучения материала, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей дошкольников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число воспитанников детского сада, один или оба из родителей которого имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет с каждым годом.
В то же время информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействие педагога и родителей при обучении и воспитании дошкольника.
В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать воспитателю необходимые сведения и задавать интересующие вопросы.
Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этой целей списки рассылки и вебинары дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в ДОУ.
Наличие у ДОУ собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, режиме дня, планируемых мероприятиях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ или педагога может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключем» для входа на такой сайт.
Кроме этого сайт ДОУ или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации образовательного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
ИКТ позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успехи своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в воспитании и обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с детьми в группе.
Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны (о чем я еще не сказала) и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников.
Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.

Список литературы
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В,
Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
5. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
7. DswMedia/strategiya.pdf Стратегия развития системы образования Сенкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 20220».

Источник: http://moi-mummi.ru/load/informatika/ikt/vozmozhnosti_ispolzovanie_informacionno_kommunikativnykh_tekhnologij_vo_vzaimod
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: jull2000 (20.10.2011) | Автор: Ахтырская Юлия Викторовна E
Просмотров: 4837 | Комментарии: 1 | Теги: информатизация сферы образования, Использование ИКТ в ДОУ, ИКТ техноло, информационно-коммуникативные техно, инновационная деятельность педагого | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Andralyn  
I much prefer infromative articles like this to that high brow literature.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]