ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
[[size=14]c]Фоминых Наталия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Международной экономики Севастопольского института банковского дела Украинской академии банковского дела Национального банка Украины[/c] В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, выражающиеся в проникновении современных информационных технологий в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении новых видов профессиональной деятельности, требующих качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Одним из факторов, влияющих на повышение качества профессиональной подготовки студентов профессионально-педагогического вуза, является характеристика той учебной среды, в которой осуществляется учебный процесс. Проникновение в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебных сред, которые могут быть реализованы в компьютерном практикуме и являться одним из компонентов образовательного процесса. В современных условиях компьютерного и информационного обеспечения изменились требования работодателей к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования. Одним из важнейших требований является умение выпускника вуза владеть информационными технологиями. На интеллектуальном рынке труда востребованными становятся специалисты, владеющие высоким уровнем информационной культуры и компетентности. Современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других технических средств. Встает задача в формировании такой личности, которая готова к обновлению знаний на протяжении всего жизненного пути. Умение выбрать необходимую информацию, систематизировать, усвоить ее на высоком уровне, ориентироваться во все возрастающем информационном потоке – важное качество выпускника вуза. Для этого он должен обладать информационной компетентностью. Прежде чем определить, что представляет собой понятие «информационная компетентность», обратимся к пониманию сущности компетентности и компетенций. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций [1, 2, 3, 4]. Компетентность – интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии). При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности у студентов. Представляется, что необходимо так изменить содержание профессиональной подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности, а, следовательно, и информационной культуры. Предметная область «Информатика» должна занять место особого синтезирующего «метапредмета» в некоторой совокупности изучаемых учебных дисциплин. Компьютеризация производства выдвинули перед вузами задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности будут эффективно использовать компьютерные технологии. В информационном обществе XXI веке. смогут рассчитывать на достижение успеха только те специалисты, которые не только овладеют базовыми курсами университетских программ, научатся применять усвоенные знания в традиционных и нетрадиционных ситуациях, но и у которых будут сформированы умения самостоятельной работы с информацией. Сегодняшний работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, уметь грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность и компетенции. Практика показала, что недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно и рационально организовать свою учебно-познавательную деятельность. Поэтому выпускники вуза не могут быстро адаптироваться к непрерывно обновляющимся новым информационным технологиям. На первое место выдвигается не информированность студента, а умения разрешать возникающие проблемы, отход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. В настоящее время развитие информационных технологий предоставляет пользователям качественно новые возможности, что влечет в свою очередь развитие информационной компетенции. Информатика, информационные и коммуникационные технологии все более широко проникают в экономику, науку, образование, культуру, политику, а также в области обеспечения экологической и национальной безопасности, бытовую сферу. На одно из первых мест выдвигается задача формирования информационной компетентности у студентов еще при их обучении в вузе, обеспечивающая вхождение выпускников в информационное общество. В информационном обществе человеку необходимо воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, накопленной не только лично им, но и другими людьми. Одним из его видов деятельности становится быстрая и качественная работа с информацией на базе компьютерных и информационных технологий, т.е. человек должен стремиться рационализировать свою деятельность при решении поставленной перед ним задачи, выбирать такие способы действия, которые он считает оптимальными. Информационная компетентность студента складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями. Ключевые профессиональные компетенции – общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными. В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вступление в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования: политические и социальные компетенции; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе; компетенции, определяющие владение устным и письменным общением; компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением новыми технологиями, пониманием их применения; компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане. Совокупность ключевых компетенций можно представить несколькими компонентами: • информационная составляющая компетенции (способы приема, хранения и передачи информации); • проектировочная составляющая компетенции (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); • оценочная составляющая компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); • коммуникативная составляющая компетенции (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей). А.В. Хуторской выделяет следующий перечень ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования [3]. На каждом уровне образования, начиная с общеобразовательной школы, у учащихся должны формироваться ключевые образовательные компетенции – система универсальных знаний, умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Чтобы молодые специалисты были конкурентоспособными на современном рынке труда, где организации и предприятия испытывают дефицит профессионалов, вузам необходимо готовить студентов с высоким уровнем развития ключевых образовательных компетенций. Проанализировав выделенные А.В. Хуторским ключевые образовательные компетенции, можно отметить, что в той и другой группе компетенций присутствует информационная компетенция, необходимая как для учебной деятельности, так и для жизни и работы в условиях обновленной России. Под информационной компетенцией следует понимать формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью информационных технологий. Потенциал информационных технологий обучения проявляется многопланово, открывая при этом определенные возможности: 1. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания изучаемой дисциплины и внесение изменений в методику обучения традиционным дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности. 2. Повышение скорости овладения студентами объемом и содержанием передачи учебной информации. 3. Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения, в результате которой происходит изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого. 4. Реализация положительной мотивации обучения, способствующая личностному развитию студентов. 5. Доступ к дополнительным информационным материалам, что, безусловно, способствует получению достаточно высокого уровня образования. Содержание современного этапа информатизации составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств ин-формационных технологий в традиционные учебные дисциплины, и на этой основе освоение педагогами новых методов и организационных форм учебной работы, практическая постановка вопроса о радикальном пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов образовательного процесса, разработка и начало освоения систем учебно-методического обеспечения (программно-методических комплексов, компьютерных курсов), включающих программные средства для персональных компьютеров, различные видео- и аудиоматериалы, тексты для обучаемых и методические материалы для педагогов. Говоря об особенностях использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, следует подчеркнуть, что их применение будет целесообразным тогда и только тогда, когда обеспечит реальное повышение результативности обучения. А чтобы оценить реальность этого повышения, необходимы объективные средства измерения результатов обучения. Наличие же таких средств – одна из важнейших характеристик информационных технологий. Таким образом, в статье сделана попытка осмысления проблемы необходимости формирования у студентов вуза информационной компетентности. Раскрытие стоящей проблемы не может уложиться в рамки одной статьи. Это дело не одного соискателя, а целой школы исследователей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белкин А.С. Проблемы педагогического мастерства. - М.: Педагогика, 1987.− 172 с. 2. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессио-нальном образовании // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния РАО, 2000. № 3 (5). - С. 13-21. 3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. С − Пб.: Питер, 2001. − 544 с. 4. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1996. − 288с. 5. Fominykh N. On-line ways of reading comprehension / N. Fominykh // Актуальные проблемы языкового образования. Материалы І Всеукраинской конференции 1–2 июня 2012 г. Севастополь : Рибэст, 2012. – 116 с. – С. 89–92. 6. Fominykh N.Technological, didactic and social characteristics of WEB-2.0 / N. Fominykh // Language, Education and Career: Збірник наукових праць (англ. м.). – Кам’янець-Подільський: ВПП: „Апостроф”, 2011. – С.17–18. 7. Fominykh N. WEB-2.0 Ideas for Language Education / N. Fominykh // Materiảly VII Mezinảrodni Vẻdecko-prakticka Konference „Zprảvy Vẻdeckẻ –2011”, 27.10.2011–05.11.2011. – Praha Publishing House „Education and Science s.r.o”, 2011. – P.3–6. – [Electronic resource]. – Access mode: http://shvidko172.narod2.ru/ [/size]