Формирование коммуникативной компетенции на современном уроке иностранного языка
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка означает, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как использовать их для реальной коммуникации.
Основные принципы коммуникативного подхода:
в процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира;
учащиеся принимают активное участие в процессе обучения;
учащиеся выражают собственное мнение;
учащиеся имитируют реальные ситуации;
поощряется совместная работа учащихся;
роль учителя различна в зависимости от задачи урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).
Коммуникативно ориентированный урок:
использование невербальных средств общения;
иностранный язык – основное средство общения на уроке;
работа учащихся в группах;
задания максимально приближены к жизни.
Условия современной школы позволяют сделать формирование коммуникативной компетенции более эффективным благодаря использованию ИКТ технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку могут рассматриваться:
как источник дополнительной информации по предмету;
как способ самоорганизации труда и самообразования;
как способ формирования умений работать с информацией, развития коммуникативных способностей;
как возможность личностно ориентированного подхода;
как способ расширения зоны индивидуальной активности человека;
как способ формирования умений принимать оптимальные решения.
Hot Potatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.
Программа широко используется во всем мире для создания заданий при изучении любых дисциплин.
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
Особое внимание уделяю коллективным способам обучения;
организую парную и групповую формы работы учащихся на этапе решения проблемных задач;
максимум речевой практики учащихся, максимальная активизация учащихся;
использую технологию развивающего обучения, метод проблемного изложения материала;
изучаю индивидуальные особенности учащихся, учитываю зону их ближайшего развития;
развиваю языковые и интеллектуальные умения учащихся через дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей учащихся;
организую на уроках проектную деятельность учащихся как один из способов формирования коммуникативной компетенции;
работаю по учебному комплексу «New Millennium English» под редакцией О.Л. Грозы, этот учебник позволяет внедрять проектирование в практику.
По окончании курсов подготовки "Современные технологии в обучении" активно использую ИКТ на своих уроках в качестве источника дополнительной информации и как способ формирования исследовательских умений учащихся. Применяемые мною интерактивные упражнения выступают как способ повышения мотивации и самоорганизации учащихся. Осуществляю межпредметные связи, использую игровые приемы, аутентичный материал.
Исходя из практического опыта использования установлено, что информационно-коммуникационные технологии повышают мотивацию учащихся в изучении иностранного языка. Позволяют вовлечь учащихся в различные интерактивные ситуации. Определяют творческий подход учителя к преподаванию.
Социально-эмоциональный климат урока проявляется в сотрудничестве учителя и учеников. Учащиеся имеют возможность проявить и оценить свои знания при помощи компьютера. Развиваются навыки чтения, умения напечатать информацию на языке. Учащиеся пополняют свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка. Формируется устойчивая мотивация иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов. Развиваются интерактивные коммуникативные навыки. А как итог - формирование коммуникативной компетенции.