Среда, 21.02.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Бурыкина В.Г.,
ассистент кафедры иностранных языков
и межкультурной коммуникации,
ГБОУ ВПО «Белгородский государственный
институт искусств и культуры»


Одной из главных образовательных задач российской образовательной политики в настоящее время является обеспечение высокого качества образования. Российские вузы в политике качества ориентируются на международные стандарты систем качества – ISO серии 9000, ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и др., а также на стандарты и требования Европейской системы гарантий качества в высшем образовании (ENQA). В соответствии с этими требованиями актуальным становится внедрение инновационных образовательных программ и применение передовых образовательных технологий в процессе преподавания.
Понятие «технология» пришло в образование из английского языка – «an educational technology» - в 60-70 годы. Данный термин трактуется учеными по-разному: единого мнения, что следует понимать под технологией, не существует. Педагогический энциклопедический словарь рассматривает данное понятие как «совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» [2; с. 191]. Существует немалое количество классификаций педагогических технологий, объединяющим элементом которых является противопоставление традиционных классификаций другим, более современным технологиям.
Информационно-коммуникационные технологии, несомненно, относятся к современным технологиям. Идея использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) возникла в рамках концепции программированного обучения. Сторонники ИКТ указывали на возможность индивидуализации обучения и эффективной организации самостоятельной работы студента.
Несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии могут быть самостоятельным объектом изучения, их применение возможно и в совокупности с другими технологиями, где ИКТ является одним из составляющих компонентов образовательного процесса. Так, по мнению В.В. Гузеева, психологический аспект, наличие хорошей информационной среды, обеспеченной освоением новых информационных технологий, акцент на индивидуальности обучающегося при составлении заданий, контроль и управление позволяют обеспечить качественное образование [1; с. 8]. В данном случае речь идет о практико-ориентированной направленности обучения, которая позволяет учитывать индивидуально-психологические возможности каждого студента. Иными словами, приоритетным становится самостоятельный наблюдается при наличии у студентов положительной мотивации к тому или иному виду деятельности.
Принимая во внимание тот факт, что визуальное восприятие на современном этапе развития цивилизации становится доминирующим, преподаватель ищет новые пути для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии. В данной ситуации только преподавателя и учебника уже недостаточно. Широкий спектр информации, отражающей различные точки зрения на одну и ту же проблему и представляющей пищу для критического анализа или самостоятельных выводов или решений, становится доступным при автоматизации обучения. А это, в свою очередь, ведет к более прочному усвоению материала, позволяет увеличить объем знаний и уменьшить временные затраты на их усвоение. Кроме того, применение ИКТ позволяет формировать продуктивное мышление, развивать интеллектуальный потенциал личности, творческое конструирование и умение обрабатывать потребляемую информацию.
ИКТ расширяют коммуникационные, информационно-комбинаторные, графические, моделирующие возможности, тем самым, преобразуя традиционный процесс обучения. Компьютер как средство обучения позволяет вовлекать студентов в учебный процесс, превращая их в субъектов обучения; оптимизировать темп работы студента; обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения; расширять возможности предъявляемой учебной информации; усиливать мотивацию студентов; качественно изменять контроль за деятельностью студентов.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе позволяет решить следующие задачи:
- повысить мотивацию к изучению английского языка;
- развивать речевую компетенцию;
- расширять лингвистические знания;
- формировать готовность к самостоятельному изучению английского языка.
Для решения этих и других задач обучения английскому языку способствуют широкие возможности программных продуктов Sanako Study 1200 и Sanako Lab 300, которые совмещают в себе мультимедийные средства со стандартными инструментами управления студенческой группой и помогают педагогам осуществлять эффективное преподавание. Данное оборудование применяется для решения различных лингводидактических задач во всех видах речевой деятельности: при обучении фонетике, грамматике и лексике, чтению и аудированию, письму и говорению.
Главным достоинством программы является возможность разбивать звучащий материал на отдельные фразы или слова, что дает возможность тщательно отрабатывать произношение студентов. Кроме того, работая над произношением, студенты могут записывать свои высказывания, отдельные фразы, самостоятельно составленные диалоги двумя способами: отдельно от записи, предложенной преподавателем, и параллельно, что дает возможность сравнить свое произношение с аутентичным материалом, услышать свои ошибки и скорректировать произношение.
Данное программное обеспечение позволяет создавать и управлять тестовыми материалами для проверки формирования навыков говорения, а также фонетических, лексических и грамматических навыков. При этом, тесты или упражнения в виде тестов могут быть различными: на множественный выбор, на заполнение пропуска, на исправление ошибок, на соответствие.
Преподавателю рекомендуется создать банк рабочих, контрольных и экзаменационных тестов. Работая с тестами, преподаватель может менять типы тестовых вопросов и редактировать любые существующие тесты, проектировать любой тип вопроса, чтобы проверить сформированность практических навыков студентов. Данное программное обеспечение позволяет установить время и наметить инструкции для выполнения тестов. Оценивание ответов к вопросам теста осуществляется непосредственно тестовым модулем. Функция «Анализатор ответов» показывает график результатов непосредственно после выполнения тестовых заданий, что обеспечивает обратную связь, как для студентов, так и для педагогов. Данные теста можно сообщать и позже, в зависимости от цели проведения того или иного теста. Немаловажен тот факт, что педагогу не нужно вручную обрабатывать тесты; на своем мониторе он видит, какие ответы выбирают студенты. При желании более тщательно проанализировать работы студентов преподаватель сохраняет их в отдельной папке.
Возможность работать в различных режимах общения и разнообразие источников для работы позволяют педагогу организовать интересные, эффективные занятия и повысить мотивацию студентов к различным видам речевых работ, в том числе и к аудированию. Кроме того, одновременно можно настроить четыре различных источника программы для четырех групп студентов. Существуют следующие возможности организации общения: педагог со всей группой, педагог с отдельно выбранной группой студентов, прослушивание одного или пары студентов, моделирование телефонных звонков друг другу.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку в неязыковом вузе позволяют реализовать комплекс методических, дидактических и психологических принципов. Возможности одновременной работы групп студентов с различными заданиями, работы с учетом индивидуального темпа каждого студента экономят время и позволяют использовать его более рационально. Следовательно, процесс познания становится более интересным и творческим. Практическое применение ИКТ влияет на развитие познавательной самостоятельности и формирование умений осуществлять поиск необходимой информации.
Принимая во внимание тот факт, что современные студенты с детства знакомы с компьютером и Интернетом, педагог помогает им легко ориентироваться в информационном пространстве и приобщает к информационной культуре. Интерес студентов к мультимедийным средствам обучения способствует повышению мотивации к самостоятельной работе. Быстрый доступ к аутентичным материалам приближают аудиторную среду обучения к естественной среде. Общение напрямую, без посредников – через электронную почту, чаты, форумы, «скайп» - знакомит студентов с живым языком, обогащает их лексический запас, дает возможность слышать разный английский язык, повышает их социокультурную компетенцию.
С помощью ИКТ образование выходит на новый, более высокий качественный уровень. Представление учебных материалов в различных формах (текст, гипертекст, графика, аудио- и видеоматериалы); выполнение практических работ (моделирование, проектирование, презентации); организация диалога со студентами, определение уровня их знаний – все это относится к преимуществам применения ИКТ в образовательном процессе.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии повышают интерес к изучению английского языка, ускоряют процесс обучения, улучшают качество усвоения материала, индивидуализируют процесс обучения и дают возможность избежать субъективности в оценивании. Образовательный процесс при использовании компьютерных технологий становится более рациональным и интенсифицированным.
Литература:
1. Гузеев В.В. Образовательные технологии: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». – 2002. – с. 191.
Категория: Английский язык | Добавил: viktoria050882 (24.01.2012) | Автор: Бурыкина Виктория Геннадиевна E
Просмотров: 1698 | Теги: Английский язык, технология, информационно-коммуникационные техн | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]