Понедельник, 13.05.2024, 10:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку.
Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку.
В настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств преимущество корректного применения Интернет- технологий в процессе обучения иностранному языку . За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет - коммуникации- электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет- технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие:
-коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
-коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
-умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;
-умений использовать Интернет-ресурсы для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.
Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Поэтому прежде чем перейти непосредственно к вопросу описания видов учебных Интернет-ресурсов, считаем необходимым остановиться на основных понятиях, упомянутых в данной статье.
Наиболее широко используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Интернет в обучении иностранному языку.
В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, видео-, веб-конференции и т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку. Большинству школьников и учителей не понаслышке знакомы многие из этих форм Интернет- общения. В научной литературе существует огромный корпус исследований, посвященных использованию различных форм коммуникации в обучении иностранному языку. В журнале «Иностранные языки в школе» не раз публиковались материалы и методические разработки российских учителей –практиков по использованию форм коммуникации в обучении иностранному языку и преподавании языковых элективных курсов.
Ради справедливости также необходимо отметить, что в России особый импульс появлению исследований, посвященных интеграции Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку, дала Лаборатория дистанционного обучения Российской академии образования и научная школа дистанционного образования, возглавляемая профессором Е.С.Полат.
Информационные ресурсы сети содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист, трежа хант, сабджект сэмпла, мультимедиа скрэпбук, вебквест. Мы целенаправленно использовали транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык, ибо, во-первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины(например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт, и т.д.), во-вторых, использование транслитерации поможет избежать путаницы при работе с зарубежными методическими материалами. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
Хотлист от английского «hotlist»-«список по теме» представляет собой список Интернет сайтов(с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Все, что нужно, - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист
Мултимедиа скрэпбук- от английского «multimedia scrapbook» - «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного иллюстративного материала при изучении определенной темы.
Трежа хант- от английского «treasure hunt» - «охота за сокровищами»- во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла-от анлийского «subject sampler» стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на тестовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличие от трежа хант, с помощью, которого происходит изучение фактического материала, сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально- заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изученному дискуссионному вопросу. При групповой работе необходимо будет разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группе учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу. Вебквест-от английского «webquest»- «Интернет-проект» - самый сложный тип учебных Интернет –ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме; тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изученным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково - познавательной деятельности учащихся. В преподавательской деятельности учителя могут использовать уже готовые учебные Интерент-ресурсы по изучаемым темам или создать их сами. Достаточно большой банк англоязычных учебных Интернет – ресурсов находится в сети Интернет на сайте www.kn.att.com. Учителю необходимо лишь будет ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вебквест). Если же учитель изъявит желание сам создать свои учебные Интернет-ресурсы, он может или воспользоваться специальной программой, доступной в сети Интернет (в этом случае созданные ресурсы будут храниться в сети Интернет и доступны широкому кругу пользователей), или без специальной программы создать учебные Интернет – ресурсы в текстовом редакторе.
Безусловно, учебные Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка должны способствовать, в первую очередь, развитию коммуникативно-речевых умений учащихся. Кроме этого здесь идёт речь и о формировании информационной культуры и обучающихся, и учителя.

Литература
1. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах \\ Иностр. языки в школе.-2006.-№7
2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве \\ Иностр. языки в школе.-2000.-№1
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. \\ Иностр. языки в школе.-2001.-№2,3
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Грицков Д.М.,Черкасов А.К., Кудрявцева Л.В. Использование Интернет с обучении иностранному языку: Монография.- Тамбов: Издательский дом ТГУ им Г.Р.Державина, 2008
5. Thorne S.L & Black R. Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities. Annual Review of Applied Linguistics.- 2008.-№28.
Категория: Английский язык | Добавил: Znatokkam (30.01.2012) | Автор: Смушкина Людмила Викторовна E
Просмотров: 5212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]