Использование
технологии веб-квест в учебном процессе.
Таратухина Татьяна Александровна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 (МБОУ СОШ №7),
заместитель директора по УВР, учитель английского
языка,
Ростовская область, город Сальск
Модернизация
образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает
формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и
телекоммуникационные средства обучения. И современная российская школа находится в процессе поиска
оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной
деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных
средств обучения являются главной составляющей модернизации образования.
Возрастает
интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их
способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности
происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов
выступают технологии обучения.
В
программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая
школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо …
способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен
приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е.
ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В
концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу
возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений
и навыков
Этот
процесс невозможен без развития технологий образования с использованием
различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных
ресурсов.
Как
же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные
информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще
всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете,
что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному
мировоззрению, снижению учебной мотивации. С таким отношением Интернет-ресурсы
становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной
шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные
технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и
учителя.
Современная
учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток
которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают
значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами
своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении
предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Поэтому
проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет
актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес учащихся, создавать
такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую
не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Опыт
работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагаю-щий
использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.
Сегодня
во всех школах большинство учащихся
свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же,
упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в
различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников
компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению
нескольких целей:
-
повышение мотивации к самообучению;
-
формирование новых компетенций;
-
реализация креативного потенциала;
-
повышение личностной самооценки;
-
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств
(например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
Развитие
компьютерных технологий, особенно
Интернет-технологий, даёт
мощный
импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, я, как учитель,
стремлюсь активно использовать новые технические достижения в учебных целях.
Одной из таких попыток стало использование
веб-квеста, особого типа поисковой деятельности, которую учащиеся смогли
бы осуществляют с помощью Интернета. Чтобы ознакомиться с технологией создания
веб-квеста, я прошла курсы на
мастер-классе «Создание веб-квестов на платформе JIMDO», проводимом Сообществом
учителей иностранного языка (http://tea4er.ru/) в январе-марте 2012 года (руководитель
Горбунова Оксана Викторовна, учитель первой квалификационной категории МБОУ СОШ
№28 г. Мытищи Московской области). Это было действительно интересно!
Веб-квест
как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе
которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель
становится не урокодателем, а
консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной,
исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем
создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности
обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся
равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и
результаты обучения.
Веб-квест
включает в себя в качестве обязательных следующие части:
- введение (тема и обоснование ценности
проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия,
а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять учащиеся;
- задание (цель, условия, проблема и пути
ее решения). Это наиболее важная часть Веб-квеста. Задание направляет учащихся
на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;
- процесс (поэтапное описание хода работы,
распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы,
конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся
будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);
- оценка (шкала для самооценки и критерии
оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в
соответствии с определенными стандартами;
- заключение (обобщение результатов,
подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны
риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы).
Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по
проблеме;
- страницы для учителя (дополнительно): В
них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут
использовать веб-квест.
Сегодня веб-квесты значительно варьируются не только
по своей тематике, но и по структуре. Выделяется несколько классификаций
веб-квестов.
Разработчики
веб-квеста как учебного задания Берни Додж (Bernie Dodge (http://edweb.sdsu.edu/people/bdodge/) и Том Марч
(Tom March) из Государственного
университета Сан-Диего) рассматривают два вида веб-квестов: краткосрочный и
долгосрочный.
Целью
краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их
интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может
занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на
расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным
web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь
их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания
для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной
недели до месяца (максимум двух).
В
ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:
-
образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный
процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников,
выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
-
развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения
учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных
выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет -
ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
-
воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение
выбранной работы.
Веб-квест, используя информационные ресурсы
Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый
ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается
ряд компетенций:
-
использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
- самообучение и самоорганизация;
-
работа в команде;
- умение находить несколько способов решений
проблемной ситуации.
Одним
из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных
компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).
Кроме
того, работая над веб-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от
внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который
позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и
отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие
практическую значимость.
К
ключевым характеристикам аутентичного обучения можно отнести:
•
актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;
•
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
•
междисциплинарный характер;
•
тесная связь с реальной жизнью;
•
неограниченность учебных ресурсов;
•
оценка деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними
экспертами,
а также другими учащимися;
Как
видно из вышесказанного, Интернет делает обучение аутентичным и удаляет
преграды между реальной жизнью и уроком.
Работа
учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс,
сделает его живым и интересным. Образовательный веб-квест - это сайт в сети
Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в
различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они
охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и
межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть
или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним
находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом
является публикация работ.
Тематика
веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться
степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от
изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления,
компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Этапы
работы над квестом:
1.
Начальный этап (командный)
Учащиеся
знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в
команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг
другу и учить работе с компьютерными программами.
2.
Ролевой этап
Индивидуальная
работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с
выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная,
то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов
команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда
совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются
материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1)
поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание
материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
3.
Заключительный этап
Команда
работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за
опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования
проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных
работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой
информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность,
структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению
проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов
принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или
интерактивного голосования.
Критерии
оценки веб-квеста
Веб-квест
является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна
основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного
задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать
4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой
работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в
микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного
текста и т.п.
Для
создания бланка оценки необходимо:
1.
Сформулировать наиболее значимые критерии оценки.Критерии должны быть адекватны
типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:
достижение
заявленной цели;
качество
выполнения работы;
качество
процесса выполнения работы;
содержание;
сложность
задания.
2.
Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.
3.
Подготовить описание параметров оценки.
Как
видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего
веб-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи.
Сложность в создании веб-квеста состоит в отборе качественных и тематически
релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и
возрастным особенностям учащихся.
Специфика
веб-квеста лишний раз убеждает в его широких возможностях применительно к
обучению иностранному языку. По мнению многих учителей, успешно внедряющих
веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет три основных составляющих продуктивного языкового
обучения: проблемность, аутен-
тичность
и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении иностранному языку.
Веб-квесты позволяют учащимся получать информацию в устной и письменной форме
(чтение веб-страниц или участие в дискуссии на изучаемом языке). В
интерактивности знание языка проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с
тем и новым содержанием. Все это способствует развитию беглости, точности в
использовании языка и одновременно обогащению словарного запаса.
Проведение
проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:
-
веб-квесты
дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
-
в
Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового
продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
-
в
Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим
создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к
предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и
где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых
систем и инструкции по их использованию;
-
учитель
предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта.
В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации,
чем на выполнение задания;
-
многие
ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня
владения языком.
Но,
однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:
-
для
выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
-
технология
веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной
грамотности;
-
медленный
Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например,
видеоматериалов);
-
много
веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их
необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
И
в заключение, хочу предложить Вам веб–квесты, созданные мною во время работы на
мастер-классе (http://thebolshoitheatre.jimdo.com/ http://taratushechka.jimdo.com/
) . Обратите внимание на организацию
веб-квестов, на критерии оценки, задания, роли.
Дополнительно
можно прочитать:
Веб-квесты http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
Веб-квест
как способ активизации учебной деятельности учащихся http://metodist.edu54.ru/node/40675
Веб-квесты
учащихся http://trc-olhon.ucoz.ru/index/veb_kvesty_uchashhikhsja/0-61; https://sites.google.com/site/gbenglishquest/
Если
Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут следующие сайты:
1.
Рекомендации
по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home
2.
Полезные
советы по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google
Источники информации:
1.
Национальная
образовательная инициатива
"Наша новая школа" http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
2.
http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/14.html
3.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51014/
4.
http://festival.1september.ru/articles/513088/
5.
http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html
6.
http://www.evestnik-mgou.ru/razdeli/pedagogika.html
7. file:///D:/%D0%A1%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%20F/%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%20%D0%9C%D0%9C%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%202011-2012/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/print.htm
8. http://ithistory.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-66
9.
http://inshakovaox.jimdo.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82-%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD/ |