Пятница, 17.11.2017, 22:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

"Использование телепередачи как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка"
Довольно часто на уроках иностранного языка применяется ролевая игра, которая представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра положительно влияет на формирование познавательных интересов, способствует осознанному освоению иностранного языка, делая этот процесс более мотивированным. Она содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, а самое главное, приближает обучение языку к условиям реального общения, что отвечает главной цели иноязычного образования на современном этапе – формированию коммуникативной компетенции. Одним из видов ролевой игры выступает телепередача [5, 46].

Возможности использования телевизионных передач на уроках иностранного языка зависят от правильности отбора таких передач для конкретной группы учащихся; целесообразного выбора того параметра телепередачи (содержания, формы, персонажей), который адекватен проводимому занятию; применение технологии включения компонентов телепередачи в урок [1, 78].
Беседы с родителями, детьми, учителями, анкетирование школьников разных возрастов позволили определить приоритеты в сфере телевидения у детей разных ступеней обучения и возрастов. Младшие школьники отдают явное предпочтение телевикторинам, конкурсам, состязаниям, соревнованиям. Такие передачи как «Зов джунглей», «Поле чудес», «Звездный час» и т.д. привлекают учащихся тем, что в них предлагаются проблемные вопросы и разнообразные задания.
Возросшие социальные потребности подростка влекут смену телевизионных пристрастий, следовательно, наибольшей популярностью пользуются молодежные сериалы, а также телевизионные передачи «Своя игра», «Пока все дома», «КВН» и т.д. По-прежнему привлекательны для школьников передачи соревновательного и познавательного характера [3, 46].
Отобрав телепередачи с учебными целями, следует решить, какой аспект телепередачи можно использовать на уроке: содержание телепередачи, ее форму или только персонажей.

Соотнеся содержание телепередач с тематикой по иностранному языку, следует выделить некоторые передачи, на предметное содержание которых можно опереться при организации телепередачи на уроке иностранного языка. Это передачи информационного типа и страноведческой направленности, сказки, мультфильмы, сериалы, бытовые сценки из жизни детей, молодежи, семейные хроники, экранизация художественных произведений [3, 65].

Методика работы над уроком с опорой на содержание телепередачи включает несколько этапов.
Первый этап – просмотр передачи по телевидению или в записи. Данный этап может опускаться при условии, что за основу взята передача, которая уже известна учащимся.
После просмотра передачи учитель совместно с учениками обсуждает общий ход занятия: выбирается ведущий и другие участники. Каждый ученик заранее выбирает себе подходящую роль. Далее учитель уточняет, что учащиеся могут сказать самостоятельно, а на что требуется специальная подготовка; отрабатывает новые слова и выражения в тренировочных упражнениях разных видов; дает индивидуальные консультации по языковому содержанию игры [3, 44].
Следующий шаг — непосредственно проведение урока-телепередачи. За счет экономии времени на презентацию телепередачи увеличиваются затраты времени для совершенствования речевых умений. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры занимают часть следующего урока. Эта совместная работа педагога и детей часто перерастает не только в полилог с выражением собственного мнения, а порой в настоящую дискуссию [2, 34].

Для развития каких иноязычных умений и навыков может служить телепередача на уроке иностранного языка?
Так, в качестве устного речевого продукта телепередачи может выступать односторонний диалог — это расспрос стимулирующего характера со стороны ведущего и развертывание ответов на вопросы в монологические высказывания описательного, рассуждающего, доказательного и убеждающего типов со стороны других участников телепередачи [4, 34].
Письменный речевой продукт также может выразиться в написании письма о своих личных впечатлениях или же учащиеся пишут письма родственникам о том, что их снимали для российского телевидения (монолог-рассказ), сообщают о том, какие вопросы им были заданы (тренировка косвенной речи) и почему именно им задавали вопросы (монолог-рассуждение) [4, 76].
Содержание телепередачи может стать базой для развития некоторых форм письменной речи, например: конкурса рекламных объявлений, составления «комиксов» на предложенную тематику, можно предложить учащимся написать письмо ведущему телепередачи. Благодаря таким упражнениям дети отрабатывают определенные грамматические структуры, также происходит формирование лексического навыка [1, 23].
На дом учащимся предлагается написать заметки в местную/школьную/классную газету или составить кроссворд (квиз) с использованием содержания телепередачи.
Из сказанного видно, что существует ряд способов использования содержательной канвы телепередач для целей учебного процесса по иностранному языку.
Этим далеко не исчерпываются возможности организации телепередачи на уроках иностранного языка.
Для активизации большего количества учеников в «студии» могут присутствовать ведущие по отдельным аспектам: внутренней и внешней политики, культуре, науке, экономике, сельскому хозяйству, искусству и т. п. «Прямая линия» оживит телепередачу, придав ей реальность. В содержание новостей можно включить «эфирные утки», которые придадут им новый оттенок. Посредством телефонных звонков в студию можно тут же назвать и пригласить для получения приза «телезрителя», который угадает «фальшивые» новости. Есть возможность потренироваться в мотивированном использовании разговорных клише: You are welcome to our studio; What's your telephone number?; We'll phone you and tell where and when you can get your prize, etc [1, 24].
Как показала практика, обращение к содержанию новостных телепередач наиболее успешно реализуется при работе с учениками старшего школьного возраста, когда уже в достаточной степени сформировано произвольное запоминание, вырос объем долговременной памяти, необходимой для участия в ролевых играх, осознаются мотивы учения, да и содержание упомянутых передач рассчитано на более старшую по возрасту аудиторию [1, 25].
Другой областью использования телепередач является проведение интегрированных уроков, основанных на двух, реже - трех учебных предметах. К сожалению, такие уроки редко проводятся в школе, а ведь содержание целого ряда передач может быть использовано для их организации и проведения: «В мире животных» (иностранный язык - биология, иностранный язык - экология), «Непутевые заметки Дм. Крылова» (иностранный язык - география, иностранный язык - граждановедение), «Колесо истории» (иностранный язык - история). Безусловно, такие уроки требуют больших усилий со стороны педагогов и учащихся в плане сотрудничества, детальной разработки элементов урока, отбора содержания. Очень важно взаимопонимание педагогов, стремление найти точки соприкосновения в учебных телепередачах, желание играть. При необходимости на уроках интегрированного типа можно прибегать к помощи «переводчиков». Ничего страшного не произойдет, если во время обсуждения заданий играющие прибегнут к родному языку, главное здесь — дать аргументировано окончательный ответ на английском языке. Для иллюстрации сцен можно пригласить учащихся параллельных классов.

Рассмотрим возможности использования телепередач на уроках иностранного языка с точки зрения формы. Имеется много телепередач, которые отличаются постоянством формы при разнообразии содержания. Типичными для таких программ являются наличие соревнующихся команд, ведущего, зрительской аудитории, жюри, как, например, в КВН, в передаче «Что? Где? Когда?»; присутствие постоянных персонажей, как в передачах «Непутевые заметки», «Пока все дома», «Смак» и др.; хозяина и гостя, как в передачах «Герой дня», «После новостей», «Момент истины» и др. [1, 34].
Использование в учебном процессе формы названных телепередач создает естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, придает игровой характер обычным учебным действиям.
На младшей ступени и средней, вплоть до 6 класса, уместно применять телевизионную передачу «Зов джунглей», так как она (сочетание разговорной практики с двигательной активностью) представляет интерес для детей данного возраста. Урок в форме данной передачи дает возможность детям потренироваться в употреблении
— фраз при знакомстве: I'm a lion. My name is (Tanya). I am 8;
— речевых образцов в процессе представления партнеров по игре: This is (Kolya). Kolya is a tiger;
— ответных реплик: Yes, I'm Kolya. I am a tiger. I am 8;
— модальных глаголов в сочетании с инфинитивом: I can go and jump; I can run and sit; I can sleep and eat;
— глаголов: live, like, have;
— названий цветов
[3, 23].
Помимо этого, учащиеся тренируются в аудировании команд и их выполнении.

Телепередача «Поле чудес», которая может применяться на среднем этапе обучения иностранному языку, позволяет «вывести» ребят как в монологическую, так и в диалогическую форму речи, отрабатывать изучаемый материал по любой теме. Ученики по очереди вращают игровой барабан, и пока он крутится, ведущий (учитель) беседует с учащимися на различные темы: о семье, учебе, увлечениях и т.д. [2, 13].
Взяв форму данной передачи за основу урока, можно побеседовать с ребятами по любой изучавшейся ранее или изучаемой в данное время теме, например: «Животные и игрушки», «Устный счет», «Цвета», «Семья», «Еда», «Спортивный праздник зверей», «День рождения», «Новый год», «Магазин», что предполагает активизацию лексики и грамматических навыков, а также непосредственное развитие умений говорения и аудирования как продуктивных видов речевой деятельности [3, 42].
Фрагменты отдельных телепередач можно использовать на всех ступенях обучения как форму скрытого контроля знаний и навыков, учащихся как по одной теме, так и по блоку тем. Например, содержанием контроля при организации урока на основе телепередачи «Счастливый случай» могут стать такие учебные темы, как "Holidays in Russia and ,Great Britain", "Holidays and Shopping", "Physical Training Lessons and Health", "Weather and Health" и т. п. [3, 33].
Как известно, данная передача предполагает присутствие в студии двух семей, состоящих как минимум из четырех человек каждая, а также ведущего и его ассистента. Таким образом, десять учеников группы могут быть одновременно вовлечены в игру. Она состоит из нескольких геймов. Первый гейм - разминочный. Ведущий задает участникам разные вопросы, проверяя умение слышать вопросы и отвечать на них. Следующий гейм — «Заморочки из бочки». Теперь уже они могут задавать вопросы друг другу, что опять нацелено на устно-речевое общение. Далее в студии появляется гость. Это «темная лошадка». Гость задает участникам ряд вопросов, здесь тренируется языковая догадка учеников, проверяются социокультурные знания. Последний гейм — «Гонка за лидером». Снова ведущий задает вопросы участникам. Если они затрудняются ответить, вопрос адресуется зрителям. Таким образом, данная форма телепередачи способствует развитию диалогического общения участников [2, 45].
Игру в форме передачи «Пока все дома» можно проводить на всех этапах обучения, постепенно усложняя ее содержание. Если в младших классах будут преобладать сообщения элементарных сведений о каждом из членов семьи (его имя, возраст, занятие, увлечения), то на более продвинутых этапах возможен разговор об интересных профессиях, их трудностях, путях преодоления этих трудностей; предметом разговора могут стать также проблемы взаимоотношений в семье между разными поколениями, критерии выбора будущего мужа, жены, условия счастливого существования человека в семье [5, 45].
В качестве персонажей могут выступать члены реальных семей учащихся или их знакомые, литературные герои, персонажи телепередач, популярные деятели искусства, спортсмены, путешественники, исследователи и т.п.
Урок в форме КВН тоже применим на всех этапах обучения, от младшего до старшего школьного. Содержанием его могут стать изучаемые темы или задания на развитие воображения, творческих способностей. В младших классах КВН можно провести по теме "Season", на среднем этапе — по теме "Moscow — the Capital of Russia", на старшем этапе — по страноведческому материалу: "This is the USA", "Britain and Scotland. History of Relations".
Как на уроке, так и во внеурочное время учитель может, заранее выбрав данную форму урока, попросить учащихся посмотреть передачу по телевизору. (Если возможно, не один раз.) Оптимальный вариант — записать передачу на видеомагнитофон, а потом просмотреть ее всем вместе (можно в кабинете иностранного языка после занятий). Во время просмотра ученикам предлагается обратить внимание на поведение ведущих, манеру вести диалог с участниками передачи, стиль одежды; отметить особенности поведения участников, а затем приступить к распределению ролей.
Поскольку ход и содержание игры известны ребятам, особое внимание нужно уделить языковой подготовке ведущих, помочь им составить интересные вопросы для участников игры. Такой урок — хорошая возможность для отработки разных типов вопросов.
Опора на форму телепередачи дает учителю большую свободу в организации ролевой игры, нежели использование содержания телепередач. Еще большая степень свободы присуща заимствованию из телепередач их основных персонажей: ведущих, героев кинофильмов, мультиков, сказок.
Наиболее «нагруженными» в учебном процессе, особенно в младших классах, являются сказочные персонажи и герои мультиков: Буратино и Мальвина, Кот Матроскин, Винни-Пух, Ослик Иа-Иа и Пятачок, Хрюша и Каркуша [2, 26].
Как известно, дети младшего школьного возраста отдают явное предпочтение «мультикам». Но когда ребенок смотрит телепрограмму, он может не обратить внимание на какую-то деталь, отвлечься, что-то упустить. Совсем другое дело, когда о просмотре мультфильма просит учитель. Ребенок сосредоточен, заинтересован в том, чтобы наиболее точно запомнить слова и поведение героев.
Поскольку герои мультфильмов чаще говорят на русском, чем на английском языке, задача учителя состоит в том, чтобы подсказать ученикам выражения, с помощью которых они могут выступить в роли выбранных ими персонажей. Так, например, Винни-Пуху веселому, неунывающему персонажу мультфильма, характерно использование таких выражений, как Oh, it's wonderful!; Good!; Nice!; It's a pleasure!; What about (doing something)?; Don't worry; Be happy. Ослик Иа-Иа, который меланхоличен, характеры следующие фразы: I don't know; I really don't know; I'm not sure; I am so sad today [4, 33].
Другой источник ярких, долго не забывающихся персонажей — телевизионные сериалы. Перенесение героев в учебные ситуации — еще один шаг в организации урока на основе телепередач. Большое число ведущих персонажей позволит всем учащимся принять участие в игре. Так, например, при обсуждении темы "Appearance" телегерои — отличная возможность выхода в монологическую речь. Описанный персонаж вызовет несомненный интерес, если учащиеся смотрят телесериал. Или другой пример. Обсуждая, что значит друг в жизни человека, можно предложить ребятам выбрать одного из героев сериалов и рассказать, почему он хотел бы/не хотел бы иметь его среди своих друзей [1, 23].
Можно также предложить ученикам по-дружески расспросить телегероя о том, что толкнуло его на какой-то шаг, что лежало в основе его поступков, что он чувствовал в тот момент. Это вполне реальная коммуникативная задача.
Еще один способ использования телесериалов — это попросить учащихся от имени персонажей рассказать о том, как они будут жить, что им хотелось бы изменить в своей жизни, будут ли они поддерживать отношения друг с другом, и т.д.
При распределении ролей учитель, конечно, будет стараться удовлетворить пожелания учащихся. Но у него есть и свои задачи в отношении учеников: «разговорить» интровертов, повысить уверенность в себе у робких ребят, не являющихся фаворитами класса, «попридержать» ярко выраженных лидеров. Решая эти задачи, учитель может помочь каждому ученику осознать свои коммуникативные способности, поднять самооценку, призвать к большей сдержанности и т. п. [3, 14].
Использование знакомых учащимся по содержанию и форме телепередач для организации и проведения уроков позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на объяснение правил и условий игры, характеристику персонажей, постановку коммуникативных задач и т. п. Соответственно, больше времени учитель может уделить языковой подготовке учеников, повторить с ними необходимые слова и выражения для успешного решения поставленных речевых задач [3, 34].
Для того чтобы убедиться в правильности данных выводов, попробуем провести с учащимися уроки в форме телепередачи.
Таким образом, телепередача на уроке иностранного языка может использоваться с точки зрения формы («КВН», «Поле чудес», «Зов джунглей»), содержания (информационный тип, страноведческая направленность, сказки, мультфильмы, сериалы, бытовые сценки из жизни детей, молодежи, семейные хроники, экранизация художественных произведений) или отдельных персонажей (Буратино и Мальвина, Кот Матроскин, Винни-Пух, Ослик Иа-Иа и др.). Учителю следует придерживаться методики работы над уроком с опорой на телепередачу, которая включает несколько этапов – обсуждение хода занятия с возможным предварительным просмотром передачи, проведение телепередачи, обсуждение и коррекция ошибок. Урок в форме телепередачи вызывает интерес, создает естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, придает игровой характер обычным учебным действиям.
Важно отметить, что телепередача является хорошим средством реализации коммуникативно-когнитивного подхода, т.к. она отражает характеристики данного подхода, такие, как
мотивированность - любое действие учащегося, выступающего в роли участника телепередачи, совершается из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования. Задача учителя состоит в том, чтобы создать у ученика внутренний мотив, заставляющий его действовать в соответствии с замыслом взятой за основу урока телепередачи.
самостоятельность, т.е. при подготовке к уроку в форме телепередачи, учащийся должен заранее просмотреть передачу, а затем представить себя, подготовить рассказ о своих друзьях в соответствии с данной телепередачей, написать письмо или обсудить проблему на уроке и т.д.
познавательная деятельность, т.е. ученики непосредственно участвуют в процессе подготовки и проведения урока-телепередачи, через этот урок они знакомятся со страноведческой стороной языка, узнают новое о грамматике языка, учатся задавать вопросы, выражать свои мысли по ходу телепередачи.
речемыслительной активность, т.е. деятельность, которая внутренне мотивированна учащимся, побуждает его принимать участие в обсуждении определенных вопросов, опять-таки выражать мысли, давать ответы на задаваемые вопросы в телепередаче.
целенаправленность: каждая деятельность имеет цель, которая сообщается ученикам в начале урока, правильно поставленная задача учителя и самих учащихся дает прекрасные результаты работы обоих, что необходимо учитывать при организации урока-телепередачи.
проблемность – в передаче всегда присутствует проблема, главное - правильно организовать поиски ответов для решения проблемы: дискуссии, телемосты, беседы, обмен мнениями.
содержательность: от этого зависит весь смысл телепередачи, ее форма, персонажи, либо это программа информационного типа, либо сказка, либо дискуссия. Она помогает учащимся понять свои роли, расставить каждое действие по местам.
развернутость суждений при участии в передаче, где необходимо давать свой взгляд на проблему, нужно уметь выразить мысли в логической последовательности.
выразительность: телепередача как вид ролевой игры уделяет особое внимание выразительным особенностям героев, урок-телепередача призван развивать у детей артистичность.
Таким образом, следует отметить, что такая форма урока, как телепередача снимает психологический барьер, и дети легко выполняют задания и с радостью участвуют в игре, что облегчает обучение устно-речевому общению, что, в свою очередь, способствует осуществлению главной цели обучения иностранному языку – формированию коммуникативной компетенции.

Список литературы:
1. Ариян М. А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: реферат Канд. пед. наук. — М., 2002. – 24 с.
2. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие // ИЯШ. — 2004. — № 5.
3. Вайсбурд М.Л., Пустомехова Л.Н. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка// ИЯШ. – 2002. - №6
3. Сусов И.П. Формальный и функциональный подходы к языку // Лингвистический вестник. – Вып. 2. – Ижевск, 2000. – 13 с.
4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ. – 2000. - №1.
5. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед.колледжей\Серия «Среднее профессиональное образование»- Ростов н\Д: «Феникс»,2004.- 420 с.
Доступно только для пользователей
Категория: Английский язык | Добавил: Natallina (09.05.2012) | Автор: Луткова Наталья Викторовна E
Просмотров: 1795 | Теги: Телепередача, иностранные языки, познавательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]