Понедельник, 20.11.2017, 10:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

"Веб-квест как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции"
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации – электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей (2).

Веб-квест – это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств, цитирует энциклопедия «Академия».

Веб-квест может рассматриваться как технология, веб-сайт, проблемное задание, метод, форма, средство.
Если рассматривать с точки зрения технологии, веб-квест представляет собой совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Ярослав Семенович Быховский считает, что «Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу, то есть веб-квест – это совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, определенной тематикой, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере. По мнению Марии Владимировны Андреевой, веб-квест рассматривается как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. А если рассмотреть веб-квест с точки зрения метода, то – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, способов организации учебно-познавательной деятельности учащегося. И веб-квест, как форма, – упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием (5).
Веб-квест был разработан в сер. 90-х гг. 20 в. американским профессором образовательных технологий Bernie Dodge. Важно: не создать энциклопедическую копию образа действительности, а преобразовать полученную в результате поиска информации в единое целое и представить результаты исследования в своеобразной и индивидуальной форме.
Хотелось бы заострить внимание на организацию данной формы самостоятельной деятельности с использованием веб-квеста, позволяющем подобрать аутентичный, актуальный материал профессиональной направленности для чтения и прослушивания, который будет направлен на говорение с последующей проработкой лексического и грамматического материала посредством готовых интерактивных тестов.

На сегодняшний день американские методисты выделяют 5 основных типов веб-заданий (1):
1. Hotlist – полезный список – «список по теме», представляющий собой список Интернет сайтов по изучаемой теме.
2. Multimedia Scrapbook – «мультимедийный черновик» или своеобразная коллекция мультимедийных ресурсов.
3. Subject Sampler – образец постановки проблемы. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу.
4. Treasure Hunt – «охота за сокровищами». В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы.
5. Web-quest – веб-квест или веб-путешествие, сочетание существующей учебной программы и новых педагогических технологий.

В целом тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. (7).

Рассматривая вопрос организации работы с веб-квестом, необходимо определить вид заданий, которые учитель будет использовать на уроке. Американские ученые-методисты, во главе с Берни Доджем, выделяют следующие виды заданий для веб-квестов (6):

- Передать информацию (Retelling Tasks)
- Объединить информацию в единое целое (Compilation Tasks)
- Отгадать загадку (Mystery Tasks)
- Задания из области журналистики (Journalistic Tasks)
- Запланировать и спроектировать (Design Tasks)
- Разработать творческий продукт (Creative Product Tasks)
- Выдвинуть единое предложение (Consensus Building Tasks)
- Убедить других (Persuasion Tasks)
- Изучить самого себя (Self-Knowledge Tasks)
- Провести анализ (Analytical Tasks)
- Принять решение (Judgment Tasks)
- Разведать и исследовать (Scientific Tasks)


Но организовать работу с веб-квестом без знания определенных критериев отбора информации и критериев оценивания квеста невозможно. Следует уделить внимание на следующее: источник информации, полноту и достоверность информации, новизну материала, информационную и культуроведческую ценность, альтернативные источники (в том числе и печатные), мультимедийные возможности, дизайн сайта, посещаемость и прочее. Всё это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования. Одним из известных методов развития умений учащихся критически оценивать веб-квесты является анализ конкретных сайтов на основе специально разработанных критериев. Критерии могут быть разработаны на специальных сайтах, самим учителем или даже учениками, смотрите приложения (2).

Веб-квест содержит следующие этапы (3, с. 47):
1. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
3. Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

Веб-квест имеет свою структуру (7):
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
6. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

В данной форме организации работы можно выделить несколько существенных плюсов (4):
- Необычная форма представления материала;
- Весь необходимый материал переработан, систематизирован учителем, что не составляет труда при подготовке к тестам;
- В каждом разделе содержится лишь определенная часть материала от общей темы веб-квеста;
- Кроме вложенного материала, можно встретить ссылки, откуда был взят он и, где можно найти дополнительную информацию или наглядный материал.
Такая форма организации работы на уроках на сегодняшний день почти не распространена в школах России, поэтому ее использование облегчит работу учителя, с точки зрения организации учебного процесса, включающего самостоятельную деятельность учащихся, на уроке и отбора информации. Создав один раз веб-квест, вы просто будете пополнять его новой информацией, более современными фактами. У учащихся же данная форма работы вызовет больший интерес к изучаемому предмету посредством использования компьютерных технологий и сетей Интернет.

Список литературы:

1. Гультяев, А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов [текст]. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт. – 2002. – 400с.
2. Задорожная, Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах [текст] // Иностранные языки в школе, 2007. – № 4.
3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [текст] //Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.
4. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку [текст]. // Иностран. языки в школе. – 2008. – №6.
5. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99" [электронный ресурс]. – Режим доступа к документу: http://ito.bitpro.ru/1999
6. Додж, Берни [электронный ресурс]. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999.
http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
7. Портал Teachnology [электронный ресурс]. – Режим доступа к документу: http://www.teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/
Доступно только для пользователей

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/32d33bbb3181a181c0292bdc6d7c12795/LutkovaNV_Lesson10_WebQuest.rar.html
Категория: Английский язык | Добавил: Natallina (10.04.2012) | Автор: Луткова Наталья Викторовна E
Просмотров: 1153 | Теги: самостоятельная работа, иностранные языки, веб-квест | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]