Методическая разработка урока по дисциплине "Немецкий язык" по теме: «Семья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное занятие (№ 8) является вторым по теме «Семья». Тип урока - комбинированный. Преподаватель отрабатывает со студентами новую лексику по теме «Семья», добиваясь усвоения слов активного лексического минимума, умения продуктивно комбинировать и трансформировать лексический материал для речевых нужд. На уроке студенты готовятся к выполнению проектных работ по теме «Семья», смотрят и понимают содержание видеофрагментов, составляют ассоциограмму, обучаются изучающему чтению (чтению с полным пониманием содержания) мини-текстов заданной тематики, осуществляют отработку фонетических навыков, систематизируют грамматический материал по теме «Спряжение слабых глаголов в настоящем времени». Так как студентам предстоит не только усвоить новую лексику, но и систематизировать грамматический материал, занятие делится на два блока: лексический и грамматический. Начальный этап урока состоит из приветствия, организационного момента, просмотра видеосюжета и фонетической зарядки. Это этап, когда студенты погружаются в иноязычную речь, настраиваются на работу. Преподаватель мотивирует учебную деятельность студентов, объясняя важность изучаемой темы для каждого из нас, обращая внимание на семейные ценности, культуру взаимоотношений в семье, привлекая внимание к демографическим проблемам в России и Германии. Особенно важно на занятиях по иностранному языку заинтересовать учащихся изучаемой темой. Для этого каждая новая тема начинается с ассоциограммы. Таким образом, студенты имеют возможность наиболее полно выразить свою индивидуальность. Что же представляет собой ассоциограмма? Студентам предлагается назвать слова и выражения, ассоциирующиеся с представленным тематическим рядом картинок. Ведь наглядность является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету. Чем больше каналов восприятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения. Следующим этапом работы является построение самой ассоциограммы. В центре стоит ключевое слово. Вокруг него записываются все слова и выражения, которые ассоциируются у студентов с ключевым словом. Затем учащиеся составляют предложения с этими словами и выражениями. Данные ассоциограммы помогают студентам при составлении рассказа по теме, а также служат опорной схемой при ответе. Очень важным является то, что каждый учащийся из этой ассоциограммы может выбрать то, что соответствует его мнению, личному опыту, убеждениям и выбросить то, что он считает лишним. В ассоциограмму могут вписываться не только отдельные слова и словосочетания, но и целые предложения. При составлении таких ассоциограмм тренируется память студентов. Кроме того, по мнению психологов, информация, представленная учащимся в таком виде, лучше запоминается и сохраняется в памяти более длительное время, чем, если бы студент просто прочитал текст, а потом составил план. С целью формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом вниманию студентов предлагается тематический видеосюжет. Видеофрагмент содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте. Просмотр видео имеет сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служит стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Видеофрагмент направлен на поиск языковой информации, в данном случае – лексической, предполагающей следующую формулировку заданий: • подберите русские эквиваленты к немецким словам и выражениям; • найдите синонимичные выражения к использованным структурам на немецком языке. А такое задание, как ответить на вопросы по видеосюжету, направлено на развитие навыков говорения. С целью релаксации студентов перед переключением на другой вид деятельности преподаватель организует игровой момент: мини-игра «Угадай родственника». Подобные задания выполняются студентами с большим энтузиазмом, и как любые другие игровые формы, носят элемент соревновательности, а также создают благоприятный эмоциональный настрой. При этом игра является желанной и результативной, если её ждут как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряжённой работы. Следовательно, по времени она занимает незначительную часть урока. Для успешного формирования коммуникативной компетенции у студентов большую роль играют лексические и грамматические навыки, поскольку на их сформированности базируются все виды речевой деятельности. В процессе выполнения лексико-грамматических заданий проверяется способность студентов различать значение лексических единиц и их употребление в заданном контексте, а также правильно использовать грамматические формы с учетом контекста. С этой целью на занятии обобщается и систематизируется грамматический материал по теме «Спряжение слабых глаголов в презенсе». Преподаватель напоминает студентам правила употребления и образования презенса. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, совершенствуя грамматические навыки. Вся учебная деятельность в течение урока направлена на подготовку студентов к выполнению проектных работ по теме «Семья». Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий; создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, что способствует развитию у студентов ОК 8 – самостоятельно выполнять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Следующим этапом урока является организация работы в малых группах. Преподаватель предлагает студентам познакомиться с высказываниями немецких сверстников о роли семьи в их жизни и ответить на вопрос: «Зачем нужна семья?» Групповая и парная работа студентов позволяет развивать такую значимую общую компетенцию, как: работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами (ОК 6). Подведение итогов занятия проходит в форме беседы. Преподаватель сопоставляет поставленные цели и задачи урока с достигнутыми в ходе работы результатами. Он анализирует деятельность студентов на уроке, акцентируя внимание на достижениях и стимулируя дальнейшую познавательную активность учащихся, комментирует выставляемые им отметки, дает пояснения к домашнему заданию. Студенты продолжают работу по выполнению проектов; составляют 6 предложений на немецком языке, отвечая на вопрос «Warum brauche ich eine Familie?» Студентам необходимо повторить правила употребления и образования презенса, выполнить грамматическое упражнение.
План урока
Дата проведения: 29 октября 2013 года Группы: Э-I-158 Преподаватель: Рябова Н. В.
Тема урока: Семья. Тип урока: Комбинированный урок. Вид урока: Практическое занятие с элементами беседы, работа в малых группах.
Цель и задачи урока:
1. Образовательная: 1. 1. Развивать первичные умения и навыки учащихся в употреблении слов активного лексического минимума по теме «Семья», совершенствуя фонетические навыки. 1. 2. Совершенствовать навыки диалогической и монологической речи. 1. 3. Систематизировать грамматические навыки по теме «Презенс». 1. 4. Совершенствовать умения осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия.
2. Развивающая: 2. 1. Развивать познавательную деятельность студентов и их интерес к иностранному языку. 2. 2. Развивать речемыслительную активность студентов, способности к комбинированию и трансформированию речевых единиц. 2. 3. Активизировать самостоятельность студентов, их способность к творческому мышлению. 2. 4. Развивать способности к догадке (по словообразовательным элементам, по аналогии с русским языком). 2. 5. Развивать способности к сравнению и сопоставлению, анализу и систематизации, к формулированию выводов из прочитанного, услышанного, увиденного. 2.6. Развивать способности к логическому изложению содержания высказывания, к самооценке своих действий.
3. Воспитательная: 3. 1. Формирование потребности к творчеству, самовыражению. 3. 2. Воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству и взаимопомощи, трудолюбия. 3. 3. Обратить внимание на семейные ценности, культуру взаимоотношений в семье; привлечь внимание к демографическим проблемам в России и Германии (подчеркнуть общие черты). 3.4. Эстетическое воспитание.
Основные методы:
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивно-развивающий.
Метод преподавания: Объяснительно-побуждающий.
Метод учения: Частично-поисковый.
Самостоятельная работа студента:
Аудиторная: Чтение высказываний по теме «Семья» с полным извлечением информации; просмотр видеофильма с последующим выполнением заданий.
Внеаудиторная: Работа над проектом по теме «Семья».
Межпредметные связи
Обеспечивающие:
Русский язык: Интернациональные слова. Местоимения. Спряжение глаголов в настоящем времени.
Литература: Литературный перевод текста.
Обеспечиваемые:
Стандарт специалиста
Внутрипредметные связи:
Немецкий язык: Порядок слов в предложении. Личные и притяжательные местоимения. Классификация глаголов.
Учебно-методическое обеспечение и ТСО: – учебник; – словарь; – раздаточный материал; – мультимедийный проектор; – ноутбук; – видеозапись.
Студент должен:
Знать: - правильное произношение слов активного лексического минимума; - спряжение слабых глаголов в настоящем времени; - порядок слов в немецком предложении.
Уметь: - осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия; - правильно произносить слова активного лексического минимума; - выражать своё отношение к прочитанному с использованием тематической лексики, с опорой на текстовый материал; - спрягать слабые глаголы в настоящем времени.
Развивать общие компетенции:
ОК 6 – работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться; ОК 8 – самостоятельно выполнять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Список литературы:
1. Басова Н.В., Коноплёва Т.Г. Немецкий для колледжей (Deutsch für Colleges). Изд. 18-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 414 [1]с. – (СПО) 2. Бориско Н.Ф. Бизнес – курс немецкого языка. Словарь – справочник. 5-е изд., испр. и доп. – Киев: «Логос» 2010. – 352с., ил. 3. Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих). Изд. испр. и доп. – М.: «ЧеРО», при участии издательства «Юрайт», 2005г. 4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», – 2006. – 192 с. 5. Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. 500 упражнений по грамматике немецкого языка (с грамматическим справочником) изд. 2-е, испр. –М.: Иностранный язык, 2000г. 6. Паремская Д. А. Практическая грамматика (немецкий язык): учеб. пособие/ Д. А. Паремская. – 5-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 350с.