Суббота, 27.04.2024, 05:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Немецкий язык

Методическая разработка урока по дисциплине "Немецкий язык" по теме: «Семья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие (№ 8) является вторым по теме «Семья». Тип урока - комбинированный. Преподаватель отрабатывает со студентами новую лексику по теме «Семья», добиваясь усвоения слов активного лексического минимума, умения продуктивно комбинировать и трансформировать лексический материал для речевых нужд.
На уроке студенты готовятся к выполнению проектных работ по теме «Семья», смотрят и понимают содержание видеофрагментов, составляют ассоциограмму, обучаются изучающему чтению (чтению с полным пониманием содержания) мини-текстов заданной тематики, осуществляют отработку фонетических навыков, систематизируют грамматический материал по теме «Спряжение слабых глаголов в настоящем времени». Так как студентам предстоит не только усвоить новую лексику, но и систематизировать грамматический материал, занятие делится на два блока: лексический и грамматический.
Начальный этап урока состоит из приветствия, организационного момента, просмотра видеосюжета и фонетической зарядки. Это этап, когда студенты погружаются в иноязычную речь, настраиваются на работу.
Преподаватель мотивирует учебную деятельность студентов, объясняя важность изучаемой темы для каждого из нас, обращая внимание на семейные ценности, культуру взаимоотношений в семье, привлекая внимание к демографическим проблемам в России и Германии.
Особенно важно на занятиях по иностранному языку заинтересовать учащихся изучаемой темой. Для этого каждая новая тема начинается с ассоциограммы. Таким образом, студенты имеют возможность наиболее полно выразить свою индивидуальность. Что же представляет собой ассоциограмма? Студентам предлагается назвать слова и выражения, ассоциирующиеся с представленным тематическим рядом картинок. Ведь наглядность является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету. Чем больше каналов восприятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения.
Следующим этапом работы является построение самой ассоциограммы.
В центре стоит ключевое слово. Вокруг него записываются все слова и выражения, которые ассоциируются у студентов с ключевым словом. Затем учащиеся составляют предложения с этими словами и выражениями. Данные ассоциограммы помогают студентам при составлении рассказа по теме, а также служат опорной схемой при ответе. Очень важным является то, что каждый учащийся из этой ассоциограммы может выбрать то, что соответствует его мнению, личному опыту, убеждениям и выбросить то, что он считает лишним. В ассоциограмму могут вписываться не только отдельные слова и словосочетания, но и целые предложения. При составлении таких ассоциограмм тренируется память студентов. Кроме того, по мнению психологов, информация, представленная учащимся в таком виде, лучше запоминается и сохраняется в памяти более длительное время, чем, если бы студент просто прочитал текст, а потом составил план.
С целью формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом вниманию студентов предлагается тематический видеосюжет. Видеофрагмент содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.
Просмотр видео имеет сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служит стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Видеофрагмент направлен на поиск языковой информации, в данном случае – лексической, предполагающей следующую формулировку заданий:
• подберите русские эквиваленты к немецким словам и выражениям;
• найдите синонимичные выражения к использованным структурам на немецком языке.
А такое задание, как ответить на вопросы по видеосюжету, направлено на развитие навыков говорения.
С целью релаксации студентов перед переключением на другой вид деятельности преподаватель организует игровой момент: мини-игра «Угадай родственника». Подобные задания выполняются студентами с большим энтузиазмом, и как любые другие игровые формы, носят элемент соревновательности, а также создают благоприятный эмоциональный настрой. При этом игра является желанной и результативной, если её ждут как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряжённой работы. Следовательно, по времени она занимает незначительную часть урока.
Для успешного формирования коммуникативной компетенции у студентов большую роль играют лексические и грамматические навыки, поскольку на их сформированности базируются все виды речевой деятельности. В процессе выполнения лексико-грамматических заданий проверяется способность студентов различать значение лексических единиц и их употребление в заданном контексте, а также правильно использовать грамматические формы с учетом контекста. С этой целью на занятии обобщается и систематизируется грамматический материал по теме «Спряжение слабых глаголов в презенсе». Преподаватель напоминает студентам правила употребления и образования презенса. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, совершенствуя грамматические навыки.
Вся учебная деятельность в течение урока направлена на подготовку студентов к выполнению проектных работ по теме «Семья». Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий; создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, что способствует развитию у студентов ОК 8 – самостоятельно выполнять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
Следующим этапом урока является организация работы в малых группах. Преподаватель предлагает студентам познакомиться с высказываниями немецких сверстников о роли семьи в их жизни и ответить на вопрос: «Зачем нужна семья?» Групповая и парная работа студентов позволяет развивать такую значимую общую компетенцию, как: работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами (ОК 6).
Подведение итогов занятия проходит в форме беседы. Преподаватель сопоставляет поставленные цели и задачи урока с достигнутыми в ходе работы результатами. Он анализирует деятельность студентов на уроке, акцентируя внимание на достижениях и стимулируя дальнейшую познавательную активность учащихся, комментирует выставляемые им отметки, дает пояснения к домашнему заданию. Студенты продолжают работу по выполнению проектов; составляют 6 предложений на немецком языке, отвечая на вопрос «Warum brauche ich eine Familie?» Студентам необходимо повторить правила употребления и образования презенса, выполнить грамматическое упражнение.

План урока

Дата проведения:
29 октября 2013 года
Группы: Э-I-158
Преподаватель: Рябова Н. В.

Тема урока: Семья.
Тип урока: Комбинированный урок.
Вид урока: Практическое занятие с элементами беседы, работа в малых группах.

Цель и задачи урока:

1. Образовательная:
1. 1. Развивать первичные умения и навыки учащихся в употреблении слов
активного лексического минимума по теме «Семья», совершенствуя
фонетические навыки.
1. 2. Совершенствовать навыки диалогической и монологической речи.
1. 3. Систематизировать грамматические навыки по теме «Презенс».
1. 4. Совершенствовать умения осуществлять репродуктивные и продуктивные
речевые действия.

2. Развивающая:
2. 1. Развивать познавательную деятельность студентов и их интерес
к иностранному языку.
2. 2. Развивать речемыслительную активность студентов, способности
к комбинированию и трансформированию речевых единиц.
2. 3. Активизировать самостоятельность студентов, их способность
к творческому мышлению.
2. 4. Развивать способности к догадке (по словообразовательным элементам, по
аналогии с русским языком).
2. 5. Развивать способности к сравнению и сопоставлению, анализу и
систематизации, к формулированию выводов из прочитанного,
услышанного, увиденного.
2.6. Развивать способности к логическому изложению содержания
высказывания, к самооценке своих действий.

3. Воспитательная:
3. 1. Формирование потребности к творчеству, самовыражению.
3. 2. Воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству и
взаимопомощи, трудолюбия.
3. 3. Обратить внимание на семейные ценности, культуру взаимоотношений
в семье; привлечь внимание к демографическим проблемам в России и
Германии (подчеркнуть общие черты).
3.4. Эстетическое воспитание.

Основные методы:

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивно-развивающий.

Метод преподавания: Объяснительно-побуждающий.

Метод учения: Частично-поисковый.

Самостоятельная работа студента:

Аудиторная: Чтение высказываний по теме «Семья» с полным
извлечением информации;
просмотр видеофильма с последующим выполнением заданий.

Внеаудиторная: Работа над проектом по теме «Семья».

Межпредметные связи

Обеспечивающие:

Русский язык: Интернациональные слова.
Местоимения.
Спряжение глаголов в настоящем времени.

Литература: Литературный перевод текста.

Обеспечиваемые:

Стандарт специалиста

Внутрипредметные связи:

Немецкий язык: Порядок слов в предложении.
Личные и притяжательные местоимения.
Классификация глаголов.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО:
– учебник;
– словарь;
– раздаточный материал;
– мультимедийный проектор;
– ноутбук;
– видеозапись.

Студент должен:

Знать: - правильное произношение слов активного лексического минимума;
- спряжение слабых глаголов в настоящем времени;
- порядок слов в немецком предложении.

Уметь: - осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;
- правильно произносить слова активного лексического минимума;
- выражать своё отношение к прочитанному с использованием
тематической лексики, с опорой на текстовый материал;
- спрягать слабые глаголы в настоящем времени.

Развивать общие компетенции:

ОК 6 – работать в коллективе и команде, обеспечивать её
сплочение, эффективно общаться;
ОК 8 – самостоятельно выполнять задачи профессионального
и личностного развития, заниматься самообразованием.





Список литературы:

1. Басова Н.В., Коноплёва Т.Г. Немецкий для колледжей (Deutsch für Colleges). Изд. 18-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 414 [1]с. – (СПО)
2. Бориско Н.Ф. Бизнес – курс немецкого языка. Словарь – справочник. 5-е изд., испр. и доп. – Киев: «Логос» 2010. – 352с., ил.
3. Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих). Изд. испр. и доп. – М.: «ЧеРО», при участии издательства «Юрайт», 2005г.
4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», – 2006. – 192 с.
5. Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. 500 упражнений по грамматике немецкого языка (с грамматическим справочником) изд. 2-е, испр. –М.: Иностранный язык, 2000г.
6. Паремская Д. А. Практическая грамматика (немецкий язык): учеб. пособие/ Д. А. Паремская. – 5-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 350с.

Интернет-ресурсы:

1. lingvoelf.ru›Видео

Источник: https://yadi.sk/d/OcEGfeu4cfQnz
Категория: Немецкий язык | Добавил: teccol (12.11.2014) | Автор: Рябова Наталья Валентиновна E
Просмотров: 2423 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 AnnaZilinskih  
Наталья Валентиновна, ваша работа допущена к участию в конференции и рекомендована для публикации в сборнике.

2 teccol  
можно подавать заявку на сертификат?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]