Среда, 21.02.2024, 05:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Немецкий язык. Внеклассные мероприятия

Современные возможности преподавания и изучения иностранного языка: проект "Фотоистория" (1 часть)
ПРОЕКТ «ФОТОИСТОРИЯ»

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»,- сказал А. Вознесенский. Это, пожалуй, самая сложная задача – сохранить человека в человеке в нашем стремительном, быстро изменяющемся мире. Это вопрос, о который было источено немало копий и сломано столько перьев.
Наше время – время новых, прогрессивных технологий. Как среди этого многообразия электроники и компьютерной техники не забыть о главном – духовности, гуманизме, человечности. Трудно представить себе современного интеллигентного человека без знаний иностранных языков. Но, я думаю важно не сколько новых языковых, лексических единиц и грамматических правил усвоил ученик, а что он думает, его мнение.
На уроках не всегда хватает времени для этого, не всегда учебные темы соответствуют интересам и потребностям наших учеников. Мы стараемся привить, прежде всего, практические знания и умения за 40 минут учебного времени.
Поэтому мне и показалось необходимым заниматься проектной деятельностью и во внеурочное время.
Метод проекта и сотрудничества, Интернет-технологии, мультимедийные презентации, образовательные вебквесты – современные возможности преподавания и изучения иностранного языка. Но научить ребят сотрудничеству и осуществлению проектной деятельности, групповой работе только во время уроков не представляется возможным.
Поэтому в нашей гимназии было решено создать объединение «Лингвист».
И одной из задач и направлений деятельности этого объединения являлось ознакомление учащихся с данными методами и практическое овладение ими.

Я предлагаю описание проекта «Фотоистория» в рамках внеклассной работы по предмету, разработки занятий I этапа (приложение 1) и приложение 2 (4 фотоистории на немецком языке, 1 презентация для финала -защиты своей истории и фотографии финала проекта)

Цель объединения:
Создать условия для развития билингвальной, бикультурной, языковой личности, способной к активному участию в диалоге культур.

Задачи:
1.Развитие мотивации, устойчивого интереса к изучению языков.
2.Расширение потенциального словаря учащихся; лингвистического и общего кругозора.
3. Воспитание коммуникативно – речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Развитие способности творчески, рационально овладевать изучаемым языком.
5. Развитие интеллектуальных способностей (памяти, мышления и т.д.).
6. Развитие способностей переносить ранее усвоенное в новые ситуации общения.
7. Развитие потребности в самостоятельном приобретении знаний.
8. Улучшение качественной характеристики практического владения иностранными языками.
9.Формирование информационной культуры обучающихся
10. Формирование активной гражданской и жизненной позиции.

Продолжительность проекта:
Проект рассчитан на 1 год. Объём – 66 часов, которые распределены следующим образом: 2 раза в неделю по 1 часу.

Принципы работы в данном объединении:

1.Личностно – ориентированный подход.
Т.е. учёт индивидуальных личностных особенностей каждого ученика, специфики данной группы.
Данный подход проявляется, прежде всего, на уровне отбора тем, предложенных для выбора.
Тематика и проблематика отобрана в соответствии с актуальными интересами и потребностями обучающихся.
2.Сотрудничество.
Личностно – ориентированная направленность меняет процесс взаимоотношений учителя и обучающихся. Для успешной реализации поставленных задач важно, чтобы отношения «учитель-ученик» строились на партнёрской основе.
Поэтому необходимо использование социальных форм работы (индивидуальная, групповая, парная), совместной деятельности и сотрудничества всех участников процесса, имеющих равноправные позиции.
3.Коммуникативная направленность.
Процесс работы строится как коммуникативная деятельность. В основе коммуникативной деятельности лежит способность человека реализовать свои коммуникативные намерения в соответствии со спецификой партнёра по общению и с учётом ситуации.
4.Развитие межкультурной компетенции обучающихся.
Тематика и проблематика проекта должны развивать у ребят интерес к иной ментальности, культуре, способности сравнивать их с собственным менталитетом, культурным опытом, находить между ними различия и общность. Обучающиеся должны уметь ориентироваться в ином образе жизни, иной системе чувств, вступать с ними в диалог, критически осмысливать и обогащать собственную картину мира.
5.Формирование автономии обучающихся в деятельности.
Формирование готовности и привычки самостоятельно работать, принимать независимые решения, брать ответственность за них, представлять своё мнение и аргументировать его.
6.Творческий подход.
Развитие у обучающихся способности к свободному, творческому мышлению, к свободному, творческому решению поставленных задач.
Обучающиеся учатся действовать от своего собственного лица.
Темы, предлагаемые обучающимся, задачи, поставленные перед ними, организация совместной деятельности стимулируют познавательную активность обучающихся, в ходе которой они осуществляют поиск необходимой информации, творчески, в соответствии с определённой задачей, перерабатывают её.

Этапы реализации проекта:
1. Идея.
2. Планирование, подготовка.
3. Реализация.
4. Презентация своей работы.
5. Удовлетворённость проделанной работой, планы на будущее.

Условия реализации проекта:
Организационные:
1. Создание творческой группы педагогов.
2. Расписание работы объединения.
3. Встречи с интересными людьми, организация экскурсий, походов и т.д.
Нормативные:
1. Подборка литературы по проектной деятельности.
2. Методические рекомендации из опыта работы.
3. Устав гимназии.
Материальные:
1. Помещение для проведения занятий.
2. Наличие технических средств обучения (видео, компьютеры, интернет, копировальная техника).
Кадровые:
В объединении предусмотрена работа следующих педагогов, ведущих занятия в творческих лабораториях:
- немецкий язык
- английский язык
- русский язык
- информатика

Прогнозируемые результаты:
Данный проект планирует достижение следующих результатов:
1.Расширение сферы влияния объединения на школы города, кооперация деятельности заинтересованных объединений, оказание методической и практической помощи.
2.Организация совместных городских конкурсов, проектов.
3.Формирование единого информационного пространства, единой информационной базы.

Знания:
- образа и условий жизни иноязычных стран.
- повседневной культуры, культуры поведения в иноязычных странах.
- проблем и тенденций современной жизни зарубежных стран и своей страны, своего города.
- культуры поведения в коллективе.
- информационных технологий
- аффективных стратегий (снятие стресса, ободрение, выражение эмоций, чувств).
- правил и принципов групповой работы.
- основ проектной деятельности.
- основ этики и психологии.
- метода сотрудничества.

Умения:
- самостоятельно приобретать необходимые знания, работать с языком, над языком, с различной информацией, с печатными и компьютерными материалами.
- принимать собственные, независимые решения и брать на себя ответственность за них.
- планировать свою деятельность.
- оценивать успешность своих результатов.
- взаимодействовать с партнёрами, работать в группе.
- свободно общаться на языке, поддерживать разговор на заданную тему.
- творчески подходить к поставленной задаче.
- реализовывать свои коммуникативные намерения в соответствии со спецификой партнёра по общению и с учётом ситуации.
- грамотно вести диалог, аргументировано спорить, вести дискуссию.
- сравнивать, анализировать, обобщать.

Учащиеся обладают следующими качествами:
- терпимость
- развитое самосознание, адекватная самооценка, потребность к познанию.
- доброта, отзывчивость, ответственность, использование правил этики.
- патриотизм, творчество, гуманизм.
- эрудированность.

Способы проверки:
Пленум, хит-парады, бизнес-планы, выставки, конкурсы, круглые столы, презентации и т.д.

В проекте принимали участие учащиеся 7-11 классов.
Тип проекта: творческий, внеурочный, межпредметный, с использованием исследовательских методов.
По характеру контактов: городской (в проекте участвовали учащиеся российско-американской школы).
По количеству участников: групповой.
По продолжительности проведения: долгосрочный (1 год).

Материалы:

фотоаппарат, фотоплёнка, интернет, компьютер, листы бумаги, папки, маркеры и т.д.

Планируемый результат:

Учащиеся должны придумать, написать, творчески оформить историю на иностранном и русском языках на выбранную ими тему с фотографиями, сделанными ими, соответствующими выбранной теме, с последующей мультимедийной презентацией (защитой) данной истории. Презентация составляется с помощью программы PowerPoint.

Приблизительное распределение ролей:
фотограф, интервьюер, оформитель, спичмейкер, координатор

Ребятам предлагались самые разные темы для своих историй, они выбрали следующие:

1. «Друзья, которые меня окружают».

2. «Город -живой организм».

3. «Новый имидж города».

4. «О серьёзном в шутку»

5. «Чему учит улица?».

6. «Пресса вокруг нас».

7. «Диалог культур».

8. «Один день из жизни моего города».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ЭТАП

1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, проектом. 1
2.Знакомство с методом проектов. 2
3.Примеры проектной деятельности. 2
4.Закономерности оформления презентаций 2
5.Знакомство с методом сотрудничества. 2
6.Презентация тем для проекта. Формирование групп «киностудий». 1
7.Оформление коллажа на выбранную тему. 3
8.Хит-парад лучших идей. 1
9.Подведение итогов I этапа. 1
ИТОГО:15 часов

II ЭТАП

1.Распределение ролей в группах (киностудиях). 1
2.Формы творческих дел 1
3.Языковой практикум. 2
4.Работа творческих киностудий по подготовке к проекту. 2
5.Разработка бизнес-планов для осуществления своей идеи. 2
6.Азбука воспитанного человека. 1
7.Оформление рекламного проспекта своей темы. 3
8.Технология совместной деятельности учащихся. 1
9.Выставка рекламных проспектов. 1
10.Подведение итогов II этапа. 1
ИТОГО: 15 часов

III ЭТАП

1.Работа киностудий по бизнес-плану (экскурсии, встречи, походы). 4
2.Языковой практикум. 2
3.Азбука воспитанного человека. 1
4.Игровой практикум. 1
5.Психологический тренинг. 1
6.Деятельность в условиях сотрудничества. 1
7.Оформление фотоисторий. 3
8.Работа с киностудиями (индивидуальные занятия). 2
9.Подведение итогов III этапа. 1

ИТОГО: 16 часов

IV ЭТАП

1.Работа киностудий (разработка макета,сценария презентации). 2
2.Языковой практикум 2
3. Психологический тренинг 1
4.Этика, психология. 1
5.Подготовка презентации (защиты)своего проекта. 4
6.Представление результатов своей работы.Финал конкурса фотоисторий. 2
7.Подведение итогов IV этапа. 1
ИТОГО: 13 часов

V ЭТАП

1.Оценка результатов своей деятельности (индивидуальная и коллективная). 2
2.Языковой практикум. 2
3.Психологический тренинг. 1
4.«Я-сегодняшний» (подведение итогов своей деятельности). 1
5.Планы на будущее (круглый стол). 1
И т о г о:7 часов

ПРОТОКОЛ КОНКУРСА «ФОТОИСТОРИЯ»
В жюри были выбраны представители самих обучающихся и преподаватели. Они оценивали результаты каждого этапа.

Название истории Коллаж Рекламный проспект Фотоистория Презентация*

Максимальная оценка за каждый этап – 5 баллов
Критерии оценки: актуальность выбранной темы
информативность
творческий подход
оригинальность замысла
языковое оформление
* Презентация и защита фотоисторий оценивалась по следующим критериям:

Бланк оценки устного выступления
с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint

Презентация PowerPoint – содержание

10 Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток.
8 Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
4 Все недочеты, отмеченные преподавателем и одноклассниками при предварительном показе, устранены.
10 Отбор материала, последовательность изложения и композиция слайдов демонстрируют глубокое понимание материала и навыки критического мышления.
3 Презентация начинается с титульного слайда.
5 В презентацию включен список использованной литературы, оформленный в соответствии
с существующими требованиями.

Презентация PowerPoint – оформление

9 Презентация состоит как минимум из 10 слайдов.
6 В презентации используются различные макеты слайдов, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов.
6 Общий вид презентации привлекает аудиторию и соответствует теме, макет для каждого слайда тщательно отобран.
6 Текст, графика, звуковые эффекты и эффекты перехода слайдов служат иллюстративным материалом для устного выступления.
6 Презентация поддерживает выступление визуально и позволяет удерживать внимание аудитории.

Устное выступление – представление материала

3 Выступление не является просто чтением с экрана.
3 В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах.
3 Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией; речь отличается богатством интонаций.
3 В конце выступления понимание изложенного материала аудиторией контролируется с помощью вопросов, устной викторины и т.п.
3 Время, отведенное на выступление, используется эффективно.

Устное выступление – технические аспекты

4 Презентация сохранена на сервере в личной папке выступающего; имеется резервная копия презентации.
4 Каждому слушателю были предоставлены раздаточные материалы в формате, предусматривающем свободное место для заметок.
4 Файл презентации сохранен также в общую папку группы.

Максимальное количество баллов = 100

Презентация Power Point содержание = 40

Презентация Power Point – оформление = 33

Устное выступление = 15

Устное выступление – технические аспекты = 12

Примечания: см. фотоистории на немецком языке в папке «Фотоистория –приложение»
В нашем конкурсе победила фотоистория «Чему учит улица?»
(см. Приложение 2, презентация «Чему учит улица»)
Цель: Исследовать влияние социокультурной среды «улицы» на формирование личности подростка.

Гипотеза:
Достижение конкретных практических результатов интеграции в окружающий мир, социализация личности. Осмысление своих социальных ролей, овладение знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и для обеспечения безопасности её жизнедеятельности.

Разработка 9 занятий I этапа.

Занятие № 1.

Вводное занятие.
Знакомство с программой, проектом.
Задачи - познакомить с целями, задачами, планом работы над проектом
«Фотоистория»

Форма проведения – интерактивная, творческая работа
1. Просмотр мультфильма «Буревестник» http://www.ivi.ru/video/view/?id=10816
Посмотрите мультфильм и
- нарисуйте ассоциограмму
- заполните таблицу и представьте результаты

учительница ученики урок
Как чувствует (чувствуют) себя
Какие чувства вызывают у вас
Что вымышлено, а что реально в данной истории
Что изменили бы

Примечания

- наша гимназия

учителя ученики уроки
Как чувствуют себя
Какие чувства вызывают у вас
Что оставили бы, что изменили бы

-сравните и выскажите своё мнение

-придумайте другой конец мультфильма

2. Нарисуйте портрет идеального учителя (I группа)
ученика (II группа)

Ребята рисуют очертания человеческой фигуры
Голова, – какие знания должен иметь
Рука, - что должен уметь
Сердце,– какими качествами должен обладать
Группы представляют результаты, обмениваются мнениями.
3. Знакомство с целями, этапами, задачами проекта.
Ответы на вопросы, обсуждение
Группы проводят рефлексию работы в группе, заполняя анкету:

АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ

1.Как ваша группа работала сегодня? (одно слово)

2.Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово)

3.Каждый ли член группы активно участвовал в работе?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

4.Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

5.Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

6.Выслушивали ли члены группы друг друга?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

7.Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

8.Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

9.Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

10.Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

11.Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг на друга?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

12.Говорил ли один из членов группы большую часть времени?
а) да, постоянно б) в основном в) иногда г) изредка д) никогда

Занятие № 2
Знакомство с методом проектов.

Задачи: - познакомить с технологией проектного обучения, этапами и типами
проектов

Форма проведения: интерактивная лекция

Перед лекций ребята получают листы-опросники (см. «Практическая часть»)

Вы на прошлом занятии нарисовали портрет идеального учителя и обучающегося, и вы говорили о том, что личность современного обучающегося должна быть самодостаточной и творческой, обладающей определёнными личностными качествами, перечислю некоторые из них: широта кругозора, эмпатия, способность объективно оценивать окружающий мир и себя, способность к активному участию в диалоге культур. Так вот последнее достигается путём формирования способности к межкультурной коммуникации, т.е. приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции.
Т.е. произошло смещение акцента в процессе обучения ИЯ с деятельности учителя на деятельность обучающихся. Подобная ориентация созвучна принципам личностно – ориентированного подхода в обучении ИЯ. Личностно- ориентированная направленность меняет процесс взаимодействия учителя и обучающихся. Для успешной реализации перечисленных выше задач важно, чтобы отношения «учитель – ученик» строились на партнёрской основе, поэтому необходимо сегодня использовать социальные формы работы (индивидуальная, парная, групповая), предполагающие деятельность, сотрудничество всех участников образовательного процесса, имеющих равноправные позиции.
Одним из методов, отвечающих данным требованиям, является метод проектов. Девизом данного метода проектов можно считать следующие слова:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я забуду,
Вовлеки меня – и я научусь.

Технология проектного обучения позволяет на практике формировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, т.е. решить одну из главных задач обучения ИЯ.
Только этот метод позволяет превратить занятия в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором практически решаются действительно интересные для ребят, значимые для них, доступные проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Кроме того, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения, потому что в процессе работы вы овладеваете определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Всё дело в выбираемой проблеме, требующей определённых языковых средств для её разработки и решения.

Главная идея метода проектов состоит в следующем – с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, деятельность строится не в русле учебного предмета.
Лозунг этой деятельности « всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Метод- это дидактическая категория, это путь познания, способ организации познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цель проектного обучения.
1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения.
- Позволить каждому из вас увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развивать у каждого позитивный образ себя и других.
- Развивать у ребят умения истинно оценивать себя.
2.Развивать у ребят «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникативность и умение сотрудничать.
3.Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4.Развивать у участников обучения исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Основные черты метода проектов.
1.Ориентированность и востребованность личного опыта участников;
2.Проецирование деятельности за пределы классной комнаты;
3.Свобода действий и самостоятельность участников проекта;
4.Неограниченные возможности индивидуализации деятельности обучающихся и комбинирование парных, групповых, совместных видов работы;
5.Партнёрская позиция преподавателя;
6.Целостность, единство проекта;
7.Создание материального продукта.

Таким образом, можно сказать, что проект – это средство обучения, т.е. усвоение определённого учебного материала. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа.
Основные требования к использованию метода проектов.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения);
2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклад, совместный выпуск газеты, альманах и т.д.)
3.Самостоятельная деятельность участников проекта;
4.Структурирование содержательной части проекта;
5.Использование исследовательских методов.

Отсюда могут быть определены и этапы проведения проекта:

1.Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2.Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы. Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
3.Обсуждение методов проверки гипотез, возможных источников информации, оформление результатов.
4.Работа в группах над поисками материалов.
5.Защита проекта.
6.Выдвижение новых проблем.

Практическая часть

Задание для слушателей
После первой части лекции ребятам предлагается лист с основными понятиями из данной лекции. Они должны по ходу лекции заполнить пробелы. Учитель может сделать пробелы по своему усмотрению. Я предлагаю свой вариант листа –опросника:

Девиз метода проектов …

Главная идея метода проектов состоит в следующем …

Цель проектного обучения. …

Основные черты метода проектов …

Основные требования к использованию метода проектов …

Этапы проведения проекта …
Далее ребята знакомятся с последовательностью выполнения проекта.
Из данной ниже таблицы вырезается столбец «Деятельность обучающихся» и им предлагается заполнить эту графу самим в группах.

Последовательность выполнения проекта
Этапы Задачи Деятельность обучающихся Деятельность учителя
1.
Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2.
Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
3.
Выбор методов проверки принятых гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).

4.
Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идею. Проводят исследование. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа, (если это необходимо).

5.
Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Главное – сформулировать проблему, над которой вы будете работать. Обратимся ещё к одному важному вопросу. Это типология проектов. Многое зависит от типа проекта: его структуры, избираемых методов, источников информации, оформленных результатов, т.е. формы защиты проекта. Существуют следующие типы проектов:

-исследовательские («История праздника», «История рок-музыки»). Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснованной актуальности предмета исследования для всех участников, обсуждения источников информации, продуманности методов, результатов.
- творческие (совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты имеют детально продуманную структуру совместной деятельности участников. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.
-ролево-игровые («В ресторане», «Туристическое агенство» и т.д.). В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
-информационные (статья, реферат, доклад и т.д.). Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомлении участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
-практико-ориентированные (проект закона, словарь обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, проект школы будущего и т.д.). Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Практическая часть

Группы получают названия разных проектов. Их задача – определить тип этих проектов.

«Если бы я был директором…», «Туристическое агентство», «Дизайн дома», «Газета», «Проект школы будущего», «История рок-музыки», «Реферат» и т.д

По предметно-содержательной области выделяются монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты, как правило, проводятся по одному предмету. Хотя работа над монопроектом подчас предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, а могут быть достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные.

По характеру координации проекты могут быть:

- с открытой координацией: координатор участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников.
- со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя. Он выступает как полноправный участник проекта (один из …)
По характеру контактов проекты могут быть:

- внутришкольные или региональные, т.е. в пределах 1 страны;
- международные.

По количеству участников:

- личностные (между 2 партнёрами, находящимися в разных школах)
- парные ( между парами участников)
- групповые (между группами участников)

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

- краткосрочные (3-6 уроков)
- среднесрочные (1-2 месяца)
- долгосрочные (до года)

В результате данной деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

- самостоятельно приобретать необходимые знания, работать с языком, с различной информацией;
- принимать независимые решения и брать на себя ответственность за них;
- планировать свою деятельность;
- оценивать успешность своих результатов;
- работать с партнёрами в группе;
- творчески подходить к поставленной задаче;
- реализовывать свои коммуникативные намерения в соответствии со спецификой партнёра по общению и с учётом ситуации;
- аргументировать, спорить, вести дискуссию.

Практическая часть

Задание для слушателей: заполнить недостающую информацию
По предметно-содержательной области выделяются …
По характеру координации проекты могут быть:
По характеру контактов проекты могут быть:
По количеству участников:
По продолжительности проведения проекты могут быть:
В результате данной деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

Группы знакомятся с параметрами внешней оценки проекта

ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА:

1. Актуальность данной темы, её практическая значимость в жизни.
2. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
3. Коллективный характер принимаемых решений.
4. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
5. Необходимая и достаточная глубина проникновения в тему, привлечение знаний из других областей.
6. Умение аргументировать свои заключения, выводы.
7. Эстетика оформления проекта.
8. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов каждого члена группы.
9. Грамотное оформление речи участников проекта.

“sehr gut”- 8,9 Punkte “kőnnte besser sein”- 4,5 Punkte
“gut”- 6,7 Punkte “nicht besonders gut”- 3,2 Punkte

Происходит обмен мнениями, впечатлениями всех участников проекта (что удалось, что не удалось, почему).

После лекции обсуждаются правила работы в группах:
1. Критикуй идеи, а не человека.
2. Поощряй участи каждого в обсуждении.
3. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
5. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
6. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
7. Ищи рациональное в высказываниях других.

Обсуждение в группах. Рефлексия проделанной работы.

Занятие № 3
Примеры проектной деятельности
Задачи: - познакомить с примерами проектной деятельности
- учить самостоятельно разрабатывать проекты
- учить работать в группе с партнёрами, оценивать
успешность своей работы;
Форма проведения: групповая творческая работа
Группы получают задание разработать какой-либо проект с условием, что самые интересные проекты будут реализованы. Группам предлагается следующая схема:
Тип проекта …
По характеру контактов …
По количеству участников …
По продолжительности проведения …
Планируемый результат...
Материалы …
Приблизительное распределение ролей в группе …
Задания на каждый этап …

Я хочу привести примеры самых интересных идей проектов, разработанных ребятами, как на английском, так и на немецком языках:

Project “A Computer Game”
Plan of lesson 1.

- choose some story or a novel by a Russian or foreign writer according to which you will develop your game;
- decide what kind of game it will be;
- decide how you will present it;
- decide who will be responsible for different kinds of work;
- think what you will need for your next lesson (paper, pencils, pens, picture …) and don’t forget to bring them.
Проект «Компьютерная игра»
План урока №1.

- выберите рассказ или роман, по мотивам которого Вы будете строить свою игру;
- решите, какого типа игру Вы хотите создать;
- решите, как Вы будете презентовать свой проект;
- решите, кто и за какую работу будет отвечать;
- подумайте, что Вам понадобится на следующем уроке, и не забудьте принести.

Project “A Computer Game”
Plan of lesson 2.

- think how your story will develop in your game;
- draw pictures and write the story;
- prepare your presentation.
Project “A Computer Game”
Plan of lesson 2.

- think how your story will develop in your game;
- draw pictures and write the story;
- prepare your presentation.

Project “A Computer Game”
Plan of lesson 2.
- think how your story will develop in your game;
- draw pictures and write the story;
- prepare your presentation.
Проект «Компьютерная игра»
План урока №2.

- подумайте, как будет развиваться сюжет Вашей игры;
- нарисуйте картинки и придумайте историю;
- приготовьте презентацию.

Office of the President of the General Assembly
United Nations, New York, NY, 10017
Tel: (212) 963 7555, fax (212) 963 3301

Dear Sirs or Madams,

European Community is worried by the fact that computer games are becoming more and more violent. The United Nations Organization suggests that young programmers should try to create a new generation of computer games. The games should be interesting and they should be based on some work of literature.

The programmers whose games will be the best will get a grant of $500,000 to produce other games of this kind.

The projects must be sent to the Office of the President of the General Assembly.

Good luck and best regards.

Office of the President of the General Assembly
United Nations, New York, NY, 10017
Tel: (212) 963 7555, fax (212) 963 3301

Уважаемые дамы и господа,

Европейское сообщество обеспокоено тем, что компьютерные игры становятся всё более жестокими. Организация Объединённых Наций предлагает молодым программистам создать новое поколение компьютерных игр. Игры должны быть интересными и основываться на каком-либо литературном произведении.

Программисты, чьи игры будут признаны лучшими, получат грант $ 500,000 на выпуск других игр такого типа.

Проекты следует отправлять в офис президента генеральной ассамблеи ООН.

Удачи!

Проект «Легко ли быть гимназистом»
ТИП ПРОЕКТА: практико-ориентированный, предполагает использование исследовательских методов, монопроект.
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ: внутришкольный
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: групповой
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ: краткосрочный, недельный (5 уроков).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: УЧЕНИКИ ПРИДУМЫВАЮТ РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ, ВИЗИТНУЮ КАРТОЧКУ СВОЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ), С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ЕГО ГОСТЯМ, РОДИТЕЛЯМ, С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ.
МАТЕРИАЛЫ: фотоплёнка, фотоаппарат, листы бумаги, раскладушка, ватман, цветные карандаши и др. материалы.

Класс разбивается на группы (минигруппы).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
1 ГРУППА должна провести опрос и разработать распорядок дня гимназиста
«Типичный день из жизни гимназиста…»
2ГРУППА проводит анкетирование и опрос среди учителей и гимназистов:
«Легко ли быть гимназистом ? почему ?».
3 ГРУППА должна провести опрос и разработать модель будущей гимназии «Гимназия через 20 лет.»

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ
1 ГРУППА: интервьюер, оформитель, спичмейкер (оратор)
2 ГРУППА: интервьюер, спичмейкер, фотограф
3 ГРУППА: интервьюер, оформитель, оратор

Проект «Multi-Kulti»
Данные проекта:
- среднесрочный (10 уроков)
- информационно-исследовательский с элементами ролевой игры
- монопроект
Материалы:
- аутентичные тексты по теме
- интернет
- образцы законодательных документов
- географический атлас и др.
4 группы по 3-4 человека.
Распределение ролей в группе:
- координатор
- оформитель
- оратор
- спичмейкер

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Ученики разрабатывают модель многонационального общества на примере Германии, продумывая пути достижения согласия (законы существования) этого общества, разрабатывая речь-презентацию своей модели многонационального общества для всемирного молодёжного форума.

СИТУАЦИЯ:
ребятам предлагается принять участие в международном молодёжном форуме на тему «Многонациональное общество». При этом их просят разработать законы этого общества, обсудить, что это такое, и на примере какого-то многонационального общества защитить свою точку зрения.

Презентация проектов, обсуждение, рефлексия.

Занятие № 4
Закономерности оформления презентаций

Задачи: - формировать информационную культуру обучающихся;
-познакомить с основными закономерностями оформления
мультимедийных презентаций;
- познакомить с критериями оценки устного выступления
с иллюстративным материалом на основе презентации PowerPoint
(Приложение – бланк оценки, лист 1);
Форма проведения: информационное сообщение с элементами практикума

1. Участникам предлагается презентация (Приложение «Закономерности оформления презентаций»)
2. Разбор примеров (Приложение- презентация «Примеры»),
обсуждение ошибок.
1 слайд – неправильный шаблон оформления, нечитаемый цвет шрифта
2 слайд – улучшенный вариант
3 слайд – слишком много текста, эффект «разбегания глаз», потеря концентрации, внимания; нечитаемый шрифт
4 слайд – слишком много картинок, они нечёткие.
5 слайд – то, что нужно

3. После обсуждения ребята в группах формулируют свои правила составления презентаций. Обсуждение и представление.
Они знакомятся с данными ниже правилами, сравнивают, анализируют.
Продолжение следует ....

Приложение:http://mm-festival.letitbit.net/download/44238860ed44b33f724219604b3c3f75c/MurashkoNV.rar.html
Категория: Немецкий язык. Внеклассные мероприятия | Добавил: murashko (25.08.2011) | Автор: Мурашко Наталья Вячеславовна E
Просмотров: 1975 | Теги: проектная деятельность, ИКТ, формирование информационной культур, разработка занятий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]