Суббота, 27.04.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Хомутова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 12 г. Мирный

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А. Каменский
Интегрированное обучение сегодня – не просто модное веяние времени, но и насущная необходимость, способствующая в полной мере поднять систему образования на более высокий качественный уровень. Современное образование переживает очень сложный период. Разрабатываются новые программы, учебники, вводятся в учебный план новые предметы, создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет делать с ними обучаемый. Интеграция в современной педагогике рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, форм и методов обучения. В результате использования интегративных форм и методов у школьников возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. Интеграция предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые обуславливают взаимодействие разных предметов на одном уроке. Принципы интегрированного обучения (синтезированность знаний, углубленность изучения, актуальность проблемы или ее практическая значимость, альтернативность, доказательность) призваны в полной мере работать на достижение главной цели - развитие мышления учащихся.
Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач:
• Формирование у учащихся целостного представления о мире
• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий
• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности
• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами
• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения
• Активизация самостоятельной деятельности учащихся
Интеграция направлена прежде всего на развитие эрудиции обучающихся, на обновление узкой специализации в обучении. Она не должна заменять обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
Моя задача как педагога состоит не только в том, чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности.
Предметы гуманитарного цикла, особенно история, обществознание, имеют свои точки соприкосновения:
- Образ времени
Изучение литературы предполагает знакомство с исторической и общественной обстановкой в стране. Принцип историзма заложен в программе по литературе. «Изображение пореформенной России в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Народный характер войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», « Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», « Картины коллективизации в повести А.Платонова «Котлован»
-Формирование представления о человеке определенной эпохи
«Пушкин и декабристы», «Изображение эпохи безвременья в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Интеллигенция и революция», «Человек в тоталитарном обществе»
-Работа с первоисточниками, документами
Ссылки на труды Шопенгауэра при изучении философской поэзии Лермонтова, на философию Ницше при изучении ранних романтических рассказов М.Горького, на философские высказывания Канта при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», обращение к Библии при изучении романов «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», повести «Станционный смотритель», работа с критическими статьями А.И.Гончарова, В.Г. Белинского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова и.т.д.
- Изучение истории родной земли, родного края
В программу введены уроки, реализующие изучение регионального компонента, но и кроме этого на уроках русского языка, развития речи мы знакомимся с текстами северных писателей, поэтов, вместе с учениками проводим заочные экскурсии в музеи М.В.Ломоносова, С.Писахова, Ф. Абрамова. Такие уроки позволяют повысить познавательную активность учащихся, воспитать чувства патриотизма и любви к родной природе.
-Формирование представлений о культурных ценностях.
Объяснение понятия импрессионизма в поэзии А.А.Фета происходит и через знакомство с полотнами французских импрессионистов Э. Мане, О.Ренуара, Э.Дега. При изучении творчества футуристов желательно показать полотна художников-модернистов. При изучении многих художественных произведений я обращаюсь к музыке. Мы слушаем романсы на стихи А.Пушкина, С.Есенина, песни на стихи Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого. Причем их исполнителями могут стать и сами учащиеся.
Содружество искусств на уроках литературы помогает учащимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое, эмоциональное воздействие литературного произведения. А.П. Журавлев в книге «Звуки и смысл» (1981 г) писал: «Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества – музыки, звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете смысл искусства»
В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные средства и приемы: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых видах работы, которые я традиционно использую в своей практике.
Во-первых, это работа с полотнами мастеров живописи. При изучении биографии какого – либо поэта, писателя полезно обратиться к их портретам разных периодов, выполненных разными художниками. В ходе беседы, наблюдения над портретами, описанием этих людей современниками учащиеся полнее представят облик человека, увидят разницу в восприятии одной личности разными людьми. Например, портреты А.С.Пушкина, выполненные Т. Райтом, В. Тропининым, О. Кипренским , В. Шухаевым, автопортрет, портреты А.Ахматовой, написанные О. Делла-Вос- Кардовской, К. Петровым- Водкиным, А. Осмеркиным,ее фотографии. Использование произведений живописи на уроке литературы способствует лучшему усвоению программного материала, более глубокому пониманию личности писателя, его произведения. Работа с произведением живописи не является самоцелью, а гармонично входит в ход урока. Знакомство с полотнами живописи помогает достичь важных целей, оно раздвигает горизонты жизни, учит видеть мир шире, понимать явления глубже и многостороннее, развивает духовные потребности и гуманитарные интересы. Современный график А. Гончаров утверждал: «Литература и изобразительное искусство – тесное двуединство, в котором каждое из искусств по-своему прекрасно и необходимо»
Во-вторых, это работа с иллюстрациями, которые сопровождают практически все художественные произведения, представленные в школьной программе. Необходимо, чтобы ученик понял разницу между картиной и иллюстрацией, потому что для иллюстратора натурой является литературный текст, на основе которого он призван создать зрительный образ литературного героя. Обращаясь к иллюстрации, ученик постигает азбуку художественного видения, развивает творческое воображение, эстетическое отношение к окружающей действительности. Одно из заданий, которое я традиционно включаю в урок-рисунок к изучаемому произведению, позволяет ученику почувствовать себя иллюстратором, с помощью рисунка представить сложившийся в воображении художественный образ. Сопоставляя свой рисунок с текстом, учащиеся осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений. Воображение и фантазию проявляют ученики при выполнении заданий такого типа: нарисовать герб города Глупова (роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»), нарисовать памятник героям Бородинского сражения (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
В-третьих, использование музыкальных фрагментов на уроках литературы.
Музыка необходима прежде всего для пробуждения эмоционального восприятия, а ее взаимосвязь с литературой позволяет воспитать гармонически развитую личность, расширить эстетический кругозор ученика, показать лиризм и образность русского языка. Например, изучение поэзии С. Есенина невозможно представить без прослушивания романсов на его стихи, а пушкинскую «Метель» без вальса А.Свиридова. Песня И. Талькова «Бывший подъесаул» очень уместно звучит при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон», а музыка к кинофильму «Дни Турбиных» является отличным фоном к поэме А.Блока «Двенадцать». В 5 – 6 классах мы слушаем звуки природы, описываем свои впечатления от услышанного. При изучении повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» слушаем музыку П.И.Чайковского, просматриваем отдельные фрагменты из кинофильма, сравниваем эпизод, увиденный на экране, с текстом, например разговор Германа с графиней. Традиционно в 8 классе мы проводим урок-концерт «Музы не молчали», посвященный поэзии Великой Отечественной войны. На этом уроке звучат стихи, песни, публицистика тех лет, а иллюстрации и фотографии помогают ярче представить описываемые события.
Безусловно, музыка, звучащая на уроке, украшает урок, воспитывает эстетическое чувство, расширяет кругозор. От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, необходимо знать произведение, прослушиваемое в классе, творчество композитора, иметь фонотеку, технические средства обучения.
В- четвертых, включение учащихся в процесс творчества, т.е. попытка самим стать актерами. Чтение по ролям, инсценирование басен, отдельных эпизодов произведений позволяют учащимся проникнуться духом того времени, вжиться в образ, попытаться обыграть характер того или иного литературного героя. Удачными формами в этом плане являются литературные гостиные, разнообразные суды над литературными героями, внеклассные мероприятия.
Интеграция дисциплин художественно- гуманитарного цикла позволяет увидеть необычное в обычном, развивает фантазию, помогает овладеть материалом литературоведения, основами художественной критики, умением понимать и ценить эстетическую ценность искусства в целом.
Интеграция на уроках русского языка позволяет сделать урок ярче, насыщеннее, интереснее. Приведу лишь несколько примеров интегрирования на уроке русского языка. Например, при изучении темы «Неизменяемые существительные» в 5 классе я предлагаю вниманию учащихся рисунки, изображающие пони, какаду, колибри, гризли, фламинго… Затем предлагаю написать сочинение о посещении зоопарка. Или вместе с учащимися мы рассматриваем карту черноморского побережья Кавказа, а потом рисуем ее, нанося только те названия, которые являются неизменяемыми, например Сочи, Сухуми, Поти и др. Или посещаем кафе, в меню которого входят только неизменяемые существительные. Интеграция служит средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предмету, повышает творческий потенциал учащихся. Очень интересные задания подобраны в учебнике С.И.Львовой, по которому я сейчас работаю: «На уроке биологии» «На уроке истории» «На уроке математики» и т.д. На примере данных упражнений можно проследить межпредметные связи, которые являются составляющей интегрированного обучения.
В современной педагогике в достаточно полном объеме представлены методические подходы к проведению интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла разработаны основные дидактические и специальные требования к интегрированному уроку, прописаны условия эффективного проведения интегрированных уроков, обозначены преимущества интегрированных уроков перед традиционными, названы разнообразные формы интегрированных уроков. В моей практике есть уроки, разработанные в соответствии со всеми этими требованиями:
2006 «Обобщение и повторение по теме «Глагол» 5 класс
2006 «Неизменяемые существительные» в 5 классе
2007 «Нравственный выбор героев романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
«Мастер-класс по теме «Мир образов поэзии Игоря Северянина»
( в рамках муниципального конкурса «Учитель года»)
2008 «Тихий Дон» От названия романа к его проблематике
2009 «Однородные члены предложения».
Интеграция - необходимая часть внеурочой деятельности по предмету. Как было сказано выше, использование таких форм, как литературная гостиная, газета, конкурс, литературная игра предполагает интегрированный подход в обучении.
Сложилось так, что в моей практике интеграция наиболее полно проявилась в исследовательских работах учащихся.

В 2008 году как учитель я приняла участие в открытом региональном конкурсе «Поморское наследие» , заняла в нем 2 место с исследовательской работой «Русский Север: прошлое, настоящее, будущее», выступила на региональных педагогических чтениях в г. Архангельске
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система моей деятельности, то есть и конкретные результаты интегрированного обучения:
1. Повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
2. Изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми предметами.
3. Эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки и живописи.
4. Рост познавательного интереса школьников, проявляемый в желании активной самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
5. Включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихи, рисунки, творческие работы, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Я уверена, что интеграция предметов в школе современной – реальная потребность времени, одна из основных форм работы на уроке и эффективное средство повышения компетентности участников образовательного процесса.

Литература
1. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников. Монография. М., Прометей, 2007г.
2. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника. Преподаватель XXI век. 2007 г. № 1.
3. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний учащихся как способ достижения нового качества образования. Науч.// труды МПГУ сер. Психолого-педагогические науки, М. ГНО издательство «Прометей» 2005.
4. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность. Естествознание в школе. 2004 г.№4.
5. Проектирование как форма интеграции базового и дополнительного образования школьников. Теория и практика дополнительного образования. 2007, №1.
6. Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства Калуга Л.В. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006.
Приложение к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/816e46a8cffe45c06d9e5e5339b38446f/Homytova_NV..rar.html
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Vaimyga (09.05.2012) | Автор: Хомутова Наталья Валентиновна E
Просмотров: 3120 | Теги: Белая гвардия, Тихий Дон, интегрированный урок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]