Четверг, 18.04.2024, 11:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Интегрированный урок литературы и французского языка в 5 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Интегрированный урок литературы и французского языка «М.Ю. Лермонтов. «Бородино»»
У Бородино французская армия разбилась о русскую.
генерал А.П.Ермолов

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
ЦЕЛИ УРОКА:
Совершенствование умений и навыков чтения и перевода поэтического текста на примере произведения М.Ю.Лермонтова "Бородино”;
Расширение словарного запаса, используя лексику французского языка;
воспитание уважения к великому историческому прошлому России;
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
портреты М.Ю. Лермонтова, героев войны 1812 года;
загадки - шарадки
текст баллады "Бородино”;
презентация;
слайд-шоу «Бородино».
ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
Гимн русскому воинству
Конспект урока
1.Оргмомент ( 1 минута )
Учитель приветствует учащихся, выясняет, кто отсутствует, желает детям хорошего настроения, творческих успехов
Учащиеся приветствуют учителя, дежурный говорит, кого нет в классе, настраиваются на плодотворную работу
2. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся ( 5 минут )
На фоне музыки («Гимн русскому воинству) начинается вступительная беседа.
Учитель демонстрирует слайд №1 презентации, организует беседу для мотивации учащихся:
- Чей портрет вы видите?
- Что вам известно об этом человеке?
- Какие произведения Лермонтова вам знакомы?
- Какое произведение поэта освещает нам героическую страницу нашего великого прошлого?
Да, это баллада Лермонтова «Бородино». Мы с вами уже знакомы с этим произведением. На сегодняшнем уроке мы попробуем воспроизвести некоторые его фрагменты на французском языке, ведь именно в 19 веке французский язык был очень популярным в России, на нём говорили почти 60% образованного населения России.
Сформулируйте тему урока
Учащиеся формулируют тему урока
Учитель демонстрирует правильный ответ на слайде № 2
Дети читают текст слайда и сравнивают со своими ответами
- Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим перед собой и как будем добиваться их достижения?
Учащиеся формулируют цели урока
Учитель демонстрирует правильный ответ на слайде №3
Учащиеся слушают учителя, просматривают материал, расположенный на слайде.
3. Актуализация опорных знаний ( 14 минут )
Прослушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исполнении учащихся.
(на фоне слайд-шоу «Бородино» два ученика читают наизусть стихотворение).
А сейчас мы проведём с вами «Бородинский турнир»
«БОРОДИНСКИЙ» ТУРНИР (мальчики против девочек и наоборот)
(5 вопросов – 5 ответов).
Вопросы от учителя в случае затруднений:
1. В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
Основная мысль стихотворения: русские люди не жалеют ничего для победы над врагами. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Из него мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
2. Когда произошло Бородинсое сражение?
26 августа (7 сентября) 1812 года.
3. Как вы считаете, в чём особенность этой баллады?
Она построена как диалог.
4. Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?
Старый солдат рассказывает о сражении молодому поколению. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя – это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку.
5. Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?
Через много лет. Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.
6. Был ли поэт знаком с участниками сражения или это художественный вымысел? Стихотворение написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, дядя Лермонтова, Афанасий Алексеевич Столыпин тоже был участником Бородинской битвы. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино, однако главный герой его стихотворения, рассказчик – старый солдат остался безымянным.
7.Почему Лермонтов доверяет повествование простому русскому солдату?
(для того, чтобы сделать повествование более достоверным. Он там был, всё видел, пережил. Рассказчик лишь дважды говорит «я», в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит «мы». Герой безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего русского народа).
8.Что означает фраза «ворчали старики»? Что такое «зимние квартиры»?
По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на «зимних квартирах».
9.Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Как вы понимаете выражение «быть хватом»? «сражен булатом»?
«быть хватом» значит всё уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполнял все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя горечь, когда он вспоминает солдата. Слова 2сражен булатом2 говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою шпагой.
10.Какими словами полковник в стихотворении поднял солдат на битву?
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
11.Как описана картина боя? Как её читать? (с нагнетающей интонацией)
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
12.Читаем последнюю строфу. К чему были готовы русские воины? Что означают слова «вот затрещали барабаны - // и отступили басурманы»?
Вот смерклось. Были все готовы,
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимал каждый солдат.
13.Чем завершается стихотворение? Почему автор повторяет строфу, которая уже звучала?
Воин жалеет о гибели многих русских людей. После кровопролитного сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.
4.Физкультминутка (упражнения для глаз) ( 2 минуты )
Выполнение ряда упражнений.
5.Изучение нового материала ( 13 минут)
Блок урока учителя французского языка
Учитель французского: - У меня тоже есть вопросы к вам вопрос. (Задаёт вопрос на французском языке) - Какое историческое событие описывает Лермонтов?
Дети отвечают на французском языке:-Бородинское сражение.
Учитель : Посмотрите на карту Бородинского сражения (Слайд №4 «Карта Бородинского сражения»)
-А вы знаете, что у французов такого названия нет, они называют его …Вопрос для детей: Как Бородинское сражение называют во Франции?
Учитель литературы:- Это очень интересно! Ребята, как вы думаете, есть ли перевод лермонтовского произведения на французский язык, ведь во время, когда писалось это произведение французский язык был самым популярным и считался необходимостью для образованных людей того времени?
Учитель французского- Нет, такого перевода не существует. Мы впервые переведём некоторые фрагменты этого произведения. Например, какое словосочетание вы желали бы перевести?
Перевод словосочетания «синие верхушки» - les cimes bleues
Перевод одного предложения у доски вместе с учащимися «Французы двинулись как тучи».
Работа в группах.
А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно в группах.
Раздача карточек с заданиями по группам.
На столах подготовлены листы с неизвестными словами, их значениями и переводом:
1. La bataille de Moscova -
La redoute – убежище, укрытие
Redouter – бояться
2. Monsieur [mesjo]-
Messieurs -
3. Перестрелка – le fusil [fuzi] ружьё, мушект, аркебуза, пищаль
la fusillade – перестрелка из ружей
le fusilier – стрелок
фузея
фузилёры
une epaule – плечо
une epaulette - погон
le canon – пушка
la cannonade – перестрелка из пушек
le canonnier – канонир, артиллерист
un dragon – дракон
une dragonne - шнур – драгуны
синие верхушки - les cimes bleues
протяжный вой - un rugissement prolonge
земля тряслась – la terre a tremble
ночная пала тень – la nuit tomba une ombre
носились знамена, как тени –les bannieres flottait comme des ombres
Группы учащихся самостоятельно выполняет задания. Демонстрируют результаты выполнения задания.
6.Организация проверки выполнения заданий, комментирование и выставление отметок
(чтение фрагментов стихотворения на французском языке). 10 мин.
7.Заключительный этап урока ( 5 минут )
Слово учителя литературы, обращается к детям: Молодцы! Евгений Михайлович, а сохраняется ли при переводе экспрессивность, выразительность, яркость образов, созданных великим поэтом?
Учитель французского: да, исходный текст настолько «сильный», что французский язык смог передать палитру красок Бородинского сражения. Ребята, ваше домашнее задание:
Объяснение выполнения домашнего дифференцированного задания:
- перевод оставшихся фрагментов баллады.
- нарисовать рисунок по сюжету баллады
- выучить наизусть стихотворение Лермонтова(презентация учителя Слайд №5)
Учитель литературы: - Почему в наши дни мы обращаемся к балладе?
8.ВЫВОД делают учащиеся
Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!" Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!" - Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.
Звучит гимн русскому воинству
Использованная литература и ресурсы
1. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература. 5 кл. Учеб. – хрестоматия для общеобраз. учреждений. В 2 ч. / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др.- 3-е изд. – М: Просвещение, 2004.
2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 5 кл./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003.
3. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. Изд. 2-е, дополненное. 5 класс.- М: ВАКО, 2004.
4.http://www.youtube.com/watch?v=jNKXoqFESaQ . Гимн русскому воинству.
5.Слайд – шоу «Ф. Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbb2d062-f143-41d9-9bef-f5b9737592f6/%5BLI5RK_16-01%5D_%5BSL_05%5D.html
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: mar-coc (30.06.2012) | Автор: Марина E
Просмотров: 4403 | Теги: лермонтов, Бородино, интегрированный урок литературы и ф | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]