Суббота, 20.04.2024, 12:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева
«Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева».
Паспорт проектной работы
Название проекта – бинарный проект «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
Руководители проекта – Димитрева Елена Юрьевна, учитель литературы и русского языка, Сергеева Екатерина Юрьевна, учитель информатики и ИКТ.
Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту, - литература, изобразительное искусство, информационные технологии.
Проект рассчитан на учащихся 6 класса.
Тип проекта – творческий.
Цели проекта:
Обучающие:
• представить учащимся поэзию Тютчева как воспевание природы (не пейзажа) в движении, развитии (смена времен года – смена красок и настроения);
• формировать навык работы учащихся с литературоведческими понятиями эпитет, олицетворение, аллитерация, ассонанс;
Развивающие:
• формировать у учащихся навык выразительного чтения;
• развитие творческих способностей учащихся;
• формировать навык учащихся сопоставлять средства изобразительности;
• развитие умения самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
Воспитательные:
• продолжить работу по формированию эстетических взглядов учащихся;
• мотивировать учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений;
• формирование и развитие умения и навыков работы в сотрудничестве;
• развитие коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения);
Вопросы проекта:
• Есть ли в лирике Ф.И. Тютчева стихотворения, передающие особенности каждого месяца года?
• Можно ли проиллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева картинами русских художников?
• Как с помощью языковых средств художник слова описывает времена года, передаёт свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца?
• Какими приёмами пользуются поэты и художники при создании образов?
• Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у художников и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов?
• Как с помощью ИКТ оформить макет календаря?
Продукт проекта – «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
Актуальность проекта
На уроках необходимо говорить со школьниками о содружестве искусств, соединять литературное развитие с эстетическим. Использование разных видов искусства служит не только для создания зрительной, слуховой и синтетической наглядности, но и организации исследования.
Этот проект должен способствовать:
• мотивации учащихся к проведению исследований;
• выработке навыков и умений групповой работы;
• выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы;
• мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.
1. Этапы работы:
Подготовительный
• Урок литературы «Тютчев певец русской природы»: согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; составление подробного плана работы над проектом
Организация работы
• Урок литературы «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». «Мозговой» штурм.
• Консультации по подбору литературного и художественного материала по теме проекта.
• Промежуточный контроль, обсуждение результатов
• Уроки информатики и ИКТ: поиск художественного материала в глобальной сети Интернет, набор текста стихотворений в MS Word, оформление макетов листов календаря с помощью программы MS Publisher, верстка страниц календаря.
Завершающий этап
• Составление презентации с использованием ИКТ
• Защита бинарного проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»

«Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». Часть вторая
Конспект урока «Ф.И. Тютчев – певец русской природы»
Защита бинарного проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»

Цели урока:
Обучающие:
• представить учащимся поэзию Тютчева как воспевание природы (не пейзажа) в движении, развитии (смена времен года – смена красок и настроения);
• формировать навык работы учащихся с литературоведческими понятиями эпитет, олицетворение, аллитерация, ассонанс;

Развивающие:
• формировать у учащихся навык выразительного чтения;
• формировать навык учащихся сопоставлять средства изобразительности;
• формировать у учащихся навык представления результатов своей деятельности с помощью ИКТ.
Воспитательные:
• продолжить работу по формированию эстетических взглядов учащихся;
• мотивировать учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Работа с эпиграфом. Словарная работа.
3. Слово о поэте.
4. Защита проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
5. Заключительная беседа.

Оборудование:
1. Мультимедиапроектор
2. Проекционный экран.
3. Презентация макета календаря, выполненная в Microsoft Power Point
4. Напечатанный макет календаря.

Ход урока:
1. орг. момент.
Уч. литературы:
Уважаемые авторы-составители календаря, уважаемые гости, сегодня мы начинаем заседание редколлегии, на котором мы должны утвердить макет календаря «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». Мы проделали очень большую исследовательскую и творческую работу: подобрали стихотворения Ф.И. Тютчева о разных месяцах года,
Уч. информатики:
…нашли репродукции картин русских художников в сети Интернет, напечатали стихотворения с помощью программы MS Word, оформили макеты листов календаря с помощью программы MS Publisher, на которых поместили стихотворения Ф.И. Тютчева и подходящую по настроению картину. И вот сегодня подведём итоги, оценим результаты нашей работы, выслушаем мнение гостей.
2. Работа с эпиграфом. Словарная работа.
Уч. информатики:
Итак, мы представляем вам обложку нашего календаря. (Слайд). На фоне природы портрет Ф. И. Тютчева и его слова:
Уч. литературы:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
- В первой же строке есть слово, которое многим может быть не понятно, но оно очень важно для того, чтобы объяснить цель нашей работы. Мните – подберите однокоренные слова. Значит, мните – думаете. Следовательно, задача нашего календаря заставить размышлять. О чём? В чём убедил нас с вами поэт? (Природа - живой организм. Смена времен года – это этапы жизни, смена красок и настроения).
3. Слово о поэте. Работа с форзацем календаря. Сообщение Биографа о поэте.
4. Защита проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
Учащиеся защищают свою страницу календаря по плану:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сопоставление текста стихотворения с подобранной картиной (по настроению, художественным образам, краскам).
Между выступлениями учащихся возможна фронтальная работа с классом «С русским словом можно творить чудеса» (К. Паустовский).
1) Работа со стихотворением «Весенняя гроза»
Мы все с вами знаем, что поэты создают образ с помощью слов и звуков. Какие звуки чаще всего повторяются в первой строфе? Почему? Соберите слово ГРОМ из разбросанных звуков. Сколько раз вы смогли его собрать? (Понятие об аллитерации).
2) Чудеса можно творить и с помощью гласных звуков. По мнению профессора Журавлёва каждый гласный звук ассоциируется с определенным цветом. (Показать таблицу)
Посмотрим, какие гласные чаще всего употребляются в первой строфе.
Посмотрим на таблицу, какие цвета им соответствуют?
Почему в этой строфе ударные гласные обозначают синий, голубой, жёлтый и лишь немного зелёного цвета?
Названы ли эти цвета словами? (Понятие ассонанс).
5. Заключительная беседа.
Что мы сумели доказать сегодня на уроке?
( Природа – живой, развивающийся организм.
Явления природы и цвета можно передать красками, словом, звуками.
Аллитерация – создание образа с помощью повторения согласных звуков.
Ассонанс – создание образа с помощью повторения гласных звуков.)
Принимаем ли мы макет календаря, или есть замечания к оформлению страниц?
6. Слово гостям. Подведение итогов

7. Рефлексия. Заполнение экспертного листа

8.В качестве примера предлагаем несколько страниц календаря:



Категория: Интегрированные уроки | Добавил: ekatherina (20.06.2012) | Автор: Сергеева Екатерина Юрьевна E
Просмотров: 2767 | Теги: Календарь, литература, Публикация, лирика Тютчева, русские художники | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]