«Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». Паспорт проектной работы Название проекта – бинарный проект «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева» Руководители проекта – Димитрева Елена Юрьевна, учитель литературы и русского языка, Сергеева Екатерина Юрьевна, учитель информатики и ИКТ. Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту, - литература, изобразительное искусство, информационные технологии. Проект рассчитан на учащихся 6 класса. Тип проекта – творческий. Цели проекта: Обучающие: • представить учащимся поэзию Тютчева как воспевание природы (не пейзажа) в движении, развитии (смена времен года – смена красок и настроения); • формировать навык работы учащихся с литературоведческими понятиями эпитет, олицетворение, аллитерация, ассонанс; Развивающие: • формировать у учащихся навык выразительного чтения; • развитие творческих способностей учащихся; • формировать навык учащихся сопоставлять средства изобразительности; • развитие умения самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; Воспитательные: • продолжить работу по формированию эстетических взглядов учащихся; • мотивировать учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений; • формирование и развитие умения и навыков работы в сотрудничестве; • развитие коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения); Вопросы проекта: • Есть ли в лирике Ф.И. Тютчева стихотворения, передающие особенности каждого месяца года? • Можно ли проиллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева картинами русских художников? • Как с помощью языковых средств художник слова описывает времена года, передаёт свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца? • Какими приёмами пользуются поэты и художники при создании образов? • Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у художников и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? • Как с помощью ИКТ оформить макет календаря? Продукт проекта – «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева» Актуальность проекта На уроках необходимо говорить со школьниками о содружестве искусств, соединять литературное развитие с эстетическим. Использование разных видов искусства служит не только для создания зрительной, слуховой и синтетической наглядности, но и организации исследования. Этот проект должен способствовать: • мотивации учащихся к проведению исследований; • выработке навыков и умений групповой работы; • выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы; • мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений. 1. Этапы работы: Подготовительный • Урок литературы «Тютчев певец русской природы»: согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; составление подробного плана работы над проектом Организация работы • Урок литературы «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». «Мозговой» штурм. • Консультации по подбору литературного и художественного материала по теме проекта. • Промежуточный контроль, обсуждение результатов • Уроки информатики и ИКТ: поиск художественного материала в глобальной сети Интернет, набор текста стихотворений в MS Word, оформление макетов листов календаря с помощью программы MS Publisher, верстка страниц календаря. Завершающий этап • Составление презентации с использованием ИКТ • Защита бинарного проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
«Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». Часть вторая Конспект урока «Ф.И. Тютчев – певец русской природы» Защита бинарного проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева»
Цели урока: Обучающие: • представить учащимся поэзию Тютчева как воспевание природы (не пейзажа) в движении, развитии (смена времен года – смена красок и настроения); • формировать навык работы учащихся с литературоведческими понятиями эпитет, олицетворение, аллитерация, ассонанс;
Развивающие: • формировать у учащихся навык выразительного чтения; • формировать навык учащихся сопоставлять средства изобразительности; • формировать у учащихся навык представления результатов своей деятельности с помощью ИКТ. Воспитательные: • продолжить работу по формированию эстетических взглядов учащихся; • мотивировать учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.
Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Работа с эпиграфом. Словарная работа. 3. Слово о поэте. 4. Защита проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева» 5. Заключительная беседа.
Оборудование: 1. Мультимедиапроектор 2. Проекционный экран. 3. Презентация макета календаря, выполненная в Microsoft Power Point 4. Напечатанный макет календаря.
Ход урока: 1. орг. момент. Уч. литературы: Уважаемые авторы-составители календаря, уважаемые гости, сегодня мы начинаем заседание редколлегии, на котором мы должны утвердить макет календаря «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева». Мы проделали очень большую исследовательскую и творческую работу: подобрали стихотворения Ф.И. Тютчева о разных месяцах года, Уч. информатики: …нашли репродукции картин русских художников в сети Интернет, напечатали стихотворения с помощью программы MS Word, оформили макеты листов календаря с помощью программы MS Publisher, на которых поместили стихотворения Ф.И. Тютчева и подходящую по настроению картину. И вот сегодня подведём итоги, оценим результаты нашей работы, выслушаем мнение гостей. 2. Работа с эпиграфом. Словарная работа. Уч. информатики: Итак, мы представляем вам обложку нашего календаря. (Слайд). На фоне природы портрет Ф. И. Тютчева и его слова: Уч. литературы: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». - В первой же строке есть слово, которое многим может быть не понятно, но оно очень важно для того, чтобы объяснить цель нашей работы. Мните – подберите однокоренные слова. Значит, мните – думаете. Следовательно, задача нашего календаря заставить размышлять. О чём? В чём убедил нас с вами поэт? (Природа - живой организм. Смена времен года – это этапы жизни, смена красок и настроения). 3. Слово о поэте. Работа с форзацем календаря. Сообщение Биографа о поэте. 4. Защита проекта «Календарь «Времена года в лирике Ф.И. Тютчева» Учащиеся защищают свою страницу календаря по плану: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Сопоставление текста стихотворения с подобранной картиной (по настроению, художественным образам, краскам). Между выступлениями учащихся возможна фронтальная работа с классом «С русским словом можно творить чудеса» (К. Паустовский). 1) Работа со стихотворением «Весенняя гроза» Мы все с вами знаем, что поэты создают образ с помощью слов и звуков. Какие звуки чаще всего повторяются в первой строфе? Почему? Соберите слово ГРОМ из разбросанных звуков. Сколько раз вы смогли его собрать? (Понятие об аллитерации). 2) Чудеса можно творить и с помощью гласных звуков. По мнению профессора Журавлёва каждый гласный звук ассоциируется с определенным цветом. (Показать таблицу) Посмотрим, какие гласные чаще всего употребляются в первой строфе. Посмотрим на таблицу, какие цвета им соответствуют? Почему в этой строфе ударные гласные обозначают синий, голубой, жёлтый и лишь немного зелёного цвета? Названы ли эти цвета словами? (Понятие ассонанс). 5. Заключительная беседа. Что мы сумели доказать сегодня на уроке? ( Природа – живой, развивающийся организм. Явления природы и цвета можно передать красками, словом, звуками. Аллитерация – создание образа с помощью повторения согласных звуков. Ассонанс – создание образа с помощью повторения гласных звуков.) Принимаем ли мы макет календаря, или есть замечания к оформлению страниц? 6. Слово гостям. Подведение итогов
7. Рефлексия. Заполнение экспертного листа 8.В качестве примера предлагаем несколько страниц календаря: