Среда, 24.04.2024, 18:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Интегрированные уроки

"Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"
ГОУ СОШ №398 ЮВАО г. Москвы (октябрь 2010 года).

Учитель истории и обществознания Сокол С.Е.
Учитель русского языка и литературы Куркина Т.В.

Тема урока: «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних».

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с опорой на учебный материал 9 класса, выработка умений и навыков по применению полученных знаний), интегрированный урок обществознания и литературы

Цели урока:
Образовательные – осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением. Сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях
Воспитательные – формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности. Воспитывать толерантное отношение к мнениям участников беседы.
Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, плакаты «В мире мудрых мыслей», раздаточный материал для работы в группах (отрывки из литературных произведений)

План урока:
1. Вступительное слово учителя
2. Труд: право или обязанность? (дискуссия с учащимися)
3. Трудовые права несовершеннолетних (презентация)
4. Практическая работа. Анализ литературного текста.

Ход урока.

1. Учитель обществознания: Наш сегодняшний урок посвящен трудовым отношениям, в которые может быть вовлечен ровесник старшеклассников, учащихся 9-11 классов.
В связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в современной России продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Согласно всероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение» (май 2005 г.), 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% - в 19 и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Наибольший процент молодежи работает в сфере услуг и предпринимательства. К сожалению, именно в этих сферах чаще всего происходит несоблюдение правовых норм в процессе труда, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
Вопрос учащимся: Кто из вас уже работал или работает сейчас? Заключали ли с вами работодатели трудовой договор? Как вы получали зарплату?
Нарушения охватывают как легальность заключения трудового договора, так и форму выплаты вознаграждения («черный, серый нал»), учет трудового стажа (открытие трудовой книжки), предоставление и оплату очередного отпуска, оплату листка нетрудоспособности.
Очень важно, чтобы вы, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
2. В соответствии с Конституцией РФ: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Вопрос учащимся: Означает ли это, что труд – это только наше право, мы не обязаны трудиться? Труд - это право или обязанность? Когда труд становится обязанностью?
Вы знаете из курса обществознания, что труд – это одна из главных социальных потребностей человека, трудовая деятельность – один из важнейших видов деятельности человека. Потребность и привычка трудиться, увлеченность и удовлетворенность своим трудом, заинтересованность в достижении конечного результата труда, - все эти качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности.
Отрицательной характеристикой человека всегда являлся стиль жизни, возводящий безделье в норму. Эта черта, которая осуждалась во все времена, называется праздностью.
Учитель литературы: Недавно на уроках литературы мы обсуждали роман И.А. Гончарова «Обломов», в котором выведен герой, вызвавший в свое время бурную полемику. Известный русский писатель И.С. Тургенев, современник Гончарова и собрат по перу, высоко оценил произведение: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова».
Вопрос учащимся: Чем же интересен Илья Ильич как личность сегодняшнему читателю, живущему в век высоких технологий и обладающему неограниченными возможностями в интеллектуальной сфере? О чем заставляют размышлять жизнь и судьба Обломова?
В процессе беседы учитель подводит учащихся к выводу, что герой романа Гончарова, имеющий всё благодаря происхождению и положению, не видит смысла в труде и не находит стимулов для затраты энергии. Возможно, это явилось одной из причин его духовной гибели.
А ведь залогом полноценного, деятельного бытия является труд. Л.Н. Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
Вопрос учащимся: Вспомните русские пословицы и поговорки о труде. Что гласит народная мудрость? Какие высказывания великих людей о значении труда в жизни человека вы сумели найти? (Учащиеся отвечают на вопросы, комментируя приведенные цитаты).
Учитель подводит к выводу: труд – это моральная ответственность и перед предыдущими поколениями, и перед теми, кто придет в этот мир после нас. Как сказал Виктор Гюго, «Труд в наше время – это великое право и великая обязанность».
3. Учитель обществознания (объяснение нового материала сопровождается компьютерной презентацией). Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет гарантированы в полном объеме все те трудовые права, что и взрослым работникам, но они относятся к категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Поэтому российское законодательство предусматривает целый ряд льгот для несовершеннолетних работников.
1) квотирование рабочих мест. Закон г. Москвы от 22.12.2004 г. №90 «О квотировании рабочих мест в г. Москве» предоставляет альтернативную возможность организациям в пределах 1% (из 4% установленных для инвалидов) трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет. Квота – это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации.
2) порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними ТК РФ ст. 63.
возраст Условия
С 16 лет Без ограничений
С 15 лет В случае получения основного общего образования или оставления образовательного учреждения
С 14 лет С разрешения родителей (опекунов) на легкий труд в свободное от учебы время
До 14 лет Кинематограф
Цирк
Театр
Концертные организации
3) обязательное оформление трудовой книжки и свидетельства государственного пенсионного страхования ТК РФ ст. 65.
4) испытательный срок для несовершеннолетних запрещен! ТК РФ ст. 70.
5) обязательный медицинский осмотр перед началом работы и ежегодный мед. Осмотр за счет работодателя ТК РФ ст. 266.
6)сокращенная рабочая неделя ТК РФ ст. 92
возраст Продолжительность
до 16 лет 24 часа в неделю
до 16 лет, учащиеся 12 часов
16-18 лет 36 часов
16-18 лет, учащиеся 18 часов
7) сокращенный рабочий день ТК РФ ст.94
возраст Продолжительность
15 - 16 лет 5 часов
до 16 лет, учащиеся 2,5 часа
16-18 лет 7 часов
16-18 лет, учащиеся 3,5 часа
8) ограничение применения труда несовершеннолетних ТК РФ ст. 96, 265, 268
Запрещен труд:
• на вредном и опасном производстве;
• подземные работы;
• связанный с перенесением и передвижением тяжестей;
• в ночное время;
• командировки;
• в выходные и праздничные дни;
• на работах, способных причинить нравственный вред.
9) исчисление отпуска ТК РФ ст. 267, 126.
Ежегодный оплачиваемый отпуск – 31 день в любое время года, дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для подготовки и сдачи экзаменов.
Вопрос учащимся: проанализируйте свой трудовой опыт и скажите, были ли допущены какие-нибудь нарушения в процессе вашего трудоустройства?
4. Учитель литературы. А теперь попробуем применить теоретические знания на практике. Дома вы прочитали рассказы А.П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей» и главы автобиографической повести М. Горького «В людях». Каждой группе в течение нескольких минут нужно сделать анализ литературных текстов с точки зрения соблюдения трудовых прав несовершеннолетних. Вы должны не только найти нарушения прав ребенка, но и привести цитаты из текста.
А.П. Чехов «Спать хочется»
- Девочка 13 лет
- ночной труд (качает колыбель)
- работает целый день без отдыха
- выполняет тяжелые работы ( наколоть и принести дрова)
- взрослые посылают ее за водкой, пивом (нанесение нравственного вреда ребенку)
- трудовой договор не заключен.
Н.А. Некрасов «Плач детей»
- продолжительность рабочего дня (целый день)
- применение труда детей на тяжелых работах (крутят колеса на фабрике)
А.П. Чехов «Ванька»
- мальчик 9 лет
- «…посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы...» (нанесение нравственного вреда ребенку)
- работа в ночное время (качает ребенка)
М. Горький «В людях»
- работа в выходные дни (по субботам)
- работа, связанная с переносом тяжестей (колол и носил дрова, таскал корзину с покупками)
- четко не определены трудовые обязанности (нет трудового договора)
Заключение: учитель обществознания – ребята, скажите, если бы подобные ситуации произошли в наше время, как несовершеннолетние могли бы защитить свои права?
Ответ: - обратиться в суд;
- если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то без согласования с профсоюзным комитетом предприятия, работодатель не имеет права уволить несовершеннолетнего. Профсоюз будет защищать права несовершеннолетнего работника.
Учитель: Теперь вы хорошо знаете свои трудовые права и способы их защиты.
Но, как известно, истинность любого знания должна быть подтверждена практикой, поэтому, когда вновь захотите поработать, используйте все те знания, которые вы сегодня получили и не допускайте нарушения ваших прав.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Taya1950 (25.10.2011) | Автор: Куркина Таисия Владимировна E
Просмотров: 2402 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]