Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания. Стрижанова Алла Юрьевна, учитель истории и обществознания Современное российское образование неразрывно связано с ресурсами Интернета. Сеть Интернет имеет громадный потенциал образовательных услуг. В Концепции модернизации российского образования формирование информационной компетентности учащихся является основным показателем качества образования. Приемы и формы использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. В своей педагогической деятельности я использую ИКТ в преподавании курсов «История» и «Обществознание». Считаю, что использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию учащихся к предмету, а также развивать свою компетентность, поскольку: • ИКТ делает материал урока более красочным, интересным и доступным, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся; • развивает информационные и коммуникационные компетенции учащихся (при подготовке презентаций они учатся работать с большим объемом информации и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий); • повышает мотивацию, развивает познавательный интерес к предмету; • расширяет возможности демонстрации иллюстраций по изучаемому материалу; • дает возможность представления результатов проектной деятельности учащихся; • развивает умение лаконично излагать свои мысли, постепенно переходить от наглядно-образного к абстрактному мышлению; • использование программ позволяет повысить креативность ребенка. При подготовке урока с применением ИКТ на первом этапе определяется роль урока в структуре изучения темы, ставятся конкретные задачи. При конструировании урока учитель проектирует: • цели урока; • мотивацию учащихся; • содержание занятия; • деятельность учащихся; • деятельность учителя; • рефлексию деятельности на занятии; • обратную связь с учащимися. В итоге мы получаем схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержание урока. Эти модули предполагают, в том числе, применение ИКТ. Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах: 1)При изучении нового материала (визуализация знаний: демонстрационно - энциклопедические программы; программа Power Point): А) Мультимедийные презентации. За время преподавания курсов мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Применяются презентации созданные учащимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции. Примером может служить урок по теме «Нации и межнациональные отношения». Б) Мультимедийные карты. Они помогают наглядно представить целостную картину происходившего, позволяют оценить масштабы военных действий (например, мультимедийная карта Великой Отечественной Войны, мультимедийный атлас древнего мира). В) Флеш-фильмы. Я считаю этот ресурс незаменимым на уроках истории. Не какой, даже самый красноречивый рассказ учителя, не заменит фильм. 2) при отработке материала и контроле: А) Тесты. Этот ресурс позволяет организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке, а так же проверить свои знания и степень усвоения материала дома. Б) Кроссворды. В большей степени используются для закрепления материала и в процессе отработки терминов. К тому же они позволяют сэкономить время на данном этапе урока. В) Мультимедийные карты с интерактивной доской. Учащиеся имеют возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск, смоделировать ситуацию на карте. Г) Тренажёры. В связи с тем, что одной из основных задач в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, мною используются задания, приближенные к реальным вариантам заданий ГИА и ЕГЭ. Во внеклассной работе я использую различные формы применения ИКТ. Например, викторина «Золотой венец России». При проведении викторины я делю класс на 2 команды. Вывожу на экран задания. Викторина содержит задание – пример «Назовите город, в котором имеется музей со следующими экспонатами?», «Гербы каких городов вы видите на слайде?». Команды демонстрируют презентации, которые подготовлены ими в рамках домашнего задания. В заключении хотелось бы отметить, что внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся и, в итоге, повышению качества знаний.
Литература: Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
Приложение: 1. Разработка по теме «Золотой венец России»; 2. Презентация к теме. Приложение см. здесь http://moi-file.ru/zb26bfpsa9d7.html