Роль наглядности в преподавании истории и кубановедения.
1. «Мультимедиа технологии в современном образовании». 2. Предмет в направлении: История 3. Класс: 9 4. Автор статьи: Кушнарёва Татьяна Анатольевна 5. Должность: учитель истории и обществознания 6. Образовательное учреждение: МОУ СОШ №4 7. Республика/ край:Краснодарский край 8. Город: город Апшеронск 9.Краткая аннотация:В своей педагогической деятельности я использую ИКТ в преподавании курсов «История» и «Обществознание», "Кубановедение". Применяются презентации созданные учащимися, учителем, коллегами что позволяет делать уроки содержательнее. Примером может служить урок по теме «Кубань в русско-турецких войнах». Во внеклассной работе я использую различные формы применения ИКТ. Например, викторины «Край родной», "Апшеронск- моя Родина" “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”. Использование ИКТ на уроках позволяет максимально использовать индивидуальные особенности учащихся, задавать темп изучаемого материала, осуществлять разноуровневое обучение. Целью таких уроков является не получение хорошей отметки, а развитие познавательного интереса, уважение к своим историческим корням, воспитание любви к родине. Всё, что мы говорим – это 10% информации, а 90% - внутреннее состояние человека. На уроках кубановедения есть возможность поработать с внутренним миром учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту. Программные и технические средства ИТ, используемые на уроке, вносят свою специфику. Широкое использование средств мультимедиа породило новое название - «мультимедиа-урок», в наиболее частом употреблении – «медиаурок». При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок: • для изучения нового материала, предъявления новой информации; • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; • для обобщения, систематизации знаний? На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет. Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества: • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций; • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере; • организация индивидуальной работы учащихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества; • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся; • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выделение смысловых групп, выстраивание логических связей), что способствует развитию информационной культуры обучающихся. Следует выделить следующие методические основы проектирования медиаурока. В передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: 1. Компьютер занимает место нового универсального технического средства обучения и развития. 2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого- либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами. При этом компьютер и программы должны быть взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося. В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера; • формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера; При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера. Безусловно, стремление к совершенству присуще каждому человеку, и ребенок находит свой идеал. Особое влияние на ценностные ориентиры человека, а в нашем случае человека особенного, ребенка, оказывает та среда, в которой он растет и развивается. Задача учителя - создать среду, формирующую свободную, творческую, активную личность, способную принимать решение на основе критически осмысленной информации. Работа учащихся на медиауроке может быть организована в разных формах: • фронтально - просмотр видео-фрагментов, наблюдение за изменениями объектов; • индивидуально - выполнение практических работ, решение задач; • малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др. Применение компьютера и мультимедиа-программ, в первую очередь, расширяет и обогащает дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения: • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности; • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.; • принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий; • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных; • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы; • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный. • Используя возможности компьютера, принтера, сканера, различных программ можно создавать раздаточный материал, рабочие листы урока, кроссворды, презентации, видеоклипы. Уроки с применением ИКТ становятся интересными, познавательными, развивают познавательную активность учащихся, дают учителю возможность двигаться в ногу со временем.