Воскресенье, 19.11.2017, 00:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература. Внеклассные мероприятия

Продолжай поиски самого себя
СЛАЙД № 1
«Продолжай поиски самого себя»
(По повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)

Задачи и цели урока: обсудить повесть-притчу Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»; учить понимать значение притчи, углубить понятие жанра, развивать глубину мышления, формировать гражданскую позицию учеников через отношение к вечным проблемам, поднятым в произведении (противостояние добра и зла, жестокости и сострадания; великодушие, любовь, верность своей мечте, стремление к совершенству); учить находить и определять значение межтекстовых соответствий.
Урок сопровождает мультимедийная презентация.

Эпиграф (СЛАЙД № 2)
Чем больше Джонатан упражнялся в проявлении доброты, чем больше он трудился над познанием природы любви, тем сильнее ему хотелось вернуться на Землю.
Р. Бах

Ход урока

I. Вступительное слово. Сегодня мы, наверное, зададим больше вопросов, чем найдём однозначные ответы на них. Это необычно. Но и произведение, к которому мы сегодня обращаемся, тоже не совсем обычное.

II. Биография и творчество. (СЛАЙД № 3,4)

Ричард Бах родился в Оук Парке в 1936 году. Является потомком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. С 1955 в течение четырех лет Ричард учился в университете.
Областью его интересов было все, связанное с самолетами, включая работу пилота-каскадера в кино, пилота тактических истребителей ВВС, автора технической авиа литературы и летного инструктора. Он был даже привлечен в роли рассказчика и пилота-каскадера к съемкам фильма "Ничего случайного", основанного на его книге.
Хотя авиация была его настоящей страстью, он всегда мечтал писать. Еще в старших классах один из его учителей помог ему осознать свой потенциал. С 1959 года у него была идея о птице, мечтающей пройти сквозь стену из ограничений и запретов. Она вылилась в книгу "Чайка Джонатан Ливингстон".
Не сразу удалось Ричарду Баху издать притчу отдельной книгой. Первоначально произведение было напечатано в журнале «Прайвет пайлот». После нескольких неудач история Чайки Джонатана Ливингстона была издана в окружении замечательных по красоте фотографий. Издательство и автор отказались от рисованных иллюстраций, признав их слишком литературными. Фотографии, подлинность земли, моря и неба, полета чаек не только не пришла в противоречие с притчей, но даже придала истории необыкновенной чайки некую достоверность.
На сегодняшний день Ричард Бах – один из самых популярных американских писателей, получивший мировую известность благодаря повести-притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Все, чем бы он ни занимался в своей жизни – будь то авиация, спорт или литература, – объединяет одно: страсть к полету.
Что показалось вам необычным, когда вы открыли ещё не текст, а титульный лист? - «Чайка по имени». Но это не традиционная сказка о животных. Кто наделяется собственными именами и почему? – Посвящается «невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас». – Что есть в нас неизвестное нам самим? И надо ли нам это?

III. Притча. Особенности жанра (СЛАЙД № 5)

Церковные власти в США усмотрели в своё время в притче Баха «грех гордыни». Но мы привыкли связывать жанр притчи в первую очередь с Библией.
Притча… Назовите особенности этого жанра.

o близкий басне небольшой рассказ;
o содержит поучение;
o имеет аллегорическую, иносказательную форму;
o должна быть разгадана;
o события не определяются хронологически и территориально;
o сюжет прямолинеен.

А что можно сказать о времени, месте действия? Определите хронологические рамки, географию пространства.
Все полёты чаек происходят над каким-то морем, «здесь и сейчас»

И это ещё одна жанровая особенность притчи:
o события не определены хронологически и территориально.

Что можно сказать о сюжете? Присутствуют в тексте возвращения назад, забегает автор вперед?
o сюжет прямолинеен.

Легко ли пересказать повесть? Почему?

С одной стороны, автор не отвлекается на подробности или описания, но много размышлений, поэтому возникает сложность пересказа.

О чём размышляет Р. Бах? Назовите понятия, над которыми заставляет задуматься автор.
Полёт, доброта, любовь, смысл жизни, свобода.

IV. Работа над текстом (Слайд 6.):

Проблема поиска смысла жизни – одна из «вечных» в литературе.
1) Что является смыслом жизни стаи чаек: «Летаешь ради того, чтобы есть».

2) Чем отличается Джонатан Ливингстон от остальных чаек своей Стаи и от собственных родителей?

Найдите эпизод, где Джонатан разговаривает с родителями. Как их характеризует этот разговор? Что он делает после разговора?
Почему СТАРАЕТСЯ жить, как все чайки?

Родители переживают за сына, они не понимают его действий. Джонатан не хочет их огорчать, но он не может тратить всё время и силы на еду: «Я мог бы потратить всё это время на то, чтобы научиться летать».

3) «И вот уже Джонатан снова один в море - голодный, радостный, пытливый». Почему автор ставит эти эпитеты в один ряд однородных членов?

Этим он противопоставлен стае, сытость мешает пытливости; голодный – желающий новых знаний, поэтому радостный и пытливый.

СЛАЙД № 7

4) После очередной неудачи Джонатан слышит «глухой голос».
К чему подталкивает этот голос и почему он глухой?
Сомнения никогда не заявляют о себе громко; а он усомнился в своих силах.

СЛАЙД № 8

5) Когда Джонатан совершил прорыв, он хотел поделиться своими знаниями со Стаей, но его объявили Изгнанником. Почему?

Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он непостижим, нам известно только одно: мы брошены в этот мир, чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, пока у нас хватит сил.
С этим категорически не согласен Джонатан, которым движет неистребимая жажда познания: “Тысячи лет мы рыщем в поисках рыбьих голов, но сейчас понятно наконец, зачем мы живём: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными!”


Стая - чайки:
«Летаешь ради того, чтобы есть».
«Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он непостижим, нам известно только одно: мы брошены в этот мир, чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, пока у нас хватит сил».

Джонатан Ливингстон - Чайка:
«Я мог бы потратить всё это время на то, чтобы учиться летать. Мне нужно узнать еще так много».
«И вот уже Джонатан снова один в море - голодный, радостный, пытливый».
«Тысячи лет мы рыщем в поисках рыбьих голов, но сейчас понятно наконец, зачем мы живём: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными».

(Таблица постепенно заполняется цитатами)

СЛАЙД № 9

Обратили ли вы внимание, когда чайка обретает фамилию. Почему именно тогда?
Интересная деталь: чайки обретают имя и фамилию, только когда становятся изгнанниками, когда Стая прогоняет их. Почему? Потому что они обретают в этот момент свою индивидуальность и бессмертную душу!
СЛАЙД № 10 - ВОПРОСЫ

6) Совершенствуя свои полёты, Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек. Какое открытие он делает?
Жизнь чаек съедает скука, страх и злоба; а путь к продлению жизни – путь к совершенству, реализации своей сущности, к свободе мысли.

7) «Так это и есть небеса», - думает Джонатан. Так начинается вторая часть повести. И вдруг он ощущает, что и здесь есть, что преодолевать. Небеса – это что? Как объясняет это Чианг?
«Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства» «Совершенство не знает предела». То есть ПОЛЁТ – это непрекращающийся процесс познания.

СЛАЙД № 11

7) Чианг перед расставанием говорит Джонатану: «Ты будешь подготовлен, чтобы летать ввысь, и поймёшь, что такое доброта и любовь… Постарайся постигнуть, что такое любовь». Почему Джонатан возвращается на Землю, нарушая закон стаи?

«Чем больше Джонатан упражнялся в проявлении доброты, чем больше он трудился над познанием природы любви, тем сильнее ему хотелось вернуться на Землю». «Его любовь проявлялась прежде всего в стремлении поделиться добытой им правдой с каждой чайкой…» «Он не мог избавиться от мысли, что на Земле, наверное, живут 1 – 2 чайки, которые тоже могли бы учиться» - ради тех, кто мог бы, но ещё не знает об этом.
Любовь оказалась способной преодолевать даже незыблемые Законы и создавать свои. Изгнанник становится наставником.

СЛАЙД № 12
8) «Разве можно навязывать своё присутствие тем, кто не желает тебя видеть?» - задаёт вопрос Флетчер. Но Джонатан ведёт своих учеников на Землю. Давайте проследим, какие происходят изменения в стае под воздействием отряда Джонатана (на стр. 67 – 77).

«8000 глаз уставились… на отряд Джонатана, как будто чайки увидели гигантский нож, занесённый над их головами» - Приказ «не обращать на них внимания» - «Ночами…слушали… ни одна не хотела видеть своих соседей…и чтобы соседи видели её… перед восходом солнца… исчезали» - «Первая Чайка из стаи переступила черту» (через месяц) – «На следующую ночь отделился Кэрк Мейнард» - «На восходе солнца почти 1000 чаек толпилась вокруг учеников Джонатана» - «Толпа росла с каждым днём».

СЛАЙД № 13

9) «Тебя называют богом или дьяволом». Почему Джонатан назвал это «ценой непонимания»? Почему он просит, чтобы его не считали богом?

Ещё на заре цивилизации непонятное пытались объяснить милостью или гневом богов. И не шли дальше. Если бы Джонатана признали богом, а его учеников необыкновенными, остальные утратили бы веру в собственные возможности. А без свободы от страхов и сомнений нельзя достичь большего: «Если мы не научились ничему, следующий мир окажется таким же, как этот, и нам придётся снова преодолевать те же преграды с теми же свинцовыми гирями на лапах».

СЛАЙД № 14
10) В повести 3 части. Где происходит действие каждой из них?

Земля – небеса – земля.
Причём мы выяснили, что «небеса – это не место и не время. Это достижение совершенства».

Образуется треугольник – одна из граней магического кристалла познания высших истин, символ всеведения. Так Ричард Бах подводит нас к главной мысли.

СЛАЙД № 15

Трёхчастная композиция произведения отражает три ступени духовного самосовершенствования Джонатана Ливингстона:

• I часть — постижение истины, идеи свободы;
• II часть — достижение совершенства;
• III часть — стремление поделиться знанием высшей истины с учениками, чтобы они тоже воплотили собой идею Великой Чайки, всеобъемлющую идею свободы.

СЛАЙД № 16

Что же такое жизнь? В чём заключается смысл жизни?
Какие афоризмы на эту тему есть в тексте?

«Жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в стае».
«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».

СЛАЙД № 17

V. Заключительное слово. Прекрасная притча о Чайке заканчивается словами: «Предела нет, Джонатан? - подумал он с улыбкой. И ринулся в погоню за знаниями».
Пусть чувство полета, стремление быть нужным и полезным не покидает вас. Творите, думайте, дерзайте. У вас все еще впереди и все зависит от вас самих.

И напоследок афоризм в подарок:

Мир - это твоя ученическая тетрадь, на страницах которой ты решаешь свои задачи (Р. Бах).[b]
Категория: Литература. Внеклассные мероприятия | Добавил: natak1969 (19.06.2012) | Автор: Наталья E
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]