Использование электронного учебника на уроках обществознания в 10-11-х классах
Мы живём в эпоху, когда знания стремительно устаревают. Ценятся не знания сами по себе, а умение работать с информацией. использование компьютера несравнимо расширяет возможности для реальных инноваций. Электронное учебное пособие "Обществознание" - это мультимедийная образовательная программа по одноимённому школьному курсу 8-11 классов общеобразовательной школы.
Цель применения мультимедийного учебника на уроке: 1) достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие; 2) сделать урок более эмоциональным; 3) организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся; 4) развитие творческой активности; 5) организация самостоятельной работы в группах.
Задачи обучения: 1) находить источники информации; 2) выявлять причинно-следственные связи; 3) обобщать и сравнивать; 4) систематизировать и классифицировать. Современные дети требуют иного подхода к себе. Более того следует учитывать, что они сравнительно мало читают - это может нам не нравиться, но это факт - и более склонны к восприятию визуальной и условно-графической информации. Электронные учебные пособия позволяют эффективно усвоить материал ученикам с различными способностями и разным уровнем подготовки. При применении мультимедийного учебника на уроке происходит более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие. Такой урок проходит более эмоционально, легче организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и самостоятельную работу в группах. Основная схема здесь такая: структура обучения - ученик ---------- учебная задача ------------ различный материал для решения задачи. Таким образом, ученик, получив учебную задачу, получает также на рабочий стол и гору различного материала, необходимого для её решения. Важной особенностью пособия является то, что это комплексная обучающая программа по обществознанию, реализующая алгоритм обучения. Алгоритм обучения: 1) Процесс изучения нового материала - мультимедийные лекции и дополнительные материалы 2) Работа с источником - вопросы к заданным текстам 3) Контроль усвоения пройденного - тестирование в конце каждого параграфа 4) Закрепление пройденного материала - творческие задания. Такие уроки приносят немало пользы, так как, демонстрируя мультимедийные лекции, учитель имеет возможность обратить внимание учеников на существенные моменты в содержании. Учитель также имеет возможность давать учебный материал в порядке, отличном от того, в котором размещён в учебнике. При работе с материалами электронного учебника учитель может контролировать следующие умения: 1) Оценивать различные суждения. 2) Называть термины и понятия. 3) Анализировать и классифицировать информацию. 4) Работать с информацией в различных знаковых системах - схема, таблица, диаграмма. 5) Формулировать собственные суждения и аргументы. Электронное пособие активно помогает при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. При выполнении тестовых заданий ученики испытывают определённые трудности при работе с вопросами, где необходимо было сделать определённые выводы, опираясь на данные диаграммы, графика, при работе с вопросами к тексту документа, при написании эссе. В электронном пособии много материала для отработки западающих вопросов. Варианты уроков с применением электронного учебного пособия: 1) Урок изучения нового материала, используя видео ряд учебника в качестве наглядных пособий - диаграмм, схем, их анализ. 2) Урок, сочетающий рассказ учителя с самостоятельной групповой работой учеников. 3) Использование материалов учебника для творческой работы учащихся - мини-проекты, эссе. 4) Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников. 5) Индивидуальная работа с таблицами, диаграммами - их анализ и обобщение результатов. Неоценимую помощь также при проведении уроков по обществознанию оказывает использование диска "Обществознание. Хрестоматия". Этот диск является своего рода справочной энциклопедией по обществознанию. В разделе "Справочные материалы" представлена информация разного направления: биографии, словарь, факты, компетентное мнение, мудрые мысли, правовые документы, таблицы, диаграммы, схемы. На уроках достаточно активно можно использовать материал рубрики "Компетентное мнение" при сопоставлении и сравнении фактов, событий. Высказывания политических и общественных деятелей из рубрики "Мудрые мысли" можно применять при написании эссе - одна из форм подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Информацию, представленную на диске, можно распечатать в необходимом количестве экземпляров, что немаловажно при работе с правовыми документами. В рубрике "Задачник" представлены упражнения к урокам, где можно отрабатывать теоретический материал после его изучения. В случае допуска ошибки, можно к заданию вернуться вновь, добиваясь положительного результата. творческие задания активно можно использовать на уроках, когда учащиеся работают с мини-проектами. Есть много интересных заданий для социологического опроса. Выполняя эти задания, учащиеся развивают в себе коммуникативные способности, учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать. Таким образом, можно выделить несомненные преимущества использования мультимедийного учебника в процессе обучения: 1) Обучение обеспечивается разнообразными материалами - картины, схемы, анимация, таблицы. 2) Программа позволяет организовать процесс обучения в индивидуальном, оптимальном для каждого темпе. 3) Работа с программой повышает мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционной формы подачи материала. 4) Учащиеся получают большую часть информации в звуковом и графическом предоставлении. 5) Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций.