Четверг, 18.04.2024, 07:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение

Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры"
Литературно-обществоведческий урок:
«Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры».
Цель: Раскрыть содержание такого явления, как духовная культура общества, показать значение самостоятельной, свободной, зрелой личности.
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека.
2. Выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
3. Способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в культуре; отрицательному отношению к культурной изоляции, духовной вражде.
4. Способствовать формированию желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.
Ход урока.
«Каждый из нас сам вычеканивает цену
своей личности, человек бывает велик
или мал в зависимости от собственной
воли».
С. Смайлс.
Учитель истории: Мы уже знаем, что культура в широком смысле слова – это всё ценное, созданное обществом, это вторая природа, сотворенная руками человека. Я приглашаю по одному человеку от группы (учащиеся до начала урока разделены на три группы) к доске записать определение культуры с точки зрения технологического, деятельностного и ценностного подходов. Также вызывается ученик к рабочему месту с Ноутбуком и мультимедийным проектором для выполнения задания: «Соотнести указанные функции культуры с их краткой характеристикой». Смотри Приложение №1.
Учитель литературы: В мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Практически каждая наука, занимающаяся изучением культуры общества, даёт свое определение. Давайте вспомним, что такое культура в мифологическом сознании? (задание 1 группе), как определяет культуру наука история (задание 2 группе), и как определяет культуру наука педагоги-ка? (задание 3 группе).
Предполагаемые ответы, записанные учащимися на доске: 1. Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
2. Культура – творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества. 3. Культура – практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.
Предполагаемые устные ответы учеников:
1. Для понимания, что такое культура в мифологическом сознании, можно вспомнить миф о Прометее. Прометей научил людей добывать огонь, заниматься земледелием и ремёслами, научил их письменности, искусству общественной жизни и многому другому. Всё это и есть культура в том понимании, которое свойственно древним мифам. Сам термин культура появился позже, он латинского происхождения и в переводе означал «возделывание, культивирование почвы».
2. В истории: культура является результатом исторического развития. В неё входит всё то, что люди произвели и что передается от поколения к поколению, - орудия производства, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
3. В педагогике: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Обобщение учителем истории понятия культуры по отработанной на предыдущих уроках схеме «Структурные элементы культуры»: - определение; условность деления культуры на материальную и духовную. Смотри [/i]Приложение №2 (Схема взята из Пособия для поступающих в ВУЗы «Обществознание на пять» под ред. Филатовой М.Н., - М., ЦентрЛитНефтеГаз, 2006, с.339.
Учитель литературы: Итак, мы видим, что духовная культура – это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Можете ли вы назвать общие признаки, характерные для культуры как особого явления общественной жизни (задание 1 группе); признаки, которые подчеркивают различие духовной культуры от материальной (задание 2 группе). А третья группа учащихся охарактеризует соотношение материальной и духовной культуры.
Пока учащиеся обдумывают ответы, учитель истории проверяет правильность выполнения задания Карточки 4 по определению функций культуры. Так как задание спроецировано на экран, при наличии ошибок в ответе ученика, можно обратиться за помощью к классу.
Предполагаемые ответы уч-ся:
Общее:
1.Культура – это средство и фактор включения человека в общественную жизнь;
2. Культура есть существенная характеристика жизни общества и человека как социального существа, она отлична от природы и не обусловлена биологически, т.е. способность к творчеству, навыки не передаются по наследству, а являются результатом социального опыта личности.
3.Культура есть совокупность всех форм преобразовательной, творческой деятельности человека и общества и её результатов.
Различное:
1.Культура формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, оказывая воздействие, как на все сферы общественной жизни, так и на каждого из нас. Поэтому именно духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке.
2.Духовные ценности в отличие от многих продуктов материального производства не исчезают в процессе их разового потребления: например, от того, сколько человек посмотрели картину, её качество и созданный образ не изменяться или, например, социальные нормы не изнашиваются от массовости и частоты их использования.
3.Поэтому, духовное производство включает в себя как духовное творчество, так и распределение, и освоение продуктов этого творчества в масштабах всего общества.
Соотношение культур.
В «чистом» виде материальная и духовная культура не существуют, они неразрывно связаны друг с другом и деление это условно. С одной стороны, материальная культура есть форма выражения духовной, как, например, прежде самого здания появляется идея здания, обусловленная определённым архитектурным стилем. С другой стороны, духовная культура имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества. Следовательно, материальные и духовные ценности не противоположны друг другу, а образуют единство культуры. Связь между ними не носит причинно-следственный (односторонний) характер. Нельзя однозначно утверждать, что материальная культура обусловливает духовную, или наоборот. Между двумя формами культуры общества существует функциональная (двусторонняя) связь. Они взаимозависимы и взаимообусловлены, вместе с тем каждая из них является средством выражения главных ценностей национальной культуры.
Учитель литературы. Для более глубокого осмысления содержания и значения ценностного подхода к изучению культуры Вам предлагается прослушать фрагмент 8 главы романа «Буранный полустанок» и определить, какую проблему духовной культуры поднимает Чингиз Айтматов? С именами, каких литературных героев она связана? Звуковой фрагмент. Слушаем Приложение №3.
Предполагаемый ответ уч-ся: С точки зрения ценностного подхода, культура – это практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей. Духовные ценности включают в себя достойные желания, добровольно избранные, социально и личностно полезные стремления. Они являются внутренними, ненасильственными, отражают внутреннюю свободу человека, его выбор и самоопределение. И они не могут быть отобраны у человека обманом, насилием или принуждением. Нельзя из культуры, которая складывается веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Проблема сохранения и передачи духовных ценностей наиболее полно передана через образ учителя Абуталипа с его непростой судьбой человека, побывавшего в плену в годы войны, через образ его верной жены Зариппы, стойко переносящей все тяготы жизни жены врага народа, через образ Едигея.
Учитель истории: В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают несколько её форм. Назовите их.
Предполагаемый ответ: Выделяют следующие формы культуры: народная, элитарная и массовая.
Учителем литературы: Мы знаем, что в современном обществе особое значение приобрели массовая» и «элитарная» культура. Относится ли такое деление к такому виду искусства как литера-тура? Если да, то приведи те примеры.
Предполагаемый ответ уч-ся: Я считаю, что к «массовой» литературе можно отнести беллетристику, многие современные детективы, серии книг о Тане Гротер, о Гарри Потере и др. К элитарной – относят произведения Кафки, Базена, Воннегута, а также многие произведения классической литературы.
Учитель истории: Вопрос, является ли классическая литература элитарной, является спорным. Давайте с применением ПОПС - формулы попробуем рассмотреть разные позиции. Задание каждой группе: Да; нет; самостоятельное определение позиции.
Предполагаемый ответ 1 группы:
Позиция: Мы считаем, что классическая литература относится к элитарной.
Основание: Потому, что авторы классических произведений никогда не преследовали цель коммерческой выгоды. Понимание классики требует определённых знаний той исторической эпохи, на фоне которой разворачиваются события, умения разбираться в художественных средствах, таких как: метафора, инверсия, гипербола, литота и другие.
Пример: Например, чтобы понять суть произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», надо понимать не только специфику художественных средств, но и знать особенности послевоенного периода жизни в СССР в условиях тоталитарного режима.
Следствие: Поэтому произведения классической литературы наша группа относит к элитарным произведениям. И этим даже мы можем объяснить угасающий интерес к чтению классики, так как современная молодёжь не хочет затруднять себя размышлениями, анализом, рассуждениями.
Предполагаемый ответ 2 группы:
Позиция: Мы считаем, что классическую литературу нельзя относить к элитарной.
Обоснование: Потому, что авторы классической литературы в принципе рассчитывали на широкого массового читателя, поднимая актуальные проблемы человека и общества, опираясь на общечеловеческие, значимые ценности. Классическая литература как средство ненаучного познания позволяет через систему художественных образов доступно донести до массового читателя интересы и проблемы определенного общества определённого исторического периода.
Пример: Например, всем известные романы русской классики начинают развёртывание сюжета с семьи, ценности и интересы которой понятны и доступны каждому. Обратите внимание: «Евгений Онегин» - «Мой дядя самых честных правил….»; «Анна Каренина» - «Всё смешалось в доме Облонских»; «Тихий Дон» - «Мелеховский двор на самом краю хутора».
Следствие: Поэтому мы не относим классическую литературу к элитарной.
Предполагаемый ответ 3 группы.
Позиция. Мы считаем, что классическая литература занимает особое место в искусстве и является связующим звеном между массовой и элитарной культурой.
Обоснование. Потому, что достижения, художественные приёмы, идеи классической литературы с течением времени перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В свою очередь массовая культура через экранизацию классики, вызывая споры и не-однозначные оценки критиков и читателей, привлекает интерес к классической литературе.
Пример. Например, Я считал, что для знания «Тихого Дона», мне будет достаточно посмотреть вторую экранизацию этого произведения режиссера Бондарчука. Но после просмотра я понял, что для объективного осмысления этого романа и для получения хороших оценок по литературе, мне необходимо прочитать самостоятельно это произведение.
Следствие. Поэтому классическая литература дает толчок к самосовершенствованию человека, что является целью и массовой и элитарной культуры. Учитывая, что человек постоянно самосовершенствуется, отталкиваясь от своих интеллектуальных способностей и духовных потребностей, ему в разные периоды жизни нужны как элитарные произведения, так и массовые. А с классической литературой мы можем порой, как отдыхать, так и напряженно трудиться.
Учитель литературы: Все ваши точки зрения интересны, обоснованны и имеют право на существование.
Учитель истории: Специфической областью культуры является культура народная. Своими корнями она уходит в прошлое, базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Культура каждого народа отличается самобытностью. Её развитие - необходимое условие формирования национального самосознания.
Учитель литературы: Роман Айтматова «Буранный полустанок» потому и остается востребованным, что в нем органически соединяется реалистически конкретный план повествования и условно поэтический: миф и фантастика. Раскройте весь диапазон жанров народной культуры, используемый автором.
Предполагаемые ответы учеников:
1. Передача традиций, обрядов (похоронного в частности) от старшего поколения младшим.
2. Предание о жестоких жуаньжуанах, которые проводили пленникам операции по уничтожению памяти.
3. Легенда о певце Раймалы – ага о сарозекской казни.
4. Широко представлен пласт народных песен: это и колыбельные песни, песнь-плач матери, песня - джигитов, прощальные песни, национальные праздничные песни киргизов и казахов, живущих на полустанке.
5. Миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай, миф о лисице и о верблюде и др.
Учитель истории: Айтматовские притчи, в которых миф переплетается с реальностью, смешение национальных, исторических и культурных пластов имеют особое трагическое звучание. Автором подняты актуальные и по сей день проблемы развития духовной культуры. Какие из них Вы можете назвать, изучив данное литературное произведение?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Это проблема единства образования и воспитания, нравственной ценности личности.
Она ярко отражена в сцене проводов маленького Сабиджана в интернат. Все понимают, что другого варианта получения образования у детей маленького отдаленного полустанка нет. Но мать особенно переживает, что ребёнок, оторванный от семьи, от своих исторических корней может вырасти с недостаточно сформированной системой ценностей, не знающим традиций, обычаев своего народа; что в дальнейшем мы и увидим в романе у взрослого Сабиджана.
- Это проблема осознания нравственных уроков истории. Древняя легенда о злом человеческом гении, нашедшем способ превращения людей в рабов, не помнящих своего прошлого, в бездуховную рабочую силу. Прошли века, но в годы второй мировой войны фашисты воскресили ужасы концлагерей, где люди, получив номер вместо имени, испытывая тяжелые физические страдания, должны были забыть прошлое и стать послушными рабами «высшей арийской расы». Не зря ведь по плану «Барбаросса» полному уничтожение подлежали славянские столицы: Москва, Киев, Ленинград. Волны и камни должны были скрыть любое напоминание о бывших исторических цен-трах славян.
- Буквально вскользь прозвучала, но очень затронула меня проблема сохранения духовного наследия (в частности религиозного) и исторической памяти. За полвека существования социалистического государства выросло поколение атеистов. Но в жизни случается так, что человеку без молитвы не обойтись, умершего не воскресить и единственная возможность успокоить душевные переживания – прочитать молитву. В сцене, когда Едигей читает молитву во время похоронной процессии, он думает, а как же будет жить молодежь, не знающая этих молитв?
Учитель истории: Да, данные проблемы напрямую связаны с процессом формирования человека как личности. Ведь пропасть, о которой предупреждал Айтматов несколько десятилетий назад, - и сегодня перед нами.
Вам сейчас предлагается посмотреть видеофрагмент и сказать о разрушении, какого памятника культуры идёт речь, ответить на вопрос: «В какие годы проблема сохранения культурного наследия прошлого в нашей стране стояла наиболее остро?»
Фрагмент о Храме Христа Спасителя. (фрагмент взят из документальной трилогии «Храм Христа Спасителя» производства киностудии КАНОНЪ, 2004 год, фильм 1).
Смотри Приложение №4.
Ответ 1: В 30-е годы 20 века борьба с религией приняла характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей. Были снесены часть Китайгородской стены и Красные ворота, Храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве, Успенский собор в Ярославле, Троицкий кафедральный собор в Архангельске и другие.
Ответ 2: А в нашем XXI веке эта проблема приобретает новую изощренную форму. Центральное телевидение поднимает проблему уничтожения «старой Москвы», когда нынешние манкурты специально поджигают архитектурные памятники культуры с целью выкупа дорогой столичной земли под офисы коммерческих фирм.
Учитель истории: Но, несмотря на 70 лет забвения и преследования духовные ценности православия и других мировых религий сохранились в памяти народной, и нашли силы на возрождение в наше время.
ЮНЕСКО определила ряд памятников культуры, являющихся общепланетарным достоянием. Какие достижения нашего народа приобрели статус мирового признания, мы узнаем из презентации, подготовленной учащимися вашего класса (Смотри Приложение № 5), и обратите внимание на соотношение культовых памятников и научных (1 научное достижение на 16 культовых).
Учитель литературы: Изучив роман Ч. Айтматова «И дольше века длится день…», вы увидели, что автор охватил всю безмерность жизни и вселенной: от лисицы, вышедшей к железнодорожно-му полотну, до иных галактик, вступивших в контакт с землянами. Но в центре всего стоит чело-век, личность, душа, в которой совершают свою извечную борьбу добро и зло. Поэтому одним из эпиграфом и стали слова английского писателя Смайлса (зачитывается эпиграф, записанный на доске). ВОПРОС: Нашли ли отражение биографические черты Айтматова в данном романе.
Предполагаемый ответ уч-ся: Смотри Рисунок 1.
Учитель истории: Одним из важнейших предупреждений Айтматова стала проблема нравственных уроков истории. Имя Манкурт стало нарицательным понятием. Манкурт – это тот, кто не помнит своего прошлого, не осознает себя человеческим существом, связанным с другими людь-ми, ни за что не несущий ответственности. Поэтому у манкуртов нет национальности, они рабы собственного невежества. Так давайте же вспомним легенду о манкурте.
Предполагаемый ответ уч-ся: краткий пересказ 6 главы. Смотри Рисунок 2.
Учитель литературы: Никто из родных не пытался искать и спасать такого пленника, так как это был, по словам Айтматова, уже не человек, а подобие, чучело. И лишь одна мать, не потерявшая надежду на спасение сына, отправляется на его поиски. Она его нашла. И что же?
Я предлагаю Вам прослушать фрагмент текста в исполнении мастера художественного слова Вла-димира Рыбальченко. Звуковые фрагменты. Слушаем Приложение №6, Приложение №7.
Учитель литературы: И ни день, и ни два пыталась мать вернуть память сыну, каждый раз находя его в бескрайней казахской степи. Пела ему колыбельные песни, рассказывала о детстве, но всё было напрасно. Звуковой фрагмент. Слушаем Приложение №8.
Учитель истории: Создавая образ манкурта, Чингиз Айтматов поднимается до большого философского обобщения. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, утрачивает право называться человеком. Он сохраняет только внешнюю человеческую оболочку, а по существу хуже животного, это робот, существо механическое, это античеловек.
Древняя легенда в романе Айтматова звучит как философское предупреждение человечеству из глубины веков. С одной стороны, это предупреждение о недопустимости насилия. С другой стороны, здесь акцентируется внимание на проблеме духовных связей человека с миром. Чем глубже, шире многостороннее эти связи, тем богаче, многограннее человек как личность. И на-оборот, утрата духовных связей с миром ведет к самоизоляции и разрушению личности, к превращению человека в манкурта.
Казалось бы, что рабы-манкурты ушли вместе с далёким историческим прошлым, оставив нам страшный урок жестокости войн и насилия. Но за что в благополучные 60-е годы XX века главный герой романа Едигей называет манкуртом Сабитжана?
Предполагаемый ответ уч-ся: За отказ помочь предотвратить уничтожение древнего кладбища сарозекского народа. За его равнодушие к исторической памяти своего народа. Можно иметь хо-рошее образование, но оставаться в душе манкуртом. Не суждено было похоронить Казангапа на древнем кладбище Анна-Бейит. Оно шло под снос. А на его месте должны будут построить космодром. Тяжело воспринял эту весть Едигей. И решил поговорить с сыном покойного друга. Сабитжан был грамотным человеком, работал в области, был знаком со многими влиятельными людьми. И Едигей попросил Сабитжана отправиться с ним в область и помочь доказать начальству, что нельзя сравнять древнее кладбище с землёй, ведь покоятся их предки, отсюда корни их легенд и преданий. Но отказался сын покойного друга:
- Оставь, старик, это пустое дело. А на меня не рассчитывай. Мне это совсем ни к чему. У меня семья, дети, работа. Не нужны мне неприятности, не хочу, чтобы меня из-за этого с работы выгнали. Свет стал не мил Едигею. Казалось, будто душевный ожог получил он. И никак не мог понять того, почему образованный человек стал таким бездушным, почему отказался помочь предотвратить уничтожение древнего кладбища сарозекского народа. Почему этот сильный, красивый молодой человек стал таким равнодушным к исторической памяти своего народа. Неужели он стал одним из радиоуправляемых людей, о которых рассказывал? И чем больше думал старик Едигей об этом, тем обидней и безысходней становилось ему от этих мыслей: - Манкурт ты! Самый на-стоящий манкурт! – прошептал он в сердцах, ненавидя и жалея Сабитжана.
Учитель истории: Кого же можно отнести к современным манкуртам?
Предполагаемый ответ уч-ся: вандалов, разрушающих памятники; террористов; родителей, бросающих своих детей; детей, сдающих своих родителей в дома престарелых.
Учитель литературы: Насколько глубоко вы смогли прочувствовать образы литературных героев, мы посмотрим, используя приём синквейна. Первая группа пишет об Абуталипе, вторая – о Найман – Ане, третья группа – о Жоламане. Каждая строка защищается аргументами текста. Во время самостоятельной работы учащихся на экране с мультимедийного проектора отражены основные требования синквейна. Приложение №9. Ответ 1 группы: Смотри Рисунок3. Ответ 2 группы: Смотри Рисунок 4. Ответ 3 группы: Смотри Рисунок 5.
Учитель истории: Осознание проблемы – это первый шаг на пути её решения. Известны ли вам факты, свидетельствующие о позитивных сдвигах в культуре, которые происходят сегодня в РФ?
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Они проявляются, прежде всего, в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всём его многообразии:
- восстанавливаются многие памятники архитектуры, разрушенные или искалеченные в предыдущие годы: храм Христа Спасителя, Казанский собор, часовня Иверской Божьей Матери в Москве, храм Спаса на Крови в Петербурге и другие;
- возвращаются исторические названия городам, поселкам, улицам;
- тиражируются произведения, ранее запрещенные как не соответствующие принципу социалистического реализма, возвращаются имена представителей диссидентской интеллигенции.
2. Демократические преобразования в России создали возможности для открытого, полемичного обсуждения практически всех проблем, стоящих перед обществом. Изживается монополия государства в области культуры, признается право граждан на информацию, на свободу выбора людьми культурных ценностей и видов творческой деятельности.
3. Реализуются национальные проекты в области образования, происходит расширение международных культурных связей и многое другое.
Учитель литературы: Скажите, ребята, а какой собственный вклад вы можете внести в сохранение культурного наследия России?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Бережное отношение к памятникам культуры; защита и восстановление разрушенных, используя все возможности гражданского общества. Имена деятелей культуры и их произведения живут в памяти народной, благодаря нашему их изучению, распространению и сохранению.
- Человек – творец общественной жизни. Воспитание, образование, духовное самосовершенствование – вот те грани, по которым мы несём ответственность за формирование себя как личности.
- Приобщение к творческому процессу в любом жанре искусства – это тоже вклад в развитие куль-туры. Знание отечественной литературы, истории, традиций, нравственных и правовых норм – это тот минимальный вклад, который под силу каждому из нас.
Учитель истории: История страны – это история её народа. Каждый человек может внести свой вклад в развитие своего города, региона, государства. С его именем могут быть связаны научные и географические открытия, шедевры музыки, хореографии, литературы, живописи, всех жанров искусства, жизненные подвиги во благо своего края, народа, Родины.
Невежество, равнодушие к людям и их проблемам, скудность знаний могут стать причиной появления манкуртов и среди нашего общества. Чтобы доказать, что мы не манкурты, а знаем и ценим наше историческое прошлое, давайте посмотрим презентацию «История Камчатки в именах», составленную из ваших четверостиший, посвящённых историческим личностям, внесшим весомый вклад в развитие Камчатского края. Смотри Приложение №10.
Подведение итогов урока. Комментирование оценок учителями истории и литературы.
Домашнее задание.[i]
PS. Остальные приложения связанные гиперссылками с основным текстом находятся в архиве по ссылке
http://mm-festival.letitbit.net/download/37aaa6701c0309037dc3ef80c5c7d24f5/AristovaOV.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/37aaa6701c0309037dc3ef80c5c7d24f5/AristovaOV.rar.html
Категория: Обществоведение | Добавил: Kraisveta41 (28.06.2012) | Автор: Аристова Оксана Викторовна E
Просмотров: 2847 | Теги: Буранный полустанок, развитие личности, Храм Христа Спасителя, Айтматов, Манкурт, Камчатка, духовный мир человека, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]