Данное мероприятие приурочено к празднованию Дня Конституции РФ. Цели: - расширить знания учащихся о Родине, её символах, основных правах и обязанностях граждан РФ, - познакомится с главной книгой государства – Конституцией России; - развивать логику мышления, тренировать память; - воспитывать любовь к своей Родине. Оборудование: • ПК; • Мультимедийный проектор. • Тексты Конституции • Раздаточный материал Аудитория: Учащиеся 5 классов. Ход мероприятия: В начале урока детям демонстрируется фильм «Моя Россия» Учитель: Ребята, мы с вами живём в огромной и необъятной стране, имя которой – Россия (слайд 2). Страна, в которой мы родились, живём и учимся. В этом году, одна очень важная для всей страны книга, отмечает свой 17-тый день рождения! - Какая это книга, вы узнаете, если из букв составите одно слово. (слайд 3) О Ц И К Т Н С У Я И Т (КОНСТИТУЦИЯ) - Что вы знаете о Конституции? - Когда отмечается День Конституции? Учитель: 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. Конституция – основной закон, это свод правил и обязанностей, которые позволяют всем гражданам страны дружно жить, работать и отдыхать (слайд 4 и 5). Конституция нам поможет ответить на многие вопросы. Вопрос первый. КАК ПОЯВИЛАСЬ НАША КОНСТИТУЦИЯ? (слайд 6) Ответ (слайд 7): Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека ……, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, …..чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, ……стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (Учитель ведет беседу с классом по тексту преамбулы) Вопрос второй. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА? (слайд 8) Ответ (слайд 9, 10): Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 3. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Вопрос третий. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ В НАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ? (слайд 11) Ответ (слайд 12): Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Конституции прописаны наши права и свободы. Давайте немного поиграем! Найдите статьи Конституции, которые соответствуют прочитанным стихам. На партах у детей выдержки из Конституции.
Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята. Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. Если жар все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки -Это право есть у нас. Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить. В Конституции прописаны также и обязанности каждого гражданина. Давайте с ними познакомимся. Работа с ромашкой. Ученики по одному выходят к доске и, отрывая лепесток ромашки, читают обязанности гражданина РФ. Обязанности: - платить налоги - учиться - охранять природу - защищать Отечество - родители должны заботиться о детях - дети должны заботиться о своих родителях - охрана памятников культуры
Вопрос четвертый. ЕСТЬ ЛИ У НАШЕЙ СТРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ? (слайд 13) Ответ: Герб, гимн, флаг являются государственными символами Российской Федерации. (слайд 14, 15, 16) По каждому слайду ведется беседа с классом. Гимн воспроизводится. Класс встает.
При наличии времени учащимся предлагается решить кроссворд (см. приложение) За 10 мин. до конца урока вместе с учениками пишем синквейн на тему "Конституция".