Воскресенье, 14.04.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение

Урок "Добро и зло"
План урока обществознания
в 9 классе

Тема: ДОБРО И ЗЛО

Ц.у.: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях.
Задачи:
- показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло;
- подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор;
- способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников;
- формировать навыки этического поведения.

Основные понятия:
- добро, зло, выбор, ответственность.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Тип урока: урок-размышление

Ход урока.

СЛАЙД 1

1. Организационный момент- 2 мин.
- Представление
- Приветствие
-карточки (зеленые- готов к разговору; красные – не готов)
- не бояться высказывать свое мнение
2. Определим тему разговора- 2 мин.
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
? О чем эта сказка? (о добре и зле)

СЛАЙД 2.

Да, Тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО

СЛАЙД 3.
? Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы ?
- что такое добро? Что такое зло?
- можно ли преодолеть зло?

СЛАЙД 4.
3.Работа над понятием «добро»-5 минут

? 1. Какие ассоциации вызывает у вас это понятие?
2. Что для вас добро? (мама, дом, здоровье, красота, мир)

!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО
Изобразите добро (рисунок, схема, знак)

ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать.

СЛАЙД 5:
Понятие многогранно :
- добро- имущество
- добро- хорошие поступки
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.
? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
? Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше.

? В чем, по-вашему, смысл этой притчи?

СЛАЙД 6
4.Работа над понятием ЗЛО- 5 минут .
? Что такое зло? (антипод, противоположность добра)

!!! Запишите определение понятия ЗЛО.
Изобразите зло( рисунок, схема, знак)

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.
СЛАЙД 7
Зло бывает:
- стихийное (не зависит от человека)- наводнение, цунами, землетрясение
- моральное (связано с деятельностью человека)- болезнь, война, наркомания…

? Есть такое выражение «зажить зло». Как вы его понимаете? (преодолеть, пережить)
? Какое зло (моральное или стихийное) тяжелее зажить? Почему? (Тяжелее моральное, т.к. стихийное зло не зависит от человека, его легче объяснить, оно без козней, хитрости)

СЛАЙД 8
5. Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО- 5 минут
? 1. В названии темы урока – Добро И зло. Что означает союз «и»? Сделайте вывод.
2.Что совершать легче: добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется)
Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как , скажите, злу выжить».

3.Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
(дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)

Задание 4 с. 333 (уч.): Невыдуманная история об одном выдающемся русском актере. Получив новую квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли.
? О чем говорит эта история? Какие мысли она у вас вызвала? (зло боится света. В лифте рисуют почему? Никто не видит. Зеркало- создает эффект присутствия. Стыдно портить лифт, когда на тебя смотрят. Вечная борьба добра и зла)

СЛАЙД 9

Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
? Что , по-вашему, сильнее: добро или зло?

? 1. Можно ли полностью искоренить зло? (нет)
2.От чего или от кого зависит, сколько зла будет в жизни? (прежде всего от самого человека)

Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО (И) (ИЛИ) ЗЛО.
Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

6. Творческая работа . Закрепление- 5 минут
СЛАЙД 10

!!! Составьте синквейн по теме нашего разговора:
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение
Существительное

( Зло
Беспощадное, изворотливое
Губит, калечит, убивает.
Зло необходимо уничтожить!
Борьба!

Добро.
Светлое, радостное.
Помогает, спасает, лечит.
Добро должно победить!
Счастье!


СЛАЙД 11
7. Подведение итогов урока (рефлексия)- 2 минуты
? Закончите фразу: «Сегодня на уроке я….»

СЛАЙД 12

7. Благодарность за работу на уроке- 2 минуты.
Вы- алмазы! (вручить детям сувениры)

СЛАЙД 13
8. НЕ ставим точку….- 2 минуты
Категории «добро » и «зло»- вечные.
Сегодня вы не получаете домашнего задания. Но послушайте притчу и поразмышляйте над ее глубоким философским смыслом:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
Категория: Обществоведение | Добавил: vahbz60 (19.08.2011) | Автор: Климова Мария Григорьевна E
Просмотров: 5815 | Комментарии: 1 | Теги: добро, зло | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]