Ц.у.: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Задачи: - показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло; - подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор; - способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников; - формировать навыки этического поведения.
Основные понятия: - добро, зло, выбор, ответственность.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Тип урока: урок-размышление
Ход урока.
СЛАЙД 1
1. Организационный момент- 2 мин. - Представление - Приветствие -карточки (зеленые- готов к разговору; красные – не готов) - не бояться высказывать свое мнение 2. Определим тему разговора- 2 мин. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. ? О чем эта сказка? (о добре и зле)
СЛАЙД 2.
Да, Тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО
СЛАЙД 3. ? Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы ? - что такое добро? Что такое зло? - можно ли преодолеть зло?
СЛАЙД 4. 3.Работа над понятием «добро»-5 минут
? 1. Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? 2. Что для вас добро? (мама, дом, здоровье, красота, мир)
!!! Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО Изобразите добро (рисунок, схема, знак)
ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать.
СЛАЙД 5: Понятие многогранно : - добро- имущество - добро- хорошие поступки -добро- качества человека Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное. ? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) ? Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя) Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил: -Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил: -Зачем столько птиц? Император ответил: -У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми -Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец. - Каких птенцов?- спросил император. - У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? - Об этом я не думал,- признался император . Тогда мудрец сказал: - У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше. - Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше.
? В чем, по-вашему, смысл этой притчи?
СЛАЙД 6 4.Работа над понятием ЗЛО- 5 минут . ? Что такое зло? (антипод, противоположность добра)
!!! Запишите определение понятия ЗЛО. Изобразите зло( рисунок, схема, знак)
ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать. СЛАЙД 7 Зло бывает: - стихийное (не зависит от человека)- наводнение, цунами, землетрясение - моральное (связано с деятельностью человека)- болезнь, война, наркомания…
? Есть такое выражение «зажить зло». Как вы его понимаете? (преодолеть, пережить) ? Какое зло (моральное или стихийное) тяжелее зажить? Почему? (Тяжелее моральное, т.к. стихийное зло не зависит от человека, его легче объяснить, оно без козней, хитрости)
СЛАЙД 8 5. Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО- 5 минут ? 1. В названии темы урока – Добро И зло. Что означает союз «и»? Сделайте вывод. 2.Что совершать легче: добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется) Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как , скажите, злу выжить».
3.Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. (дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)
Задание 4 с. 333 (уч.): Невыдуманная история об одном выдающемся русском актере. Получив новую квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли. ? О чем говорит эта история? Какие мысли она у вас вызвала? (зло боится света. В лифте рисуют почему? Никто не видит. Зеркало- создает эффект присутствия. Стыдно портить лифт, когда на тебя смотрят. Вечная борьба добра и зла)
СЛАЙД 9
Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». ? Что , по-вашему, сильнее: добро или зло?
? 1. Можно ли полностью искоренить зло? (нет) 2.От чего или от кого зависит, сколько зла будет в жизни? (прежде всего от самого человека)
Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО (И) (ИЛИ) ЗЛО. Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
6. Творческая работа . Закрепление- 5 минут СЛАЙД 10
!!! Составьте синквейн по теме нашего разговора: Существительное Прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол Предложение Существительное
7. Благодарность за работу на уроке- 2 минуты. Вы- алмазы! (вручить детям сувениры)
СЛАЙД 13 8. НЕ ставим точку….- 2 минуты Категории «добро » и «зло»- вечные. Сегодня вы не получаете домашнего задания. Но послушайте притчу и поразмышляйте над ее глубоким философским смыслом:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках».