Литературно – художественный проект «На кончике пера» как способ развития творческих способностей обучающихся
Литературно – художественный проект «На кончике пера» как способ развития творческих способностей обучающихся Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть! Каждый ученик хочет реализоваться. Он желает быть замеченным. А в особенности к этому стремятся личности творческие, талантливые. В осуществлении желания научится писать стихи, рассказы, статьи и заметки на сайт школы, а также обмениваться ими с единомышленниками, учителем и профессионалами в области поэзии и прозы моим ученикам помогают занятия в кружке «Серебряное пёрышко». Этот кружок продолжает традицию, созданную учителем русского языка и литературы А. И. Бедских и учителем начальных классов О. С. Сосновских. Целью деятельности кружка является создание условий для развития и удовлетворения творческих потребностей учащихся школы в области языка и литературы.Для достижения цели были поставлены и решаются следующие задачи: - выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представление им возможности для развития их творческих способностей; - повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку посредством творческих встреч с бардами, поэтами и писателями г. Ирбита; - предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами; - развивать ИКТ – компетентности: умение пользоваться компьютерными программами, разрабатывать мультимедийные продукты. На занятиях кружка «Серебряное пёрышко» создан творческий коллектив, объединяющий пятиклассников, желающих и пробующих реализовать себя в творчестве. Свои стихотворения, рассказы, заметки, статьи они оформляют в виде медиатекстов.
В нашем клубе используются разные формы работы: (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - заседания клуба, проходящие один раз в неделю; - создание заметок и статей на школьный сайт; - литературные встречи с поэтам г. Ирбита; - издание брошюр; - выступления на школьных и городских конкурсах; - издание печатного литературно-художественного листка «На кончике пера» Наиболее успешными формами работы в деятельности клуба «Серебряное пёрышко» стали создание заметок на школьный сайт и выпуск собственного печатного издания «На кончике пера». Создание заметки на школьный сайт На заседаниях клуба, а так же на уроках риторики мои ученики часто выполняют творческое задание «Создай заметку для школьного сайта». Первым этапом к выполнению такого вида работы стал выбор группы заинтересованных учеников, которые образовали классный пресс-центр. Хорошим подспорьем в выборе стал тот факт, что пятиклассники ещё в начальной школе выполняли задания подобного характера: создавали брошюры, сочиняли стихи, создавали собственные медиатексты. Второй этап. Заметка - это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Поэтому очень важным стало обучение этой группы правилам написания заметки на школьный сайт. Вот эти правила:(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Правило 1. В любой заметке обязательно должны присутствовать ответы на вопросы: 1. Что произошло? 2. Когда произошло? 3. Почему произошло? 4. Кто участник события? 5. Что из этого следует (перспектива)? Правило 2. Очень часто при написании заметки мы начинаем с даты. Этого делать совершенно необязательно. Также не стоит начинать её с ключевых слов «Конференция», «презентация», «соревнование». Правило 3. В заметке не должно присутствовать местоимение «Я». Личностное отношение выражается уже в том, что автор выбрал тему, отобрал для неё материал. Правило 4. Поскольку заметка, предназначенная на сайт, небольшая по объёму (до 500 знаков), необходимо начинать с её сути. Например: «Осенний лес встречает гостей». Также для того, чтобы разнообразить форму подачи материала, можно начинать заметку с : - с журналистской картинки (В школьных коридорах сегодня по-праздничному весело); - с цитаты (из документов или от героя) ; - с интересной цифры «300 учащихся 5 – 7 классов поставили прививки от клещевого энцефалита). Правило 5: Очень хорошо, если заметка будет опираться на детали (реакция зрителей, настроение, и т.д.) Используя эти несложные правила, мы стали создавать авторские заметки, как в прозе, так и в стихах. А пресс - центр перешёл к созданию статей и помещению их в новостной ленте сайта. Такую форму творческой работы считаю эффективной по нескольким причинам. Во-первых, в ходе работы ученики создают собственный текст, что способствует развитию их грамотности. Во-вторых, дети учатся сотрудничеству, так как заметки мы пишем как индивидуально, так и пресс-центром класса, в который входит 3 человека. В-третьих, ученики знакомятся с разными жанрами публицистики. В-четвёртых, ученики учатся работе с медиаресурсами (сжатие, редактирование и вставка фотографий). Заметка на школьный сайт стала для нас настоящим творческим заданием, потому что при её создании у ребят есть выбор -события, о котором хочется рассказать; -темы сообщения; - жанра и способа подачи созданного материала. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Литературно-художественный листок «На кончике пера» Выпуск литературно-художественного листка «На кончике пера» стал для нас учебным проектом, работа над которым ведётся в течение всего учебного года. В нём ученики отмечают литературные события, проходящие в школе, городе, стране; знакомятся с произведениями классической литературы, творчеством ирбитских поэтов и писателей, работают с готовыми текстами и создают медиапродукты сами. Работая над проектом , мои ученики изучили технологию создания печатного издания в программе «Microsoft Office Publisher». Они научились собирать и отбирать литературный и художественный материал для тематических выпусков «Листка», редактировать его в соответствии с нормами русского языка. Пятиклассники умеют выпускать печатное издания и проводить его публичную презентацию.(ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Технология создания литературно-художественного листка «На кончике пера» выражается в пяти последовательных шагах. 1 шаг: Для того, чтобы выпустить листок, необходимо собрать материал. Его обычно бывает очень много, т.к. ребята очень хотят увидеть свой медиапродукт напечатанным. За время выпуска литературно-художественного листка авторами выпусков стали 20 пятиклассников. 2 шаг: На заседании клуба коллегиально, разбившись на мини-группы по 3 – 4 человека, ребята отбирают наиболее интересные рисунки, стихи и т.д. Роль учителя на данном этапе работы – направить деятельность учеников на отбор качественных работ 3 шаг: Создание «листка», в котором принимают участие избранные редакторы (у нас их три) 4 шаг: Выпуск литературного листка «На кончике пера». Готовую газету распечатываем. Получился бумажный вариант. (ПРИЛОЖЕНИЯ 5-7) За 2011-2012 учебный год выпущено три издания «Листка». Они были посвящены юбилею Н.А. Некрасова и семье, дню Защитника Отечества и 8 марта. Один экземпляр вывешивался на школьный стенд. У каждого из авторов также хранится электронная копия выпуска с их творческим продуктом. 5 шаг: Оценивание достигнутых результатов. Оценивание обучающимися собственных достижений происходит через «Лист самооценки», в котором им предложено отметить знаком «+» те умения, которые они приобрели в ходе работы над проектом. Самооценивание проводится регулярно, после каждого выпуска печатного листка (на данный момент три раза). Кроме того, для учеников очень важна внешняя оценка их творчества. В нашем коллективе она проходит на уроках риторики, где выделяется время для представления готового продукта и выслушиваются предложения и пожелания одноклассников. Также важным является для участников кружка мнение родителей и классных руководителей, которое высказывается в устной форме. Очень важным моментом реализации медиатворчества пятиклассников является также участие наших кружковцев в городском творческом конкурсе с одноимённым названием «Серебряное пёрышко», т.к. опубликованные в газете стихи и рассказы можно считать прошедшими школьный отборочный тур. Перспективой работы над печатным изданием является его преобразование в электронный вариант и помещение на страницах школьного сайта. Таким образом, деятельность литературного кружка «Серебряное пёрышко» можно считать 1) уникальной и эффективной, т.к. способствует развитию литературно - творческих способностей пятиклассников , их способностей к медиатворчеству с использованием ИКТ – технологий. 2) необходимой и способствующей социокультурному развитию, через учёт индивидуальных способностей и особенностей, формирует положительный эмоциональный фон в коллективе и универсальные учебные умения. 3) соответствующей современным требованиям, так как основана на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем активную учебно-познавательную деятельность через внеурочную работу по предмету и способствующем достижению учениками личных, метапредметных и предметных результатов.