Воскресенье, 05.05.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Геометрия

Научный стиль и четырехугольники
Методическая разработка интегрированного урока геометрии и русского языка
в 8 классе по теме «Научный стиль и четырехугольники»
(урок рассчитан на 2 ч.).

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на уроках геометрии и русского языка.

Методы, используемые на уроке:
• метод проблемного обучения;
• использование опережающих заданий (подготовка к геометрическому турниру);
• дифференцированное обучение (домашнее задание);
• задания творческого характера (составление генеалогического древа, сценическое изображение геометрических фигур, разгадывание ребусов);
• умение работать со словарями и микрокалькулятором;
• умение работать в сети Интернет и в программе MS Power Point;
• использование ИКТ на уроке;
• тестирование;
• метод взаимо- и самоконтроля;
• самостоятельная работа (терминологический и математический диктанты).

Целеполагание:
1. Образовательные:
• обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках, повторение теорем, используемых в доказательстве свойств и признаков фигур;
• обобщение и расширение сведений о научном стиле, причастия как части речи.
2. Воспитательные:
• воспитание любви к русскому языку и геометрии, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. Развивающие:
• развивать логическое мышление;
• развивать умения аргументировать, доказывать:
• развивать умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
• развивать умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
• развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
• развивать абстрактное и наглядно-образное мышление;
• развивать коммуникативные навыки и умения учащихся.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программа MyTest, листы самооценки, презентация и приложения к уроку, толковый словарь, сеть Интернет, микрокалькулятор.

Структура урока:
1. Организационный момент.( 2 мин)
2. Актуализация знаний.(13 мин)
3. Этап проверки знаний по русскому языку и геометрии. (28 мин)
4. Этап обобщения и систематизации знаний (33 мин)
5. Домашнее задание (3 мин)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.(9 мин)

Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель математики приветствует учащихся и сообщает тему урока.
«Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях Классная работа. Дату на полях. Сегодня у нас необычный, интегрированный урок по геометрии и русскому языку. Тема урока «Научный стиль и четырехугольники»» (слайд 2 из презентации к уроку).

Учитель русского языка: «Ребята! Я прочитаю вам отрывок из повести «Алиса в стране чудес» писателя Кэрролла.
«…в нескольких шагах от нее сидел на ветке кот.
-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
-А куда ты хочешь попасть? -ответил кот.
-Мне все равно… -сказала Алиса.
-Тогда и все равно «куда и идти»-заметил кот.»
О чем хочет поведать этими словами кот Алисе? Зачем я вам эти строчки прочитала в самом начале урока? (ответы учеников)
Да! Надо знать цель своей работы (у Алисы должна быть цель, куда именно она должна была идти).

Учитель математики: «А какая цель сегодняшнего урока?
Итак, сегодня на уроке вспомним определения и свойства четырехугольников, отработаем навыки работы с микрокалькулятором, программой MS Power Point и в сети Интернет».

Учитель русского языка: «А также вспомним основные особенности научного стиля, будем учиться составлять тексты в научном стиле».

Учитель математики: «Девизом нашего урока будут крылатые слова великого математика С. Ковалевской» (слайд 3)

2. Актуализация знаний.
Учитель математики:
а) ответить на вопросы:
Какие из фигур являются четырехугольниками? (слайд4)
Как называются эти четырехугольники? (слайд 5)
б) самостоятельная работа с таблицей: определить признаки фигур (приложение 1, задание 1). Ставим «+», если свойство выполняется, «-» - в случае не выполнения свойства».

Ответы:

№ Признаки
фигур Прямоуголь-
ник Квадрат Параллело-
грамм Трапеция Ромб
1 Противоположные
стороны равны + + + - +
2 Диагональ делит
четырехугольник на два равных треугольника + + + - +
3 Противоположные стороны параллельны + + + - +
4 Все стороны равны - + - - +
5 Противолежащие углы равны + + + - +
6 Все углы прямые + + - - -
7 Все углы равны + + - - -
8 Диагонали пересекаются
и точкой пересечения делятся пополам + + + - +
9 Диагонали равны + + - - -
10 Диагонали пересекаются под прямым углом - + - - +
11 Диагонали являются биссектрисами его углов - + - - +

Самопроверка работ по готовым ответам (1 ученик на интерактивной доске демонстрирует правильные ответы (по слайду 6).
Учащиеся выставляют оценки на листах самооценки (приложение 2).

Учитель русского языка: «В зависимости от обстоятельств и вида деятельности мы используем разные стили речи. Каким стилем речи вы будете пользоваться сегодня на уроке? (ответ: научный)
Цель научного стиля? (ответ учащихся: сообщение научных сведений, научное объяснение фактов).
Каковы основные признаки научного стиля? (слайд 7)
Выпишите из словаря: понятия «термин», «терминология» (слайд 8).

3. Этап проверки знаний:
а) терминологический словарный диктант проводит учитель русского языка.

четырехугольник вершина
противолежащий диагональ
сторона параллелограмм
пересечение прямоугольник
биссектриса теорема
трапеция полусумма
параллельный треугольник
пропорциональный основание
секущая угол

Взаимопроверка диктанта (слайд 9).
Учащиеся выставляют оценки на листах самооценки (приложение 2).

б) устное решение задач проводит учитель математики (слайды 10,11,12,13,14)
Учащиеся выставляют оценки на листах самооценки (приложение 2).

Физкультминутка для снятия усталости глаз, повышения настроения, работоспособности учащихся. (приложение 3).(слайд 15)

в) коллективное решение задачи у доски проводит учитель математики (приложение 1, задание 2).

г) учитель русского языка: «В терминологическом диктанте найти слова, в которых среди постоянных морфологических признаков можно выделить настоящее время, действительный залог, невозвратность» (ответ: противолежащий, секущая)
К какой части речи относятся эти слова? (ответ: причастие).
Для научного стиля характерно употребление причастий и причастных оборотов.
Для определения какого математического понятия необходимы эти причастия: противолежащий, секущая? (ответ: параллелограмм, углы).
Запишите определение параллелограмма и подчеркните причастие» (ответ: параллелограммом - это четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны).
Взаимопроверка учащихся и выставление оценок на листах самооценки (приложение 2).

д) математический диктант проводит учитель математики (дописать ответы, еще раз вспомнив свойства и признаки четырехугольников) (слайд 16).
Самооценка работ. Учащиеся выставляют оценки на листах самооценки (приложение 2).

е) учитель математики просит поработать на компьютерах и выполнить тест по вариантам (по программе MyTest) (приложение 4).
Выставление оценок учениками на индивидуальных листах самооценки (приложение 2).

3. Этап обобщения и систематизации знаний:
а) геометрический турнир.
Учитель русского языка: «А теперь представим себя в виде геометрических фигур и проведем между ними турнир. (слайд 17)
Учитель математики: А какие фигуры будут участвовать в турнире, узнаем, разгадав ребусы» (слайды 18-21), (ответы: прямоугольник, ромб, параллелограмм, квадрат).
Участники турнира выходят по одному к доске после разгадывания ребусов.
Ведущий: К нам в гости пришли четырехугольники:
Особым свойством они наделены,
Когда бока фигур попарно параллельны,
Они всегда попарно и равны.
Прямоугольник, ромб, квадрат
Всем этим свойством дорожат.

Квадрат (демонстрация слайда 22):
Здравствуйте, а я квадрат,
Площадь я измерить рад.
Ведь у меня четыре стороны,
И все они, как видите, равны.
Ведущий: Ну, мы это давно слыхали.
Квадрат: Но у меня равны еще и диагонали.
Углы они мне делят пополам,
На части равные разбит я.
Прямоугольник (демонстрация слайда 23):
А я- прямоугольник.
Я примерный школьник.
И у меня равны диагонали.

Ведущий: Постой, дружок,
Тебя не вызывали.
Ромб (демонстрация слайда 24):
Мои хотя и не равны диагонали,
Но под прямым углом пересекаются-
Совсем как у квадрата.
Ведущий: Да, постой.
И ты черед не соблюдаешь свой.
Параллелограмм (демонстрация слайда 25):
Я параллелограмм.
Хотя стороны мои попарно равны и параллельны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали.
Квадрат(язвительно): Да и углы не делят пополам.
Ведущий: Как вы поняли, дорогие друзья, сегодняшний турнир мы посвятили четырехугольникам.

б) Работа в программе MS POWER POINT, в сети Интернет.
Учитель математики: «А сейчас вам надо составить слайд «генеалогического древа», состоящего из четырехугольников, используя программу MS Power Point, сохранить этот файл под своим именем, затем обосновать свое построение».
Учитель русского языка: «Прежде чем приступить к работе мы познакомимся с новым понятием «Генеалогия». Что обозначает этот термин, ответ найдите в сети Интернет (слайд 26).
Запишите определение понятия «Генеалогии» в тетрадь.
А что значит «генеалогическое древо»? (слайд 26).
Точное определение найдите в сети Интернет».

Учитель математики: «А теперь составьте «генеалогическое древо» четырехугольников с помощью программы MS Power Point».
Наиболее удачный вариант демонстрируется на интерактивной доске и комментируется.

в) Просмотр сказки (приложение 5) (читает ученик).

4. Дифференцированное домашнее задание.
Учитель математики: «Запишем домашнее задание, состоящее из трех заданий (третье задание по выбору) (слайд 27).
Задание 1. Начертить на листе (формат А 4) «генеалогическое дерево» с описанием свойств и признаков фигур.
Задание 2. Решить геометрическую задачу.
Задание 3. Написать определение фигуры в виде предложения, содержащего причастие или причастный оборот. Сделать синтаксический разбор данного предложения и морфологический разбор причастия из него.
Задание 4. Составить кроссворд на тему «Четырехугольники» или сочинить математическую сказку (приложение 6).

Учитель русского языка: «В каком стиле будет написана сказка?» (ответ: в художественном с использованием научный терминологии).

5. Подведение итога урока. Рефлексия урока.
Учитель русского языка читает притчу про строительство храма:
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делаешь целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, давайте мы тоже попробуем с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (т.е. без удовольствия)
Кто работал как второй человек? (т.е. добросовестно)
А кто работал как третий человек? (т.е. с удовольствием, творчески)

Учитель математики просит учащихся осуществить самооценку своей деятельности на уроке, т.е. вычислить среднее арифметическое оценок отдельно по русскому языку и геометрии, выставленных на листе самоконтроля ученика с помощью программы «Микрокалькулятор».

Учитель математики благодарит учащихся за работу и объявляет об окончании урока (слайд 28).

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/311ce6f6feca15b61e2d4d6b495d52a89/NartdinovaRF.rar.html
Категория: Геометрия | Добавил: nrf1958 (28.11.2011) | Автор: Нартдинова Рамзия Фаизовна E
Просмотров: 2251 | Теги: четырехугольники, Научный стиль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]