Воскресенье, 23.06.2024, 20:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Активизация познавтельной деятельности на уроках математики
Оглавление:

1. Введение……………………………………………………….2
2. Начало и конец урока………………………………………..3
3. Домашнее задание……………………………………………5
4. Методы, формы и способы повышения познавательной и мыслительной деятельности на уроках математики:…..5
Устный счет…………………………………………………..6
Исправление ошибок………………………………………...7
Старинные задачи……………………………………………7
Игры…………………………………………………………..8
Тесты………………………………………………………….9
5. Заключение……………………………………………………12
6. Литература…………………………………………………….13
7. Приложение

Введение
Мы, убеждены, что педагогический труд нетворческим не бывает и не может быть, ибо дети неповторимы, личность самого учителя, обстоятельства, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Педагогическая деятельность, являясь сплавом науки и искусства по своим компонентам, всегда предполагает творчество. Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что необходимо говорить о возможных аспектах его проявления, об уровнях творчества.
Новизна в практической работе педагога может проявляться в разработке новых методов, форм, приемов и средств и их оригинальных сочетаний в эффективном применении, модернизации известного в соответствии новыми задачами, т. е. в создании творческой лаборатории. Под творческой лабораторией понимается процесс рождения урока- именно рождение урока, как чего-то живописного, одухотворенного, а не унылого планирования урока, стоящего из одной работы мозга. Школа для меня не только работа, а часть жизни и средств самовыражения. Важнейшей характеристикой школы является подготовленность учащихся к самообразованию, самовоспитанию, саморегуляции в учебно- познавательной и социальной деятельности.
Современное обучение непременно стремиться к развитию любых творческих сил всех учащихся, к воспитанию их творческого отношения к своей деятельности и к жизни в целом.
Никакие технические средства обучения , никакая совокупность мероприятий и приемов не приведут к успеху, если обучение не будет построено на основе высокого уровня мотивации как учителей, так и учащихся. Очень точно это подметил Сухомлинский:
«Если в педагогической коллективе есть влюбленный в свое дело преподаватель, то среди учеников обязательно обнаружатся способные и талантливые ученики».
Общеизвестно, что обучение математике не сводиться только к сообщению определенных фактов и к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать познавательные способности ребенка , его интеллект, культуру и в конечном итоге должно быть направлено на формирование личности учащегося.
Главное в учебной деятельности – это понимание ребенком того, что он изучает, для чего, и что с ним происходит в процессе этого изучения. Это в деятельности учащегося, а в деятельности учителя главное – доверие и вера в неограниченные возможности, помощь в развитии способностей детей к саморазвитию. Любознательность – главный мотив исследовательского поведения. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес включает в себя три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую и воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности: обучающую, развивающую, и воспитательную.
Начало и конец урока
В своей педагогической деятельности я использую разные методы, способы и формы для развития познавательного интереса к своему предмету.
Начало урока. Для меня важным является начало урока. «Начало урока - половина целого» – поучительные слова Пифагора. Начало урока способно выполнять массу функций по отношению к уроку в его основной части:

 адаптировать учащихся к новым учебным условиям;
 перевести внимание учащихся с одного урока на другой;
 формировать стиль урока, способствовать созданию познавательного атмосферы учебной деятельности;
 задать настроение, отношение и мотивацию учения;
 дисциплинировать учащихся и организовать их;
 сплотить учащихся в решении познавательных задач, придать коллективным усилиям целеустремленность и целостность и др.
Каждый урок – это новый учебный предмет, следовательно, новый способ познания, новый тип общения учащихся и учителя, новый характер самого познавательного процесса. На своих уроках ставлю задачу адаптировать учащихся к новому познавательному процессу. Например:
 предложить небольшую задачу с юмором или преднамеренной ошибкой;
 загадать загадку, соответствующую теме, отгадать которую можно только после изучения нового материала;
 прочесть высказывание известного математика;
 во время перемены заполнять доску кратким изложением задач, которые надо решить всем и каждому учащемуся. Задания делаются с оставлением места для решения и с четкими границами между ними. Ученики приступают к решению сразу со звонком, постепенно стирая с доски уже решенные. Дети уже на первых минутах урока видят объем предстоящей работы, а затем динамику движения коллективной мысли, наконец, последняя задача конец урока как венец дела. Появляется азарт достижения цели.

Конец урока. Подведение итогов на уроке лучше делать, сравнивая постепенные задачи и полученные результаты (комментарии к выставленным отметкам, рефлексии, когда ребята сами анализируют и оценивают эффективность урока). Желательно, чтобы взаимное пожелание успехов, добра было бы как можно искреннее.
Начало и конец урока являются мощными средствами сохранения здоровья учащихся, как физического, так психического и духовного. С помощью начала и конца урока можно управлять внеучебной, внешкольной внеклассной деятельностью детей, их интересами и увлечениями. Конечно, у этих структурных компонентов урока есть и другие несомненные достоинства.
Домашнее задание.
Домашнее задание, как и урок, относиться к числу форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Домашнее задание может быть:
 способом приучения детей к самостоятельной интеллектуальной систематической работе;
 средством целесообразной и полезной организации вне учебного времени ученика;
 методом воспитания нравственных качеств, трудолюбия, ответственности чувства долга и др.
Для меня самым главным является условие задавание интересных заданий, заданий на сбор живого материала, на применение теории в практике. Например,
o сочинить сказку, стихотворение,
o измерить площадь собственной квартиры,
o подсчет подоходного налога,
o выполнение задания на кальке или прозрачной пленке
o подготовить задание для своего соседа по парте и т. д.

Методы, формы и способы повышения познавательной и мыслительной деятельности на уроках математики
Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос, провести доказательство теоремы и самостоятельно решить задачу нужно не заучить материал, а самостоятельно размышлять. Для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Именно на уроках математики ученик должен привыкать к краткой, четкой предельной логической речи. Одной из основных первоначальных задач при обучении математике является выработка навыка хорошего счета. Но однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как счету, так и к урокам. Поэтому необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработке вычислительных навыков. Можно предлагать примеры, оформленные в виде блок- схемы:

Ребятам нравится, когда учитель дает задание на исправление преднамеренных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей.
Задание
1. найти ошибки и исправить их;
2. объясните, незнание какого материала их повлекло;
3. подумайте, как можно избежать таких ошибок.

-23/(-2)= -11,5
20503/(-290)= -7,7
-348/(-120)= -29
2807/(-14)= -205
34/0=0

Решение задач с последующей проверкой.
Ученики выполняют задания самостоятельно, затем проверяют по образцу свою работу. Но перед поверкой можно с ребятами разобрать вопрос: Где могли допустить ошибки? Каким правилом, теоремой пользовались? Проверку можно провести, используя кодоскоп, через копирку.
Старинные задачи
Недописанная фраза, незавершенная задача, недосказанное слово стимулирует работу учащихся. Ребята всех возрастов любят, когда уроки оживленны задачами- шутками, заданиями на внимание, старинными задачами. Язык, которым изложен текст старинных задач, смысловая нагрузка пробуждает любопытство, обостряет внимание.
Задание. Летела стая гусей, а навстречу им один гусь и говорит «Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто гусей, отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь да еще пол столько, да четверть столько, да еще ты, гусь нами, так было бы нас сто гусей». Сколько было в стае гусей?

Дед Тарас уж сам не рад,
Купил утят и поросят.
Лезут по двору в углы 24 головы.
Ходят на крыльце без тапок
56 различных лапок.
Сколько живности за раз
Приобрел наш дед Тарас?
Хозяйка открыла ворота
Пустила котят погулять.
Цыплята пищат: «Ну, что ты?
Котяток – то нам не догнать!»
Бегут- то лишь 70 лап,
По четверо ножек у кошек,
По паре – у малых цыплят.
Всего со двора убежало
Полсотки молоденьких душ.
Хозяйка звала и кричала:
«Хотя бы к полудню вернуть»
И все непременно забыла,
Запуталась в суете.
А сколько их каждых то было?
Поди, разыщи, кто и где?

Игра.
Изжить скуку на уроках помогают командные математические соревнования. Схема их проста, правила быстро усваиваются, например игры «Брейн - ринг», «Поле чудес», «Крестики- Нолики», « Математический КВН». Такие нехитрые соревнования мобилизовать на активную познавательную мыслительную деятельность в целом на каждого учащегося. Кроме этого, такие соревнования несут и воспитательную нагрузку.
Во время решения уместно включать тихую, спокойную музыку.
Игра- спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять», - М. Горький.
В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитанию сознательной дисциплины.
Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому я периодически использую игры или ввожу элементы игры и на уроках, и во внеурочное время.
Познание же математики через игры прививает к ней любовь, переходящую иногда в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.
Тест.
Сегодня часто говорят об объективных способах проверки знаний учащихся. Одним из способов является тест. Тест имеет ряд преимуществ перед другими формами. Тест позволяет охватить большой объем материала и тем самым дать широкое представление о знаниях учащихся. В основном тесты представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, аналогия и т.д. Логические тесты подразделяются на три основные группы :
Словесные - математические анаграммы и вербальные тесты.
Задание. Решить анаграмму и исключить лишнее слово
1) МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ
2) ЧАДАЗА, МЕНПЕРНАЕЯ, ЦИЯКУНФ, НИВАЕРУНИЕ
Задание. Вставить пропущенное слово, букву.
1) ЧИСЛИТЕЛЬ (ТЕЛО) ЧИСЛО
ДРОБЬ ( ) ЗНАМЕНАТЕЛЬ
2) СТОРОНА (СОВА) КВАДРАТ
СТЕПЕНЬ ( ) ПЛОЩАДЬ

Символико-графические предназначаются для умений, навыков применения теоретического материала при решении задач для повторения и закрепления материала, для его систематизации и обобщения.
Задание. Вставить пропущенные фигуры.

200%
50% ?
Задание. Найти недостающее число.
1.

2.
276 (15) 4140
28 ( ? ) 1064
3.
2 20 8

7 ( ? ) 25
4. Какое число надо записать вместо знака вопроса?

2227
2135

1810

?

5. Задание. Кто построил точную теорию движения Луны вокруг Земли? Для получения омета необходимо выполнить следующее задание: для каждой функции, заданной формулой, найдите соответствующую букву и график. Запишите и прочитайте имя ученого.

Л Э Й Л Е Р

К комбинированным заданиям относятся задания, содержащие как вербальную версию, так и символико-графическую. Таким образом, осуществляется связь с языковым развитием учащихся. Такие упражнения требуют не только наблюдательность, но и умения установить связи между объектами.
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. МАТЕМАТИКА 3 Х 6 ТЕМА

ДЕЦИМЕТР 5 Х 8 ? (метр)

2.
14а2 ПЛОЩАДЬ



7а 18а ? (периметр)

3.

4а 40а2 ПЛОЩАДЬ

8555888

(средняя линия
6а 5а ? трапеции)

В целом логические тесты всех типов очень вариативные. Целесообразно предлагать составлять их самим учащимся. Логические тесты с успехом могут быть использованы на всех этапах урока. Они являются эффективными способами формирования и развития интереса у учащихся к математике.
Заключение
Для непрерывного обучения самообразования важное значение имеет развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике
Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как готовность своими силами вести познавательно- поисковую деятельность.
Главная задача обучения математике - учить рассуждать, учить мыслить. Особое значение математике в умственном воспитании и развитии отметил еще в 18 веке М.В. Ломоносов: « Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Моя задача – поддерживать мыслительную деятельность ученика. «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»,- сказал М. Монтейя.

Литература:

1) В.С. Безрукова, «Все о современном уроке в школе: проблемы и решения» (Библиотека журнала « Директор школы» №3, №5, 2004 год)
2) А.И. Савенкова, «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» (Библиотека журнала « Директор школы» №8, 2003 год)
3) В.Г. Коваленко, «Дидактические игры на уроках математики»
Категория: Математика | Добавил: milyasveta2212 (02.11.2011) | Автор: Милюкова Светлана Николаевна E
Просмотров: 2539 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]