ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Всего лет 20 назад процесс представления учебных материалов преподавателем на уроке сводился к написанию выкладок и схем на доске. Тогда уже применялись учебные кинофильмы, телеуроки, слайды. Эти наглядные материалы были готовые продукты. А авторский материал, творчески переработанный учителем, отображался главным образом на доске. Эта ситуация стала меняться с внедрением компьютерной и проекционной техники. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет необходимости. Актуальность применения информационных технологий продиктована, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения. Сегодня в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, мультимедийные обучающие программы. В настоящее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в образовании. Но существует ряд недостатков, например, - на поиски нужного ресурса уходит много времени. В Интернете надо знать где искать; - в идеале не подходит какой – либо материал для проведения моего урока, а изменить в готовом электронном ресурсе не предоставляется возможности. На практике учителю необходимо самому учиться составлять электронные средства обучения. Римский философ Сенека писал: «Обучая других – обучаюсь сам». Наверное, эта фраза очень хорошо отражает суть современного процесса образования. Педагог, развивая творческий потенциал учащихся, тем самым развивает свои творческие способности. Сегодня педагог уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные ИТ. Я работаю в учебном заведении, где получают профессию. Математику, которую изучают в школе в 10 – 11 классах, в нашем учебном заведении изучают в течение одного года. Поэтому надо строить уроки так, чтобы максимально выдать учебный материал и получить положительный результат. Для повышения качества обучения мной используются следующие ИКТ – технологии (демонстрация разработанного ЭСО): - Электронная презентация, с помощью которой идет подача теоретического материала. Презентация представляет собой страницы электронного учебника, где имеются гиперссылки, навигационные кнопки, позволяющие быстро передвигаться, что упрощает восприятие информации. Презентации создаются с помощью программы MS Power Point. - «Скрин – шоты» - это своего рода опорный конспект, в котором студент должен внести дополнения в ходе изложения материала. В дальнейшей работе данные конспекты становятся полезными при выполнении практических заданий и тренажеров, а также при повторении изученного материала. Опорный конспект позволяет обобщать, повторять необходимый теоретический материал, формировать умение постоянно им пользоваться. - Электронные тесты могут выступать в качестве тренажеров для отработки практических навыков, а также при контроле знаний. Тесты позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний, развивают способность к самооценке. Такой контроль формирует позитивное отношение студентов к обучению. Электронные тесты можно создавать с помощью программы MS Excel. - Интерактивная доска. Эффективность использования ИД зависит от качества применяемых учебных материалов. Это устройство, позволяющее преподавателю объединить три различные инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор. За счет использования ИД увеличивается мотивация учения и вовлеченность студентов в познавательный процесс. Информационно – коммуникативные технологии – современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Надо понимать, что эффект использования во многом зависит от преподавателя. ИТ не должны заменять слово учителя, они должны умело помогать в подаче материала. Мультимедийные уроки помогают решить такие задачи, как: - усвоить базовые знания по предмету; - систематизировать усвоенные знания; - сформировать навыки самоконтроля; - сформировать мотивацию к учению; - оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Методика использования информационных технологий предполагает: - совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; - усиление мотивации учения; - улучшение качества обучения и воспитания. Информационно – коммуникативные технологии – современный, эффективный инструмент в руках умелого специалиста. Для учителя математики ИКТ является средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного процесса. Владение новыми ИТ ставится в один ряд с такими качествами как умение читать и писать. Надо понимать, что эффект использования во многом зависит от преподавателя, от того, как он использует возможности интерактивных устройств. Ведь подготовка уроков с использованием ИКТ – технологий – это огромный труд, который занимает много времени. Педагогическое мастерство современного учителя опирается на знания и умения, соответствующие современному уровню развития науки и техники и их продукта – ИТ. Тем самым повышается престиж педагога. Таким образом, наиболее эффективным в настоящее время является сочетание традиционных форм обучения и информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения математике. Они прекрасно дополняют друг друга, позволяя максимально реализовывать способности студентов к самостоятельному обучению и значительно повышать эффективность работы преподавателя. А также, применяемые ИКТ технологии являются эффективным средством повышения интеллектуальных способностей будущих специалистов, отвечающим запросам современного общества и производства.
Предлагаю на рассмотрение материал по теме «Основы тригонометрии». (см Приложение)
Желаю всем творческих успехов на нашем педагогическом пути!
Литература 1. Журнал «Среднее профессиональное образование». 2009 – 2011 гг. 2. Газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября». 2010 – 2011 гг. 3. Журнал «Математика в школе». 2011 г.