Пятница, 24.11.2017, 03:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Использование мультимедиа технологий при систематизации знаний на уроках математики в учреждениях СПО
Использование мультимедиа технологий при систематизации знаний на уроках математики в учреждениях СПО

Систематизация знаний студентов является составной частью процесса обучения. По определению систематизация - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности студентов позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
Хорошо поставленная систематизация знаний студентов позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения студентами изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Систематизация является условием успешного овладения знаниями и, следовательно, условием успешного прохождения любой контрольной проверки.
Основными действиями при выполнении систематизации знаний являются:
1. Выделение структурных элементов системы знаний (в отдельной теме, разделе, во всем учебном курсе по предмету).
2. Выделение и рассмотрение основных признаков каждого элемента.
3. Выделение, изучение и представление связей между элементами.
Систематизация выполняет следующие функции:
1. Контролирующую.
2. Обучающую (образовательную).
3. Диагностическую.
4. Прогностическую.
5. Развивающую.
6. Ориентирующую.
7. Воспитывающую.
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений студентов, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений. В процессе обобщения студенты повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Обобщение помогает студентам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.
Сущность диагностической функции систематизации – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях студентов, о числе и характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция систематизации служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате систематизации получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения студента, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция систематизации состоит в стимулировании познавательной активности студентов, в развитии их творческих способностей. Систематизация обладает исключительными возможностями в развитии студентов. В процессе систематизации развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление. Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции систематизации - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным студентом и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Систематизация ориентирует студентов в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты студентов, она указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Систематизация помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция систематизации состоит в воспитании у студентов ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Систематизация знаний побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функций систематизации подчеркивает её роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает систематизацию более эффективной, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной.
Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы систематизации. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств систематизации. Цели систематизации предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов , какой ожидается эффект от проведения систематизации. При конкретизации целей систематизации исходят из целей воспитания, развития и обучения студентов, которые реализуются на данном этапе.
Объективность систематизации зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания систематизации, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов систематизации, организованность проведения систематизации. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество систематизации.
Под всесторонностью систематизации понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным линиям курса, и знание студентами отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий.
Под регулярностью подразумевается постепенная систематизация, которая сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность систематизации требует оценки знаний, умений, навыков каждого студента.
Основной задачей курса математики в средних специальных учебных заведениях на базе девятилетней школы является математическое обеспечение специальной подготовки, т. е. вооружение студентов математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.
При изучении математики необходимо широко использовать современные методы и средства обучения, обеспечить реализацию внутрипредметных и межпредметных связей, соблюдать преемственность изучения предмета по отношению к школьной программе.
Применение мультимедиа при систематизации знаний позволяет усовершенствовать и разнообразить формы работы, активизировать познавательную деятельность студентов. В качестве примера можно предложить проведение урока систематизации знаний в виде математического аукциона (приложение 1).
Организация работы с помощью мультимедиа технологий позволяет быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, определить уровень знаний студентов, удобна для оценивания и, несомненно, имеет более позитивный отклик со стороны обучающихся.

Список использованных источников
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М.: Знание, 2004.
2. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 2006. - №5.
3. Борода Л.Я. Некоторые формы систематизации знаний на уроке // Математика в школе, 2005. - №4.
4. Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 2004. - №1.
5. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики – М: Просвещение, 2005.
6. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике – М.: Академия, 2005.
7. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики – М: Просвещение, 2003.
9. Зив Б. Г. Задачи к урокам алгебры: 7-11 кл. – М.: Русское слово, 2003.
10. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Просвещение, 2004.
11. Калинина М.И. К вопросу о систематизации знаний учащихся/ сб. статей, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М.: Просвещение, 2004.
12. Колобова Е. В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе , 2004
13. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М.: Педагогика, 2003.
14. О совершенствовании методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. – М.: Просвещение, 2004.
15. МПМ в средней школе. Частная методика / Сост. Мишин В. И. – М: Просвещение, 2003.
16. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся – М.: АПН РФ, 2005.
18. Планирование обязательных результатов обучения математике / сост. В. В. Фирсов – М.: Просвещение, 2002.
19. Программы общеобразовательных учреждений. Математика – М: Просвещение, 2006.
21. Скобелев Г. Н. Систематизация знаний на уроках математики – Минск, 2006.
22. Современные основы школьного курса математики. / Н. Я. Виленкин, К. И. Дудничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 2004.
23. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 2005. - №2.
24. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск, 2005.
25. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки – М.: Педагогика, 2005г

приложение к статье:
http://mm-festival.letitbit.net/download/866aa08f5f0f51af170009c36accdcd4f/KasyanovaIS.ppt.html




Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/866aa08f5f0f51af170009c36accdcd4f/KasyanovaIS.ppt.html
Категория: Математика | Добавил: kasyanovais (05.06.2012) | Автор: Касьянова Ирина Сергеевна E
Просмотров: 1203 | Комментарии: 1 | Теги: систематизация знаний | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые коллеги! Сылка на приложение к этой статье здесь:
http://mm-festival.letitbit.net/download/866aa08f5f0f51af170009c36accdcd4f/KasyanovaIS.ppt.html

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]