Конспект урока - экспедиции Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями
Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями. Разработка урока – экспедиции в 5 классе. Выполнила: Гущина Анна Юрьевна , учитель математики I категории МБОУ г. Астрахани «СОШ № 53 им. Н.М.Скоморохова» Используемый материал: Рисунки: https://picasaweb.google.com/nsuoth/QzsZcC?authuser=0&feat=directlink
Презентация « Из истории дробей»: www.rusedu.info/upload/ygova/drobi.ppt
Тема урока : Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Цели урока: образовательная: проверить знания учащихся по данной теме , а именно – умения сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби. Применять полученные знания при решении предложенных задач; воспитательная: воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности; развивающие: развивать мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, учить самостоятельно добывать знания , побуждать к любознательности. План урока: Организация класса. Сообщение цели урока : Уважаемые гости! Командир корабля и его экипаж рады приветствовать вас на борту звездолета «Стремительный». Конечный пункт назначения нашей экспедиции – малая планета Математической вселенной – планета «Смешанных чисел». Цель сегодняшнего полёта проверка знаний и умение экипажа применять их в экстремальных ситуациях. Применение знаний, полученных экипажем при изучении темы «Обыкновенные дроби, их сложение, вычитание и сравнение», которая необходима в успешном освоении дальнейших тем математики. Урок необычный. Необычность его в том, что вы сами должны будете проложить путь к планете «Смешанных чисел», на которой начинается обучение детей землян, где вы примите непосредственное участие и узнаете тайны, свойства смешанных чисел. Девизом нашей экспедиции станут слова:
«Твой ум без числа ничего не постигает». /Н. Кузанский/
3. Решение упражнений: 1.Итак, включаем опознавательные огни - зеленого и желтого цвета. Но прежде всего, выберем их форму. На каком из рисунков заштрихована 1/4 часть фигуры?
Вспомогательный вопрос На сколько частей разделена каждая из фигур? Какое слово пропущено в моем предложении? (равных частей):
Таким образом, форма опознавательных огней – прямоугольник. Включаем огни. Для этого в таблице закрасьте желтым цветом клетки, в которых записаны неправильные дроби, в зелёный цвет – клетки, в которых записаны дроби правильные. 1/2 7/3 2/3 5/5 5/3 13/18 7/7 42/111
2.Ученыи – лингвистам предстоит выбрать язык общения, для этого нужно заполнить таблицу буквами, учитывая найденные ответы: П……….. Старинная задача(Франция, 17-18 в.в)Трое хотят купить дом за 24000ливров. Они условились , что первый даст половину, второй – одну треть, а третий - оставшуюся часть. Сколько денег даст третий? Решение: 24000:2=12000(ливров)– даст первый 24000:3=8000(ливров) – даст второй 24000-(12000+8000)=4000(ливров) - даст третий Ответ:4 000 ливров Н Старинная задача. Купивши комод за 36 р. , я потом вынужден был продать его за 7/12 цены. Сколько рублей я потерял при этой продаже? 1 способ: 36:12*7=21р.- стоимость комода. 36-21=15р – потеря в деньгах. 2 способ: 12/12-7/12 = 5/12потеря в цене 36:12∙5 = 15(р) – потеря при продаже Ответ :15 рублей. Э Из «Арифметики» Л.Н.Толстого. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег? 1=10/10 - Весь сундук 10/10 – 7/10=3/10 всего сундука взяла жена Значит, в сундуке было 690:3*10 =230*10 = 2300р. Ответ:2 300 р. Р задача: В саду было 12 деревьев. 2/3 всех деревьев были вишнями . Сколько вишен было в саду? Ответ: 8. О Напишите вместо □ такое число, чтобы равенство было верным: 3/7 +□ =2/5 + 3/5
Ответ:4/7
С Напишите вместо □ такое число, чтобы равенство было верным: 1 - □ =4/11+5/11 Ответ:2/11 А решите уравнение: (3х+5)/11=17/11 Ответ: х=4 Е решите уравнение: 7х/49=42/49 Ответ: х=6. 2300 2/11 4000 6 8 4 15 1/4 4/7 э с п е р а н т о
Вместо квадратика первой строчки запишите такую дробь, чтобы равенство было верным: □+□+□+□=1 Ответ:1/4
Итак, для общения выбран искусственно созданный язык – эсперанто. Эсперанто – самый популярный из искусственных языков, изобретён в 19 веке поляком Людвигом Заменгофом. Он в 1887 году опубликовал брошюру, в которой описывал новый язык и подписал её «доктор Сперанто» (надеющийся). 3.Ключ на старт .Набрать код доступа. . Пилотам и штурманам приступить к продувке двигателей. Это какие то странные выражения . У них нет арифметических знаков.. Это постарались космические пираты. Они украли все ключи к кодам . Что же, придется в работу включится программистам. Между числами поставьте знаки «+», «-» так, чтобы в данном выражении получилось число, указанное стелкой.
Вперед, через тернии к звездам!
4.Мир дробей загадочен и интересен, а задачи имеют практическое значение и часто встречаются в жизненных ситуациях. Учащиеся Шага Наташа и Грамблер Толя начали интересоваться такими задачами и оформлять их в электронный альбом. Работа начата недавно и носит она творческо - поисковый характер. А Сухачёва Аня и Смирнова Лена заинтересовались историей возникновения дробей . В дальнейшем эти работы вызовут большой интерес как у ребят, интересующихся математикой , так и учителей , преподающих математику. Все члены экипажа приглашаются в кают - компанию звездолёта на чашечку кофе. Задача кофе с молоком (презентация – исследование Учащиеся Шага Наташа и Грамблер Толя). Я отпила 1/4чашечки кофе и долила её молоком. Потом выпила 1/2чашечки и снова долила её доверху молоком. Потом я выпила четверть чашечки и опять долила её молоком. … И тогда я выпила полную чашечку целиком… Чего я выпила больше – кофе или молока? Решение: Надо посчитать в долях кофейной чашечки, сколько же я доливала в неё молока: 1/4 +1/2+1/4=1 Получается целая чашечка молока. Следовательно, я выпила чашечку кофе и столько же молока.
Исследование – презентация «Из истории дробей». (Сухачёва Аня и Смирнова Лена) Меня очень заинтересовала данная тема. Я всегда хотела узнать о возникновении дробей. Ведь мир дробей очень загадочен и интересен. Эта тема является актуальной, потому что дроби очень важны в нашем мире. Я хочу узнать как можно больше о происхождении дробей, об их значении в нашей жизни. Цель моего исследования - изучение значения возникновение дробей. Задачи: Изучить историю возникновения дробей. Применение в деятельности людей.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли, и меры. Так появились дроби. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Интересная система дробей была принята в Древнем Риме. Основная единица называлась «асс», а в ходу было еще 18 различных дробей, каждая из этих имела свое название: У римлян, в основном ,употреблялись дроби со знаменателем 12,их называли двенадцатеричные дроби. На Руси дроби называли долями, позднее «ломаными числами» Дроби с числителем и знаменателем создали в Индии. В Индии писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Запись дробей ввели арабы.
Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; её стали использовать и арабы, а от них в XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами. Раньше вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. В жизни без дробей нам не обойтись. В профессии: кулинара, фармацевта, и т.д. Я закончу свою работу стихотворением.
Стихотворение: А если бы, строя ваш дом, Тот, в котором живете, Архитектор на малую долю ошибся в расчете, Чтобы случилось, ты знаешь? Дом превратился бы в груду развалин. Ты вступаешь, на мост. Он надежен, и прочен. А не будь инженер в чертежах своих точен?. Три десятых - и стены возводятся косо. Три десятых – и рухнут вагоны с откоса. Ошибся на три десятых аптекарь, Станет ядом лекарство, и убьет человека.
5.Внимание! Наши компьютеры засекли слабый сигнал бедствия. Он раздаётся с планеты «Смешанного числа».Там объявлено экологическое бедствие! Большое облако ядовитых газов угрожает маленькой планете Ученым - химикам и отряду ЧС приготовиться войти в облако и обезвредить данный объект. Задача. Два десятилитровых ведра полностью наполнены водой. Из первого сначала выливают ½ ведра воды, потом выливают 1/5 оставшегося количества воды. Из второго, наоборот, сначала выливают 1/5 ведра воды , а потом ½ оставшегося количества воды. В каком ведре останется воды больше? Решение: 1 ведро : 1).10:2=5(л) выливают из ведра 2). 10-5=5(л) остается 3). 5:5*1=1(л) выливают второй раз 4). 5-1=4( л) остается в ведре. ведро: 1).10:5=2(л)выливают 2).10-2=8(л)остается в ведре 8:2:1=4(л)выливают второй раз 4).8 – 4=4(л)остается в ведре. Ответ: ведрах воды осталось поровну..
Прямо по курсу планета «Смешанных чисел» Входим в атмосферу планеты. Приготовиться к десантированию:
6.Игровой момент: Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Мне необходимо от неё отрезать кусок длиной 30 см, но у меня нет под рукой линейки. И всё же я могу отрезать требуемый кусок. Кто скажет, как это сделать? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?
45 см 30 см
7.Рефлексия: сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел… я научился…
у меня получилось … я смог…
я попробую… меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
8.Задание на дом:
Весь материал Вы можете посмотреть перейдя по ссылке, указанной ниже.
Отличный открытый урок все понятно как учителю и так же ученикам. Все понятно и доступно. Видно творечкий подход учителя .Главное всё доступно и заставляет учащихся мыслить и решать правильно задачи .
Работа интересна , способна активизировать как познавательную , так и творческую деятельность обучающихся. Элементы проектной деятельности ( решение задач - исследований) очень удачно вписываются в ход урока. Уверена , что обучение прошло с увлечением и интересом для детей.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]