Четверг, 28.03.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Конспект урока - экспедиции Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями
Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями.
Разработка урока – экспедиции в 5 классе.
Выполнила: Гущина Анна Юрьевна , учитель математики I категории МБОУ г. Астрахани «СОШ № 53 им. Н.М.Скоморохова»
Используемый материал:
Рисунки:
https://picasaweb.google.com/nsuoth/QzsZcC?authuser=0&feat=directlink

Презентация « Из истории дробей»: www.rusedu.info/upload/ygova/drobi.ppt

Задачи: http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=654
http://forum.schoolpress.ru/article/44/71

Тема урока : Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Цели урока:
образовательная: проверить знания учащихся по данной теме , а именно – умения сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби. Применять полученные знания при решении предложенных задач;
воспитательная: воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности;
развивающие: развивать мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, учить самостоятельно добывать знания , побуждать к любознательности.
План урока:
Организация класса.
Сообщение цели урока :
Уважаемые гости!
Командир корабля и его экипаж рады приветствовать вас на борту звездолета «Стремительный».
Конечный пункт назначения нашей экспедиции – малая планета Математической вселенной – планета «Смешанных чисел».
Цель сегодняшнего полёта проверка знаний и умение экипажа применять их в экстремальных ситуациях. Применение знаний, полученных экипажем при изучении темы «Обыкновенные дроби, их сложение, вычитание и сравнение», которая необходима в успешном освоении дальнейших тем математики.
Урок необычный. Необычность его в том, что вы сами должны будете проложить путь к планете «Смешанных чисел», на которой начинается обучение детей землян, где вы примите непосредственное участие и узнаете тайны, свойства смешанных чисел.
Девизом нашей экспедиции станут слова:

«Твой ум без числа ничего не постигает».
/Н. Кузанский/

3. Решение упражнений:
1.Итак, включаем опознавательные огни - зеленого и желтого цвета.
Но прежде всего, выберем их форму.
На каком из рисунков заштрихована 1/4 часть фигуры?

Вспомогательный вопрос
На сколько частей разделена каждая из фигур? Какое слово пропущено в моем предложении? (равных частей):

Таким образом, форма опознавательных огней – прямоугольник. Включаем огни. Для этого в таблице закрасьте желтым цветом клетки, в которых записаны неправильные дроби, в зелёный цвет – клетки, в которых записаны дроби правильные.
1/2 7/3
2/3 5/5
5/3 13/18
7/7 42/111

2.Ученыи – лингвистам предстоит выбрать язык общения, для этого нужно заполнить таблицу буквами, учитывая найденные ответы:
П……….. Старинная задача(Франция, 17-18 в.в)Трое хотят купить дом за 24000ливров. Они условились , что первый даст половину, второй – одну треть, а третий - оставшуюся часть. Сколько денег даст третий?
Решение:
24000:2=12000(ливров)– даст первый
24000:3=8000(ливров) – даст второй
24000-(12000+8000)=4000(ливров) - даст третий
Ответ:4 000 ливров
Н Старинная задача. Купивши комод за 36 р. , я потом вынужден был продать его за 7/12 цены. Сколько рублей я потерял при этой продаже?
1 способ:
36:12*7=21р.- стоимость комода.
36-21=15р – потеря в деньгах.
2 способ:
12/12-7/12 = 5/12потеря в цене
36:12∙5 = 15(р) – потеря при продаже
Ответ :15 рублей.
Э Из «Арифметики» Л.Н.Толстого. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег?
1=10/10 - Весь сундук
10/10 – 7/10=3/10 всего сундука взяла жена
Значит, в сундуке было 690:3*10 =230*10 = 2300р.
Ответ:2 300 р.
Р задача: В саду было 12 деревьев. 2/3 всех деревьев были вишнями . Сколько вишен было в саду?
Ответ: 8.
О Напишите вместо □ такое число, чтобы равенство было верным:
3/7 +□ =2/5 + 3/5

Ответ:4/7

С Напишите вместо □ такое число, чтобы равенство было верным:
1 - □ =4/11+5/11
Ответ:2/11
А решите уравнение: (3х+5)/11=17/11
Ответ: х=4
Е решите уравнение: 7х/49=42/49
Ответ: х=6.
2300 2/11 4000 6 8 4 15 1/4 4/7
э с п е р а н т о

Вместо квадратика первой строчки запишите такую дробь, чтобы равенство было верным:
□+□+□+□=1
Ответ:1/4

Итак, для общения выбран искусственно созданный язык – эсперанто.
Эсперанто – самый популярный из искусственных языков, изобретён в 19 веке поляком Людвигом Заменгофом. Он в 1887 году опубликовал брошюру, в которой описывал новый язык и подписал её «доктор Сперанто»
(надеющийся).
3.Ключ на старт .Набрать код доступа. . Пилотам и штурманам приступить к продувке двигателей. Это какие то странные выражения . У них нет арифметических знаков.. Это постарались космические пираты. Они украли все ключи к кодам . Что же, придется в работу включится программистам.
Между числами поставьте знаки «+», «-» так, чтобы в данном выражении получилось число, указанное стелкой.

Вперед, через тернии к звездам!

4.Мир дробей загадочен и интересен, а задачи имеют практическое значение и часто встречаются в жизненных ситуациях. Учащиеся Шага Наташа и Грамблер Толя начали интересоваться такими задачами и оформлять их в электронный альбом. Работа начата недавно и носит она творческо - поисковый характер.
А Сухачёва Аня и Смирнова Лена заинтересовались историей возникновения дробей . В дальнейшем эти работы вызовут большой интерес как у ребят, интересующихся математикой , так и учителей , преподающих математику.
Все члены экипажа приглашаются в кают - компанию звездолёта на чашечку кофе.
Задача кофе с молоком (презентация – исследование Учащиеся Шага Наташа и Грамблер Толя).
Я отпила 1/4чашечки кофе и долила её молоком.
Потом выпила 1/2чашечки и снова долила её доверху молоком.
Потом я выпила четверть чашечки и опять долила её молоком.
… И тогда я выпила полную чашечку целиком…
Чего я выпила больше – кофе или молока?
Решение:
Надо посчитать в долях кофейной чашечки, сколько же я доливала в неё молока:
1/4 +1/2+1/4=1
Получается целая чашечка молока.
Следовательно, я выпила чашечку кофе и столько же молока.

Исследование – презентация «Из истории дробей». (Сухачёва Аня и Смирнова Лена)
Меня очень заинтересовала данная тема. Я всегда хотела узнать
о возникновении дробей. Ведь мир дробей очень загадочен и интересен.
Эта тема является актуальной, потому что дроби очень важны
в нашем мире.
Я хочу узнать как можно больше о происхождении дробей, об их значении в нашей жизни.
Цель моего исследования - изучение значения возникновение дробей.
Задачи:
Изучить историю возникновения дробей.
Применение в деятельности людей.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли, и меры. Так появились дроби.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина.
Интересная система дробей была принята в Древнем Риме. Основная единица называлась «асс», а в ходу было еще 18 различных дробей, каждая из этих имела свое название:
У римлян, в основном ,употреблялись дроби со знаменателем 12,их называли двенадцатеричные дроби.
На Руси дроби называли долями, позднее «ломаными числами»
Дроби с числителем и знаменателем создали в Индии. В Индии писали знаменатель
сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Запись дробей ввели арабы.

Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; её стали использовать и арабы, а от них в XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами. Раньше вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
В жизни без дробей нам не обойтись. В профессии: кулинара, фармацевта, и т.д. Я закончу свою работу стихотворением.

Стихотворение:
А если бы, строя ваш дом,
Тот, в котором живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчете,
Чтобы случилось, ты знаешь?
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь, на мост.
Он надежен, и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?.
Три десятых - и стены возводятся косо.
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.
Ошибся на три десятых аптекарь,
Станет ядом лекарство, и убьет человека.

5.Внимание! Наши компьютеры засекли слабый сигнал бедствия. Он раздаётся с планеты «Смешанного числа».Там объявлено экологическое бедствие! Большое облако ядовитых газов угрожает маленькой планете Ученым - химикам и отряду ЧС приготовиться войти в облако и обезвредить данный объект.
Задача. Два десятилитровых ведра полностью наполнены водой. Из первого сначала выливают ½ ведра воды, потом выливают 1/5 оставшегося количества воды. Из второго, наоборот, сначала выливают 1/5 ведра воды , а потом ½ оставшегося количества воды. В каком ведре останется воды больше?
Решение:
1 ведро :
1).10:2=5(л) выливают из ведра
2). 10-5=5(л) остается
3). 5:5*1=1(л) выливают второй раз
4). 5-1=4( л) остается в ведре.
ведро:
1).10:5=2(л)выливают
2).10-2=8(л)остается в ведре
8:2:1=4(л)выливают второй раз
4).8 – 4=4(л)остается в ведре.
Ответ: ведрах воды осталось поровну..

Прямо по курсу планета «Смешанных чисел» Входим в атмосферу планеты. Приготовиться к десантированию:

6.Игровой момент: Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Мне необходимо от неё отрезать кусок длиной 30 см, но у меня нет под рукой линейки. И всё же я могу отрезать требуемый кусок. Кто скажет, как это сделать? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?

45 см 30 см

7.Рефлексия:
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…
я научился…

у меня получилось …
я смог…

я попробую…
меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

8.Задание на дом:

Весь материал Вы можете посмотреть перейдя по ссылке, указанной ниже.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/37f161f579aa61cd7ce2b9c3fb1888b98/Gushchina.zip.html
Категория: Математика | Добавил: nsuoth (18.03.2012) | Автор: Гущина Анна Юрьевна E W
Просмотров: 2197 | Комментарии: 2 | Теги: проектная деятельность, урок - экспедиция, Математика | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2 Сергей  
Отличный открытый урок все понятно как учителю и так же ученикам. Все понятно и доступно. Видно творечкий подход учителя .Главное всё доступно и заставляет учащихся мыслить и решать правильно задачи .

1 Нелли Наримановна  
Работа интересна , способна активизировать как познавательную , так и творческую деятельность обучающихся. Элементы проектной деятельности ( решение задач - исследований) очень удачно вписываются в ход урока. Уверена , что обучение прошло с увлечением и интересом для детей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]