Четверг, 18.04.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается: 1) в процессе восприятия учащимися информации на уроке, 2) в процессе применения изученной информации на уроке, 3) в процессе выполнения домашних заданий.
Следует учесть, что навыки самостоятельной деятельности не являются чем-то данным человеку от рождения. Выработка их происходит постепенно в течение всех лет обучения.
С первых дней обучения работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся проводится на начальном уровне – восприятия и воспроизведения учеником информации, сообщённой на уроке, по контролирующим вопросам учителя. Так как на этом этапе обучения учащийся не умеет самостоятельно оценивать материал по степени сложности и важности изложенных в нём сведений, то одной из задач учителя при составлении системы контролирующих вопросов является обучение школьников выявлению узловых моментов. Поэтому в этот период система вопросов, которые контролируют усвоение теоретического материала, должна охватывать все узловые моменты излагаемого материала, не должна содержать малозначительные вопросы, вопросы, не относящиеся к основному материалу.
На этом этапе формирования самостоятельной деятельности от учащихся следует требовать умение самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением сообщённого материала. Поэтому очень важно, чтобы система вопросов, контролирующих усвоение материала, не содержала вопросов, относящихся к применению данного материала. Умение применять изученный материал должно формироваться и проверяться не одновременно с умением воспроизводить полученную информацию. Даже на одном уроке эти два этапа формирования основных знаний и умений по изученному разделу должны быть разделены.
При изучении темы «Угол», когда нужно проверить усвоение учащимися обозначения углов и умение читать эту запись ( умение «читать углы»), система контролирующих заданий может быть таковой:
1. Назовите угол. (Необходимо широко использовать на уроках готовый иллюстративный материал, чтобы не приходилось отвлекаться на изготовление соответствующих иллюстраций в процессе урока). Так, например, для данного задания подготавливаются несколько чертежей
2. Обозначьте угол: а) тремя буквами, б) одной буквой.
При выполнении этого задания также используются чертежи, заранее заготовленные
которые учащиеся получают в начале урока.
3. Назовите стороны угла (по чертежам, сделанным к первому и второму заданиям).
4. Назовите вершину угла (на тех же чертежах).
5. Запишите угол.
Основным методом работы учителя на данном этапе формирования умения самостоятельно воспроизводить полученную информацию является эвристическая беседа. Это объясняется тем, что при восприятии новых сведений на начальном этапе формирования навыков самостоятельной деятельности учащиеся должны активно участвовать в процессе восприятия информации, причём учителю необходима постоянная обратная связь, т. е. он все время должен получать сведения об усвоении школьниками сообщаемой им информации. Поэтому изложение материала целесообразно перемежать контролирующими вопросами. Кроме того, учащиеся должны испытывать потребность в новой информации, должны понимать необходимость ее усвоения. Для создания такой ситуации учитель должен заранее подвести учащихся к необходимости решения той проблемы, которую они будут рассматривать. Таким образом, на уроке должно происходить органическое соединение сообщения информации учителем с вопросами, подводящими к постановке проблемы, и с вопросами, контролирующими усвоение изучаемого материала. Это и называется эвристической беседой.
Максимальную информацию об усвоении материала дает фронтальный опрос. При этом не следует противопоставлять самостоятельную и фронтальную работу учащихся, так как при фронтальной работе открываются большие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить делать самостоятельные наблюдения, высказывать, проверять предположения и догадки, уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых, изменяющихся ситуациях.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»,— эти слова Л. Н. Толстого должны стать смыслом работы учителя.
Категория: Математика | Добавил: Irinas (28.06.2012) | Автор: Романова Ирина Сергеевна E
Просмотров: 1328 | Теги: Irinas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]