Суббота, 18.11.2017, 09:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) школьников через проектную деятельность
Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) школьников через проектную деятельность
Белихина Марина Евгеньевна. учитель математики МБОУ «Средняя образовательная школа №6»
162610 город Череповец улица Металлургов дом 19.

Как учитель, я хочу видеть детей заинтересованных в качественных результатах своей учебы, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому считаю для себя одной из важных тему создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) школьников через проектную деятельность Поэтому не первый год применяю проектно-исследовательскую деятельностью учащихся с целью развития компетентностных способностей учащихся, т.е. умения использовать приобретённые ранее знания для получения новых.
Проектное обучение, не подменяет собой содержательное предметное обучение, а построено на принципах сосуществования и взаимо дополнения
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
•постановку проблемы;
•изучение теории, связанной с выбранной темой;
•подбор методик исследования и практическое овладение ими;
•сбор собственного материала;
•анализ и обобщение материала;
•собственные выводы.
Организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы умения и навыки уже сформировались. Работа с учениками 5-6 классов позволяет формировать элементы проектной деятельности, как отдельные умения, начиная с простейшего уровня. Итог работы это ученики. которые могут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
Цель проектно-исследовательской деятельности :
В рамках ФГОС 2 поколения –
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
Формирование личностных УУД:
•Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
•Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:
•Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
•Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:
•Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
•Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:
•Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы умения и навыки уже сформировались. Работа с учениками 5-6 классов позволяет формировать элементы проектной деятельности как отдельные умения, начиная с простейшего уровня. Итог работы это ученики, которые могут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
Каждому ученику надо дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях. Для реализации этого принципа, я использую в процессе обучения проектную деятельность, в которую прочно вошли компьютерные технологии. Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Я привлекают к этому детей, имеющих самостоятельное и нестандартное мышление в области математики и смежных с ней наук. Работа требует реализовывать на практике и расширить полученные в школе знания, позволяет стимулировать образовательную активность., Внешний результатпроектирования – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Овладение необходимыми навыками происходит поэтапно:
5-6 классы
С 5-6классов ученики начинают пробовать себя в небольших творческих проектах: рисунки, кроссворды, ребусы, моделирование из бумаги др. Хотя информатика у пятиклассников ведется пока только факультативно, но, тем не менее, нашлись ученики, которые при выполнении данного задания использовали ИКТ: одни взяли иллюстрации из Интернет, другие воспользовались цифровой фотографией. А вот поздравительные открытки мы рисовали в графическом редакторе MicrosoftPaint.
- работа с текстом становится первым навыком исследовательской деятельности, который усваивает ученик;

Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых - математиков, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы. Написание математических сказок, составление математических кроссвордов требуют от учащихся большой самостоятельности и творческого подхода. Важной составляющей является необходимостьпоказать, где и как осуществляется сбор фактического материала.
Например, задания по теме «Метод координат» создали целый зоопарк. Каждый ученик, используя координаты, рисовал своего любимого животного. Все эти упражнения помогли сделать материал интересным и легким, а также способствовали эстетическому воспитанию в обучении математики.
В 7-8 классах добавляются ролевые, игровые проекты. К ним относятся различные внеклассные мероприятия. Учащиеся уже обладают достаточным опытом для их организации и проведения. Создание компьютерных презентаций и проведение исследовательских работ, способствуют реализации в моей работе учителя идей профильного обучения в условиях информационно-технологического профиля школы. С 8 класса я веду работу с обучающимися по созданию компьютерных презентаций. Результат своего творчества обучающиеся ежегодно представляют на школьной научно-практической конференции. В качестве примера предлагаю вашему вниманию презентацию «Четырехугольники» как результат проектной деятельности. В разработке проекта принимали участие почти все учащиеся класса.
Одна группа отвечала за художественное.оформление, другая готовила теоретические вопросы с расширением программного материала
третья отвечала за исторический материал
четвертая за архитектурные шедевры.
и техническая группа занималась непосредственно созданием конечного продукта
Проект четырехугольники помог обобщить тему «Параллелограмм и его свойства»
Творческое домашнее задание учащиеся посылали по эл. почте на сайт школы.
Повзрослев, освоив на кружках азы компьютерных технологий ученики переходят к информационным и прикладным проектам, которые требуют тщательно продуманной структуры и участия каждого в оформлении конечного продукта.. Это различные сообщения, доклады, газеты, выставки. В 9 классах усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Стараюсь выбрать такие темы, которые будут подразумевать поиск ответов в сфере межпредметных знаний. Такая возможность предоставляется учащимся и на уроках, в основе которых лежит межпредметная интеграция (математика-информатика, математика физика).

В 10 – 11 классах
Темы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося.Для них - активно используются образовательные ресурсы Интернет.
Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Происходит дальнейшее накопление знаний по методике исследования и обработке результатов. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы.
Например: при изучении многогранников для создания проектов по геометрии в 11 классе класс был разбит на 5 групп по количеству изученных геометрических тел: призма, пирамида, цилиндр, конус и шар. Для того чтобы ответить на свой проблемный вопрос, каждой группе нужно было сделать презентацию об основных характеристиках данного тела, подобрать исторический материал; областижизни человека, где мы встречаем эти тела: химия, природа историческое наследие и др.. Ребята творчески подошли к выполнению данного задания: в своих презентациях предусмотрели и минуты для релаксации – поместили фотоальбом, наложили звук. Да и по содержанию работы были не похожи одна на другую. Причем составленный компьютерный продукт может служить иллюстративным рядом при демонстрации работы, может являться основным содержанием работы, а также источником знаний учащихся.Во время работы над данным проектом учащиеся еще раз закрепили навыки составления презентаций в программе MicrosoftPowerPoint, повторили основы работы в Word и оформили свой продукт в виде презентаций видеороликов, буклетов.
К сожалению, поисковая работа и Интернете занимает много времени, поэтому различные виды домашних заданий выполняются учащимися исключительно по желанию и рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к математике. На практике задания выполняют от 3 до 10 человек. Поэтому задания объявляются в начале изучения новой темы:
– найти в Интернете материалы по указанной теме и подготовить наглядное дидактическое пособие;
– найти 3 анимации по теме и составить к ним задания;
– открыть сайт с указанным адресом, и выполнить задание во время подготовки к ЕГЭ и т.д.
Цель таких заданий: сформировать у учащихся общеучебные информационные умения поисковой и словарной работы в сети Интернет.
Подобранные учащимися материалы в дальнейшем может использовать учитель в учебном процессе.
В 2008-2010 учебном году обучающиеся 5-6 класса осуществляли проектную деятельность основе формирования информационной и коммуникативной компетентности. На занятиях кружка информатикиОсновной целью данного курса является формирование у учащихся представления о том, что компьютер-это универсальный помощник для работы с информацией.а также приобретение практических навыков обработки и представления информации.
В результате изучения курса учащиеся научились:
•работать со статистической информацией, представленной в различной форме;
•анализировать готовые таблицы и диаграммы и делать соответствующие выводы;
•решать задачи практического содержания, заданными диаграммами и графиками;
Полученные знания и приобретенные навыки работы помогают как на уроках математики, так и при изучении других предметов, особенно для подготовки многочисленных докладов и презентаций.
Учащиеся 6В класса Аверина Анастасия и Егорова Кристина проделали большую исследовательскую работу по теме «Мониторинг состояния вычислительной культуры учащихся5-6, 8, 11 классов». Результаты исследования были успешно представлены на школьной НПК в марте 2010года. В январе 2011г. работа заняла 3 место наVII городской НПК «Виват! Молодая наука». В этом году девочки заняли 3место на этой конференции с исследовательской работой «Мы купили апельсин» (Исследование распределения объема шара)Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, но от выступления к выступлению они приобретают бесценный опыт.
Учебных проектов, реализуемых в учебном году не может быть много. Оптимальное количество 1–2. Я практикую использование следующих видов проектов.

Тип проекта: Формируемая компетентность:

Практико-ориентированные (учебные проекты) Деятельностная

Социальные (информационные) проекты Информационная, коммуникативная

Исследовательские проекты Мыслительная

Разрабатывая проекты, учащиеся работают с различными источниками информации, в первую очередь и с сетью Интернет, поэтому совершенствуют свои навыки по использованию поисковых систем, и работе с офисными программами.
При организации работы над проектом я опираюсь на
• психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
•сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание: помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
Необходимо помнить о том, что возможности школьников имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

Заключение.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Проектная деятельность является средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:
•освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
•стимулирования практической проектной деятельности учащихся, позволяя формировать информационные компетенции;
•конструирования учебного процесса на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Список литературы
1.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.-М.: Знание,1991.- 80 с.
2.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. -№ 7. – с. 83.
3.Интернет-материалы.
4.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
Категория: Математика | Добавил: xander650 (17.06.2012) | Автор: Белихина Марина Евгеньевна E
Просмотров: 1806 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]