Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.
Применение новых информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров в учебном процессе. Преимущества использования ИКТ • Индивидуализация обучения. • Работа учащихся становится более интенсивной и продуктивной. • Объем выполненных на уроке заданий увеличивается. • Возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков. Мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс; что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся; • За счет игрового момента повышается познавательный интерес учащихся. • Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), учащемуся не приходится ждать, пока преподавателю повторит именно нужный ему фрагмент. • Применение на уроке компьютерных тестов дает возможность преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика Но, как и везде, где есть плюсы, существуют и минусы. Недостатки и проблемы применения ИКТ • Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех учреждениях. • У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. • Недостаточная компьютерная грамотность преподавателя. • Не предусмотрено деление группы на подгруппы при проведении занятия в компьютерном классе (Особенно в новом ФГОС). • Во многих образовательных учреждениях на всех ее хватает компьютерного времени.
Существуют различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний. Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую преподаватель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы: • При изучении нового материала – компьютер позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами; • При проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов; • При решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы.
Особенно перспективным представляется использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу окажут графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Так, при изучении темы «Правильные многогранники», с помощью компьютера легко показываются примеры многогранников, их применение, сечения многогранников. Каждый преподаватель использует на уроке наглядный материал. С компьютером это сделать намного проще. Компьютер заставляет по-иному взглянуть на многие учебные традиции. Например, домашнее задание. Иногда я задаю составить презентацию задачи по геометрии. Это реально, с учетом возможностей современных компьютерных средств. Учащемуся приходится не только решить задачу, но и составить презентацию, а это способствует более глубокому погружению в «проблему». Не зависимо от степени подготовленности учащихся каждому приходится пройти путь обработки знаний по математике и информатике. Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, происходит более качественное запоминание учебного материала, даже самые слабые ученики втягиваются полностью в учебный процесс. Конечно, время на подготовку преподавателя к уроку с использованием ИКТ увеличивается, особенно на первом этапе. Но в дальнейшем накопленный опыт и методическая база являются хорошим подспорьем для подготовки и проведения уроков. Нельзя сказать точно, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал.