Применение мультимедийных технологий на уроках математики
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Главными задачами современного образования являются повышение качества знаний и развитие творческих способностей учащихся. Компьютерные технологии позволяют педагогу не только формировать у учащихся ЗУН, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Компьютерные средства обучения являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей науки, с мировым уровнем науки и культуры. Одним из направлений новых информационных технологий являются мультимедийные технологии (ММТ). Использование ММТ в образовательном процессе позволяет существенно повысить его эффективность вследствие одновременного использования нескольких каналов восприятия информации (слуховой, зрительный, кинестетический). С помощью ММТ у учащихся активизируются психические процессы: восприятие, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
При изучении нового материала и на обобщающих уроках наиболее целесообразно использование презентаций, для которых характерны последовательность и системность изложения материала, чёткая структуризация теоретической части, наглядность и доступность изучаемого материала. Эффективность урока значительно возрастает, когда на экране дублируется информация обобщающего или сравнительного характера, которую удобно представить в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и т.д. При необходимости всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Также презентации дают возможность показать структуру представления учебного материала: в начале занятия можно раздать распечатанный план урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и способствуют развитию интереса учащихся к предмету.
Ещё одним аспектом применения ММТ в образовательном процессе являются готовые электронные обучающие программы по математике на CD-ROM. Они представляют собой иллюстрированный и озвученный лекционный материал, а также содержат большое количество решённых задач различной степени трудности. Эти программы дают возможность дополнить информативную базу школьного учебника и расширить методические возможности при работе в классе с использованием различных составляющих обучающего комплекса: учебника, справочника, задачника, тестов. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником. Электронные учебники позволяют ребёнку работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта («не успел», «не услышал» и т.д.). Учащиеся, имеющие математические способности и опережающие своих сверстников в обучении, с помощью компьютера могут обучаться по индивидуальной программе. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, не потерять одарённых детей и иметь собственную траекторию обучения. С помощью электронных учебников решается проблема изучения материала пропущенных занятий. Существует множество электронных учебников по математике, например: • «Математика 5-11 классы. Практикум» изд. Дрофа http://www.drofa.ru/cat/product3741.htm • «Открытая математика» изд. Физикон http://physicon.ru/products/courses/catalog/342/345/3134/ • «Справочник школьника. Алгебра» изд. ИИДК http://www.iddk.ru/ru/cdrom/73221.html • «Справочник школьника. Геометрия» изд. ИИДК http://www.iddk.ru/ru/cdrom/73286.html • Разнообразные программы «1С» http://edu.1c.ru/products/default.asp http://obr.1c.ru/catalog.jsp?top=3 Обзор различных электронных учебников по математике http://www.curator.ru/e-books/mathematics.html
Таким образом, ММТ в работе учителя всё больше становятся не роскошью, а необходимостью, экономя время и открывая возможности для более интересных и эффективных форм работы. Использование ММТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Применение ММТ делает обучение более содержательным, интересным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения, способствует развитию познавательной мотивации.