Четверг, 23.11.2017, 12:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Роль учителя в реализации компетентностного подхода в обучении математике
Роль учителя в реализации компетентностного подхода в обучении математике (из опыта работы).
У Л.Н.Толстого есть такие слова: «ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Как далеко писатель мог увидеть развитие Российского образования?!
В Концепции модернизации российского образования записано:
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Компетентностный подход включает:
- обучение предмету: школьник получает базовые знания, которые входят в программу;
- развитие учащихся посредством предмета: ученик получает универсальные (общеучебные) умения.
и основывается на принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;
- Возможность учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их;
- Разнообразные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Элементы понятия «компетенция»:
Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.
Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.
Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ресурсов.
Общеучебные компетенции школьников:
- точно формулировать мысли по теме;
- исследовать различные варианты решения задач;
- выбор основного содержания прочитанного или услышанного;
- работать в сотрудничестве: ученик-ученик, ученик-учитель;
- оценивать результат своей деятельности;
- выделение главного из прочитанного;
- точная формулировка правил, теорем, аксиом;
- оценка результатов своей деятельности.
Ключевые компетенции (Концепция модернизации Российского образования):
- Политические и социальные компетенции:
- Компетенции, касающиеся жизни в культурном обществе:
- Компетенция в области коммуникации:
- Компетенции, связанные с обществом информации:
- Компетенции, связанные с формированием способности самообразования:
Ключевые компетенции учителя. Академик Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция;
- Общекультурная компетенция;
- Учебно-познавательная компетенция;
- Информационная компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Социально-трудовая компетенция;
- Компетенция личностного самосовершенствования.
Математическая компетентность – общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, письменную и устную математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование математического языка, использование современных технических средств.
Три линии преподавания математики:
Первая линия – линия базисных математических умений.
Вторая линия - взаимосвязь предметных умений с универсальными умениями школьника.
Третья линия - усвоение универсальных умений, не связанных с предметностью.
Современный учебник математики помогает в формировании математической компетентности. В своей работе использую УМК Мордкович А.Г., Зубарева И.И.
Здесь особое внимание уделяется формированию и развитию у обучающихся математического языка, что помогает учителю в развитии у них общекультурных компетенций:
- навыков составления математического словаря; - написания математических диктантов, заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
Существует и электронная версия учебников, которая способствует овладению и учителем, и учеником информационно-коммуникационными компетенциями. Задача учителя – направить ученика, нацелить его на выбор основного, теоретического материала.
(Пример использования ММП на уроке по теме «Функции и графики» в 9 кл.).
Смотры знаний - одна из форм проверки знаний учащихся по определённой теме, отчёт учащихся за свои знания перед товарищами, учителями, родителями, старшеклассниками.
Для каждой параллели определены темы:
5 класс – «Решение уравнений» и «Действия с десятичными дробями»;
6 класс – «Действия с положительными и отрицательными числами», «Решение задач на проценты»;
7 класс – «Признаки равенства треугольников» и «Формулы сокращенного умножения»;
8 класс – «Четырехугольники и площади фигур» и «Решение квадратных уравнений»;
9 класс – «Векторы» и «Прогрессии»;
10 класс – «Тригонометрические уравнения» и «Применение производной»;
11 класс – «Решение уравнений и неравенств» и «Тела вращения».
(Пример использования ММП во время проведения учебной встречи по теме «Признаки равенства треугольников» в 7-х классах).
Учебная (Деловая и Ролевая) игра. Деловая игра способствует овладению искусством общения, возникновению потребности работать самостоятельно, творчески.
Ролевая игра – это одновременно речевая, игровая и учебная деятельности. Для учащихся – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях.
Для учителя – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
Примеры деловых игр: игра «Строитель» по теме: «Площади многоугольников» и игра «Банкир» по теме: «Проценты».
Формы проведения ролевых игр: воображаемые путешествия, дискуссии, пресс-конференции уроки-суды. Варианты ролевых игр: «Рыбалка», «Круговые примеры», «Найди ошибку», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Собери картинку».
(Пример проведения игры «СПРУТ» по итоговому повторению материала в 6 классе).
(Пример урока-путешествия по Карелии. «Математика приглашает в Карелию»).
Внеклассная работа дополняет учебную работу по математике и способствует глубокому усвоению программного материала. Работы, которые помогают этому:
1. «Удивительное число π». http://festival.1september.ru/articles/522274/
2. «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций». http://festival.1september.ru/articles/600344/
3. «Математика на каникулах». http://forum.schoolpress.ru/article/118
4. «Математические задачи от писателей». http://forum.schoolpress.ru/article/44/71
(Пример ММП «Математические задачи от писателей» во внеклассной работе).
Проектное обучение. В ходе проектной деятельности формируются умения и навыки:
- учебно-познавательной компетенции: самостоятельность, целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка;
- информационной компетенции: навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и в окружающем мире;
- коммуникативной компетенции: способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями; владение различными социальными ролями в коллективе;
- предметные (базовые) компетенции.
Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»:
«Математика на каникулах» http://project.1september.ru/work.php?id=583517
«Математика и ремонт квартиры» http://project.1september.ru/work.php?id=592659
«Математика и туризм» (лауреат) http://project.1september.ru/work.php?id=59850
«Кому на Руси жить с процентом хорошо?» http://project.1september.ru/work.php?id=603631
(Пример проекта «Кому на Руси жить с % хорошо?)
Повышение квалификации в Педагогическом университете ИД «Первое сентября».
2009 г. - Система подготовки к ЕГЭ по математике. https://my.1september.ru/university/distance/6
2010 г. - Текстовые задачи в школьном курсе математики.
https://my.1september.ru/university/distance/7
2011 г. - Вероятность и статистика в курсе математики.
https://my.1september.ru/university/distance/8
2012 г. - Уравнения и неравенства в школьном курсе математики.
https://my.1september.ru/university/distance/9
2013 г. – Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников.
https://my.1september.ru/university/distance/10
Профессиональное портфолио Рулевой Т.Г.http://teachers.1september.ru/206-916-945
Учительский фестиваль педагогических идей «Открытый фестиваль»
1. Внеклассное занятие по математике в 6–11-х классах «Удивительное число "Пи"». http://festival.1september.ru/articles/522274/
2. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике: решение задач на смеси, растворы и сплавы. http://festival.1september.ru/articles/559922/
3. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
http://festival.1september.ru/articles/600344/
4. Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей (победитель). http://festival.1september.ru/articles/604026/
5. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика (лауреат).
http://festival.1september.ru/articles/607182/
6. Математика приглашает в Карелию (готовимся к ГИА)
(Пример презентации «Удивительное число π»)
Кабинет математики позволяет применять все средства обучения, способствует достижению высокого уровня усвоения математических знаний и активизации познавательной деятельности школьников.
В прошлом учебном году кабинет был оснащен компьютером, проектором, МФУ. Была установлена интерактивная доска. Показ фрагментов презентаций делает урок более насыщенным и понятным, а творческие работы учащихся позволяют оживить урок, заинтересовать их изучаемым материалом.
Уже знакомые конкурсы-игры позволяют развивать познавательный интерес учащихся и расширять и углублять представление учащихся о практическом значении математики.
В основе конкурса «Зимние интеллектуальные игры» лежат «компетенции» - то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Тест «Кенгуру – выпускникам» позволяет скорректировать учебную работу, даёт новый импульс в её индивидуализации.
Главная цель конкурса «Кенгуру» – привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным, и даже веселым.
(Пример использования презентации о решении задач на смеси, сплавы и растворы)
Итоговые аттестации. На школьном сайте размещены материалы в виде модулей с целью подготовки к ГИА по математике в 9-х классах и к ЕГЭ в 11-х классах. Мною созданы работы, которые позволяют повторить темы 9 и 11 классов.
1. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика.
http://festival.1september.ru/articles/607182/
2. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: решение задач на смеси, сплавы и растворы. http://festival.1september.ru/articles/559922/
Важно научить использовать дополнительные источники информации (в бумажном и электронном формате) для самостоятельной деятельности учащихся и развития их общеучебных компетенций.
Задача учителя – нацелить ученика на правильный выбор пособия и способа подготовки к аттестации.
(Пример использования ММ презентации для проведения занятий по ГИА в 9 классе).
В этом году открыла для себя Образовательный портал «Мой университет».
Заключение. Современный педагог постоянно стремится усовершенствовать свою профессиональную деятельность, чтобы соответствовать условиям жизни. Он создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его способностей, определенных компетенций. Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителю помогают различные педагогические технологии.
Статью можно закончить словами Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый
урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученику».

Приложение: презентация

Категория: Математика | Добавил: RTG121056 (01.04.2013) | Автор: Рулева Татьяна Геннадьевна E
Просмотров: 2495 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
1  
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.    
Технический эксперт Направлений точные и естественные науки, Мухина Ирина Анатольевна

2  
Уважаемая Ирина Анатольевна! Я отправила Вам письмо и прикрепила файл со всеми ссылками на презентацию, надеясь на то, что хоть какая-нибудь из них "сработает". А потом прочитала Ваш комментарий о том, что работа прошла экспертизу и допущена. Спасибо еще раз за помощь!

3  
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, проверьте, пожалуйста, верно ли работает ссылка: в статье она указана как презентация?

4  
Ирина Анатольевна! Огромное Вам спасибо! Все работает!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]