Роль учителя в реализации компетентностного подхода в обучении математике
Роль учителя в реализации компетентностного подхода в обучении математике (из опыта работы). У Л.Н.Толстого есть такие слова: «ЕСЛИ учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. ЕСЛИ учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. ЕСЛИ учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Как далеко писатель мог увидеть развитие Российского образования?! В Концепции модернизации российского образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Компетентностный подход включает: - обучение предмету: школьник получает базовые знания, которые входят в программу; - развитие учащихся посредством предмета: ученик получает универсальные (общеучебные) умения. и основывается на принципах: - Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития; - Возможность учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их; - Разнообразные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Элементы понятия «компетенция»: Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ресурсов. Общеучебные компетенции школьников: - точно формулировать мысли по теме; - исследовать различные варианты решения задач; - выбор основного содержания прочитанного или услышанного; - работать в сотрудничестве: ученик-ученик, ученик-учитель; - оценивать результат своей деятельности; - выделение главного из прочитанного; - точная формулировка правил, теорем, аксиом; - оценка результатов своей деятельности. Ключевые компетенции (Концепция модернизации Российского образования): - Политические и социальные компетенции: - Компетенции, касающиеся жизни в культурном обществе: - Компетенция в области коммуникации: - Компетенции, связанные с обществом информации: - Компетенции, связанные с формированием способности самообразования: Ключевые компетенции учителя. Академик Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций: - Ценностно-смысловая компетенция; - Общекультурная компетенция; - Учебно-познавательная компетенция; - Информационная компетенция; - Коммуникативная компетенция; - Социально-трудовая компетенция; - Компетенция личностного самосовершенствования. Математическая компетентность – общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, письменную и устную математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование математического языка, использование современных технических средств. Три линии преподавания математики: Первая линия – линия базисных математических умений. Вторая линия - взаимосвязь предметных умений с универсальными умениями школьника. Третья линия - усвоение универсальных умений, не связанных с предметностью. Современный учебник математики помогает в формировании математической компетентности. В своей работе использую УМК Мордкович А.Г., Зубарева И.И. Здесь особое внимание уделяется формированию и развитию у обучающихся математического языка, что помогает учителю в развитии у них общекультурных компетенций: - навыков составления математического словаря; - написания математических диктантов, заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Существует и электронная версия учебников, которая способствует овладению и учителем, и учеником информационно-коммуникационными компетенциями. Задача учителя – направить ученика, нацелить его на выбор основного, теоретического материала. (Пример использования ММП на уроке по теме «Функции и графики» в 9 кл.). Смотры знаний - одна из форм проверки знаний учащихся по определённой теме, отчёт учащихся за свои знания перед товарищами, учителями, родителями, старшеклассниками. Для каждой параллели определены темы: 5 класс – «Решение уравнений» и «Действия с десятичными дробями»; 6 класс – «Действия с положительными и отрицательными числами», «Решение задач на проценты»; 7 класс – «Признаки равенства треугольников» и «Формулы сокращенного умножения»; 8 класс – «Четырехугольники и площади фигур» и «Решение квадратных уравнений»; 9 класс – «Векторы» и «Прогрессии»; 10 класс – «Тригонометрические уравнения» и «Применение производной»; 11 класс – «Решение уравнений и неравенств» и «Тела вращения». (Пример использования ММП во время проведения учебной встречи по теме «Признаки равенства треугольников» в 7-х классах). Учебная (Деловая и Ролевая) игра. Деловая игра способствует овладению искусством общения, возникновению потребности работать самостоятельно, творчески. Ролевая игра – это одновременно речевая, игровая и учебная деятельности. Для учащихся – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Для учителя – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Примеры деловых игр: игра «Строитель» по теме: «Площади многоугольников» и игра «Банкир» по теме: «Проценты». Формы проведения ролевых игр: воображаемые путешествия, дискуссии, пресс-конференции уроки-суды. Варианты ролевых игр: «Рыбалка», «Круговые примеры», «Найди ошибку», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Собери картинку». (Пример проведения игры «СПРУТ» по итоговому повторению материала в 6 классе). (Пример урока-путешествия по Карелии. «Математика приглашает в Карелию»). Внеклассная работа дополняет учебную работу по математике и способствует глубокому усвоению программного материала. Работы, которые помогают этому: 1. «Удивительное число π». http://festival.1september.ru/articles/522274/ 2. «Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций». http://festival.1september.ru/articles/600344/ 3. «Математика на каникулах». http://forum.schoolpress.ru/article/118 4. «Математические задачи от писателей». http://forum.schoolpress.ru/article/44/71 (Пример ММП «Математические задачи от писателей» во внеклассной работе). Проектное обучение. В ходе проектной деятельности формируются умения и навыки: - учебно-познавательной компетенции: самостоятельность, целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка; - информационной компетенции: навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и в окружающем мире; - коммуникативной компетенции: способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями; владение различными социальными ролями в коллективе; - предметные (базовые) компетенции. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»: «Математика на каникулах» http://project.1september.ru/work.php?id=583517 «Математика и ремонт квартиры» http://project.1september.ru/work.php?id=592659 «Математика и туризм» (лауреат) http://project.1september.ru/work.php?id=59850 «Кому на Руси жить с процентом хорошо?» http://project.1september.ru/work.php?id=603631 (Пример проекта «Кому на Руси жить с % хорошо?) Повышение квалификации в Педагогическом университете ИД «Первое сентября». 2009 г. - Система подготовки к ЕГЭ по математике. https://my.1september.ru/university/distance/6 2010 г. - Текстовые задачи в школьном курсе математики. https://my.1september.ru/university/distance/7 2011 г. - Вероятность и статистика в курсе математики. https://my.1september.ru/university/distance/8 2012 г. - Уравнения и неравенства в школьном курсе математики. https://my.1september.ru/university/distance/9 2013 г. – Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников. https://my.1september.ru/university/distance/10 Профессиональное портфолио Рулевой Т.Г.http://teachers.1september.ru/206-916-945 Учительский фестиваль педагогических идей «Открытый фестиваль» 1. Внеклассное занятие по математике в 6–11-х классах «Удивительное число "Пи"». http://festival.1september.ru/articles/522274/ 2. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике: решение задач на смеси, растворы и сплавы. http://festival.1september.ru/articles/559922/ 3. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. http://festival.1september.ru/articles/600344/ 4. Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей (победитель). http://festival.1september.ru/articles/604026/ 5. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика (лауреат). http://festival.1september.ru/articles/607182/ 6. Математика приглашает в Карелию (готовимся к ГИА) (Пример презентации «Удивительное число π») Кабинет математики позволяет применять все средства обучения, способствует достижению высокого уровня усвоения математических знаний и активизации познавательной деятельности школьников. В прошлом учебном году кабинет был оснащен компьютером, проектором, МФУ. Была установлена интерактивная доска. Показ фрагментов презентаций делает урок более насыщенным и понятным, а творческие работы учащихся позволяют оживить урок, заинтересовать их изучаемым материалом. Уже знакомые конкурсы-игры позволяют развивать познавательный интерес учащихся и расширять и углублять представление учащихся о практическом значении математики. В основе конкурса «Зимние интеллектуальные игры» лежат «компетенции» - то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Тест «Кенгуру – выпускникам» позволяет скорректировать учебную работу, даёт новый импульс в её индивидуализации. Главная цель конкурса «Кенгуру» – привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным, и даже веселым. (Пример использования презентации о решении задач на смеси, сплавы и растворы) Итоговые аттестации. На школьном сайте размещены материалы в виде модулей с целью подготовки к ГИА по математике в 9-х классах и к ЕГЭ в 11-х классах. Мною созданы работы, которые позволяют повторить темы 9 и 11 классов. 1. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: вероятность и статистика. http://festival.1september.ru/articles/607182/ 2. Система подготовки к ГИА и ЕГЭ: решение задач на смеси, сплавы и растворы. http://festival.1september.ru/articles/559922/ Важно научить использовать дополнительные источники информации (в бумажном и электронном формате) для самостоятельной деятельности учащихся и развития их общеучебных компетенций. Задача учителя – нацелить ученика на правильный выбор пособия и способа подготовки к аттестации. (Пример использования ММ презентации для проведения занятий по ГИА в 9 классе). В этом году открыла для себя Образовательный портал «Мой университет». Заключение. Современный педагог постоянно стремится усовершенствовать свою профессиональную деятельность, чтобы соответствовать условиям жизни. Он создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его способностей, определенных компетенций. Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителю помогают различные педагогические технологии. Статью можно закончить словами Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученику».
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции. Технический эксперт Направлений точные и естественные науки, Мухина Ирина Анатольевна
Уважаемая Ирина Анатольевна! Я отправила Вам письмо и прикрепила файл со всеми ссылками на презентацию, надеясь на то, что хоть какая-нибудь из них "сработает". А потом прочитала Ваш комментарий о том, что работа прошла экспертизу и допущена. Спасибо еще раз за помощь!