Пятница, 29.03.2024, 00:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Математика

Статья: «Активизация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС».
Что ценнее всего для человека? «Здоровье»,- не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Это простое открытие я сделала для себя, будучи студенткой СГПИ. И с тех пор каждый урок я пытаюсь приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это гораздо раньше в своей жизни. Вот почему ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать свою увлеченность предметом воспитанникам.
По проблеме активизации познавательной деятельности в свое время печаталось много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.
Все предложенные приемы рождались постепенно в течении многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана автором этой статьи. Но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Нравится ребятам, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок – это целый раздел в методике работы с детьми. Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес», и «Звездный час». Перечислю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
1. Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
2. Различные формы работы с книгой.
3. Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания).
4. Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
5. Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
6. Использование проблемных ситуаций.
7. Изложение материала блоками.
8. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задач, связь науки и практикой; анкетирование, тестирование.
9. Наблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану и др.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения, о которых я узнала из курса «Активные методы обучения») приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эти эффекты применения технологии АМО полностью отвечают современным требованиям школьного образования, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса. Эффекты, которые позволяют достигать применение технологии АМО: повышение мотивации и познавательной активности обучающихся, рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности, качественное освоение обучающимися новых знаний и умений, приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях, формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам, развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии, увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся, мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение, эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса, применение АМО делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести АМО к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.
Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.
Включение визуализации в образовательный процесс позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации. Какой эффект это имеет для образования, особенно для обучения детей, уверена, Вы отлично знаете! Помимо более понятной и наглядной формы получения информации, происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения. Вы ведь в детстве любили книжки с картинками?
Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!
Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен. Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями. Активные методы представления информации, различные техники и способы визуализации материала оживляют образовательный процесс, позитивно воспринимаются обучающимися и положительно сказываются на результатах обучения. Не жалейте времени, на планирование и осуществление на уроке данного процесса, окупится сторицей!
Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми. Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения. Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.
Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап и обеспечить достижение целей всего урока.
Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия. Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз. Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий. По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.
Использованная технология эффективна, т.к. скучный урок математики превратится в увлекательное путешествие с виртуальными сказочными героями. Данный урок будет способствовать тому, что ученики увидят математику в «новом свете», поймут необходимость изучаемого материала в жизни. АМО оживляют урок, позволяют детям расслабиться, получить удовольствие от учения, размывает границы стандартного урока, позволяет детям посмотреть на математику с другой стороны, как на увлекательную науку, а также позволяют развить незаменимые общечеловеческие качества, которые воспитывают полноценную личность, способную жить в социуме.
Категория: Математика | Добавил: rjhjktdf50 (03.03.2013) | Автор: Сайфутдинова Лариса Григорьевна E
Просмотров: 3331 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 IrinaApatit  
Уважаемая Лариса Григорьевна, Ваша работа не допущена к участию во Второй Всероссийскойнаучно-методической конференции«Мультимедиа технологии в современном образовании». Причина отклонения - критичное невыполнение требований к статьям конференции. А именно: 1. в оформлении на сайте отсутствует краткое описание статьи согласно указанному плану; 2. Ваша статья содержит информацию, нарушающую авторские права третьих лиц. 
Уникальность текста статьи равна 16%. Найдено 63,16% совпадений по адресу: http://nsportal.ru/.../tekhnologiya-interaktivnogo-obucheniya 
Автор:  Маер Ирина Александровна
Место работы: МОУ Киргинцевская СОШ Новосибирская область д. КиргинцевоДолжность: учителя русского языка и литературы
Размещено: 23.07.2012

Технический эксперт Направления "Предметы точных дисциплин" Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]