Урок математики в 6 классе по теме «Длина окружности»
Тема урока: Длина окружности. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Задачи урока: Образовательные: 1. обеспечить усвоение обучающимися формул по нахождению длины окружности, 2. познакомить с числом π, 3. отработать навыки применения изученных формул при решении задач. Развивающие: 1. развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся, 2. умение пользоваться чертежными инструментами, 3. развивать навыки самостоятельной работы. Воспитательные: 1. воспитывать умение работать с имеющейся информацией в нестандартной ситуации, 2. воспитывать интерес к математике, 3. умение видеть математические задачи в окружающем нас мире. Оборудование: 1. Компьютер, презентация Power Point; 2. Стакан цилиндрической формы, ножницы, нитки, карандаш, циркуль, линейка. Ход урока. I. Организационный момент. II. Мотивация и актуализация. 1) Притча. Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет". Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: "Какая у меня бабочка - живая или мертвая?». Но мудрец ответил: «Все в твоих руках» Пусть слова мудреца "Все в твоих руках" будут девизом нашего урока. 2) Формулировка темы урока. - Название нашей темы урока состоит из двух слов. Перед вами на столах лежат линейки. Что измеряют с их помощью? Слайд 3 Ответ – длину. - Возьмите стакан, поставьте его на лист бумаги и обведите. Какая фигура получилась? Ответ – окружность. Слайд 4 - Чем же на уроке мы будем заниматься? Ответ – измерять длину окружности. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности». Слайд5 3) Формулировка целей урока. Слайд 6 1. Вывести формулу для вычисления длины окружности. 2. Учиться применять эту формулу при решении задач. 4) Актуализация знаний. - Какая фигура называется окружностью? Как называется точка О? Слайд 6 - Что такое радиус? Как обозначается радиус? Слайд 7 - Дайте определение диаметра. Как обозначается? Слайд 8 - Как связаны радиус и диаметр окружности? Слайд 9 III. Изучение нового материала. 1. Проблемная ситуация. Как найти длину окружности? - Вспомните единицы измерения длины. - С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка? - А можно ли измерять линейкой длину окружности? - Возникает вопрос: «Как же можно измерить длину окружности?» В Вавилоне было изобретено колесо, которое сыграло очень большую роль в истории. Прежде всего надо было научиться измерять длину окружности. Дело это не такое простое: ведь линейку с делениями к окружности приложить нельзя. Вот как приходилось поступать: Слайд 11 Считалось, что это и есть длина окружности. Конечно, это не очень точный способ, но чаще всего этого было достаточно. 2. Практическая работа. Слайд 12 - Выполним следующую практическую работу. Приготовили циркули, линейки и карандаши. 1) Сделайте нитью один виток вокруг стакана, обрежьте нить. Измерьте её длину и запишите. - Что мы нашли? (длина окружности С) Слайд 13 2) С помощью линейки и циркуля измерьте диаметр окружности и запишите его в тетрадь. ( диаметр d) Слайд 13 3) Вычислите отношение длины окружности к ее диаметру с точностью до тысячных и округлите полученное число до сотых (С: d) Слайд 14 3. Проверка результатов работы. На доске таблица в неё обучающиеся записывают свои результаты ученик С: d Антон Виталий Олеся 4.Вывод практической работы. Отношение длин окружностей к их диаметрам получились одинаковыми. Это справедливо для всех окружностей. С/d = π; π≈ 3,1415926…Слайд 16 5.Историческая справка о числе π Слайды 17-18. 6. Вывод формул. Слайд 19 Зная, что С/d = π, выразим длину окружности С= π d. Так как d=2r, то С =2 π r. IV.Физкультминутка. Слайды 20 – 32 V. Закрепление изученного материала. 1. Решение задач у доски и в тетрадях Задача № 1 Слайд 33 d = 3 см С-? Решение: С= π d, С≈3,14*3≈9,42 см Ответ: С≈9,42 см
Задача № 2 Слайд 34 Вычислить длину экватора. - Форму какой геометрической фигуры имеет экватор Земли? - Что необходимо знать, чтобы найти длину экватора? r = 6370км. С-? Решение: С=2 π r, С≈2*3,14*6370≈40003,6 км Ответ: С ≈40003,6 км
Задача № 3 (№ 851 по учебнику) Слайд 35 С= 56,52 дм d-? Решение: С= π d, d= С: π , d=56,52 : 3,14=18 м. Ответ: d≈2,5 м. 2. Тест. Слайд 36 - Слайд 38 Индивидуально на листочках с последующей взаимопроверкой. ТЕСТ 1. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
А) радиус; Б) сторона; В) хорда; Г) диаметр.
2. Число π равно
А) 3,14; Б) 1,34; В) 3,91; Г) 4,13.
3. Формула длины окружности
А) С=πr Б) С=πd В) C=2πd Г) C=2r
4. Чему равен диаметр окружности, радиус которой 3,8 см?
А) 6,28 Б) 1,57 В) 7,6 Г) 3,14 VI. Подведение итогов урока. Слайд 39 А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы: 1. Повторили… 2. Узнали… 3. Закрепили… 4. Понадобятся эти знания в жизни? VII. Домашнее задание. Слайд 40 П. 24, №867, №868 - задачи аналогичные тем, что мы решали сегодня на уроке. И ещё одно задание. Поскольку математика тесно связана с жизнью, с окружающей нас средой, в чем вы сегодня убедились, то и задание у вас будет творческое. Придумайте и составьте задачу по теме «Длина окружности» и сделайте красочный рисунок к задаче. VIII. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. Слайд 41 • на уроке я работал…активно/пассивно • своей работой на уроке я…доволен/недоволен • урок для меня показался…коротким/длиннымобычным/необычным • за урок я…не устал/усталмоё • настроение…стало лучше/ стало хуже • материал урока мне был…понятен/непонятенполезен/бесполезен интересен/скучен • домашнее задание мне кажется…лёгким/трудным Список используемой литературы 1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд Математика 6 класс – Мнемозина, 2008. 2. Л.А. Тапилина, Т.Л.Афанасьева. Математика 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я Виленкина, В.И. Жохова, 2 полугодие – Волгоград: Учитель, 2005. Источники:
Уважаемая Наталия Славиевна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции. Технический эксперт Направлений точные и естественные науки, Мухина Ирина Анатольевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]