Суббота, 16.12.2017, 16:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Будущее рождается из настоящего.
ГБОУ СОШ №348 Невского района.
Учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
Липнина Екатерина Михайловна

Материал можно использовать для урока внеклассного чтения или для классного часа в 5-9 классах

Рэй Брэдбери «Каникулы»

Предисловие.
Мы с ребятами в сентябре обсуждаем, какие классные часы будем проводить в году.
Эти вопросы, так или иначе, стараюсь осветить, готовя уроки внеклассного чтения и классные часы. В этот раз тем предложили много, но самая болезненная и важная – как научиться держать себя в руках, не злиться на окружающих, терпимее относиться к недостаткам; как жить в таком жестоком мире и не ожесточиться самому. Я решила, что нужно определить место, с которого стоит смотреть на эту проблему. Уяснить, что важнее. Это занятие – своеобразная попытка совместного размышления.

Будущее рождается из настоящего.

Классный час

Форма - совместное размышление

Лейтмотив:
Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас.
В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его.

Цель: пригласить к размышлению о ценности человека и человечества; об ответственности за свою жизнь и поступки.

Оборудование: видеопроектор, интернет, текст рассказа Р. Брэдбери «Каникулы»

Ход занятия:

«Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».

1. Фильм «Жизнь прекрасна»
http://video.yandex.ru/users/dusya-vo/view/185/# (видео прилагается, есть в презентации)

Обсуждение

Какие мысли возникли, когда смотрели фильм?
Какая она, наша Земля?
Назовите 2 прилагательных, которые отразили бы ваши впечатления?

Земля – красивая, мощная, таинственная, гармоничная. Именно на Земле живёт человек. Нас много. Недавно родился 7.000000000 житель. Однако часто случается в жизни, что, живя в многообразном ярком мире, среди окружающей красоты и множества людей, человек остается одиноким!

Главные герои рассказа Рэя Брэдбери «Каникулы» сами захотели остаться одни на огромной планете.
Послушайте текст и ответьте на вопрос: почему они захотели, чтобы все люди исчезли?

2. Текст №1. Р. Брэдбери «Каникулы»

Однажды вечером муж с женой сидели на террасе, им принесли весернюю газету, и даже не развертывая ее, не глядя на заголовки, мужчина сказал:
- Интересно, когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон
- Да, до чего дошло, - подхватила она. – И не остановишь. Как же мы глупы, правда?
- А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
Он сидел, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
- Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
- Наверно, да, - ответил он. – Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет – цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
- Но мы-то должны остаться. – Она тихо улыбнулась.
- Хорошо было бы. – Он задумался. – Впереди – сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник. Только ты, я и сын. Никаких сезонных билетов. Не нужно тянуться за Джонсами. Даже автомашины не надо.
Можно придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки шипучки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето…

3. Погружение

Их странная мечта сбылась…
Утром они проснулись – и… никого нет. Они проверили, позвонили в разные города – пусто.

Представьте, каким было это новое утро без людей?

• 1 ряд - Звуки
• 2 ряд - Картина, которая открывается взору
• 3ряд - Что они почувствовали

Текст №2 (читает заранее подготовленный ученик или учитель)

Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Они проснулись, и мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего «до свидания», не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.
Они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Текст №3. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ (заранее подготовленное)

Муж встал с кровати. Выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:
- Все исчезли.
Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.
Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:
- Теперь мне надо придумать, что делать.
- Что делать? Как … разве ты не пойдешь на работу?
- Ты все еще не веришь, да? Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дому в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Все, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислы взглядов босса! Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине.
- Я чувствую себя виноватой. – сказало она. – Их нет. А мы остались. И… я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.
- Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли. Не мучили. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. Мы будем последними, и больше – никаких людей. Пусть планета живет в мире. Без насилия и жестокости. И теперь мы ни перед кем не обязаны. Можем отправиться, куда захотим. У нас одна обязанность – быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?

4. Элемент дискуссии

Хотели бы вы оказаться на месте этих людей?
Тридцать лет счастья впереди?

Одна сторона – «за», другая – «против» (расходятся в противоположные стороны класса), те, кто не определился, остаются сидеть на своём месте. Выслушиваем несколько доводов в пользу своей точки зрения, затем просим занять свои места.

Почему эти люди с такой легкостью расстались со всеми? /…что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье/
Как вы понимаете высказывание «Не нужно тянуться за Джонсонами»?

А давайте представим, что вы, действительно, оказались в подобной ситуации.
Итак, с вами всего 3 человека, и больше на планете – никого. Вы путешествуете уже 3 месяца. Скажите, кого вам будет не хватать?(можно написать имена на листочках).
Кого вы будете вспоминать?
О ком печалиться?
Представьте, вы вернулись через 25 лет в наш город.
Как он выглядит без людей?

5.Видео «Мир без людей»
http://video.mail.ru/list/uzda04/PEREHOD2012/5069.html начало - 4.28 минуты (с этого момента и до 6.20 минуты)

По вашему мнению, как чувствует себя эта семья, спустя 3 месяца путешествия?

Текст №4 (читает заранее подготовленный ученик или учитель)

Они едут, почти не останавливаясь. Отец одет в костюм, при галстуке, словно ожидает встретить кого-либо. И вот у них закончился бензин, они вынуждены были остановиться.
Отец открыл атлас и смотрел в него, вдруг что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.
Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.
Он стиснул руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
- Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть. Все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо? Она подумала, потом кивнула.
Как вы думаете, если бы эта семья встретила человека или людей, с которыми у них были не очень хорошие отношения («механические», без теплоты и участия), они бы обрадовались?
Почему?

6.Вывод

Что поняли эти люди за время своего путешествия?
О чем они теперь мечтают?
Что бы они изменили в своей жизни, если бы у них была возможность?
Как бы они стали жить?
Строить свой день? Своё общение?

Текст №5. ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ 5 мин.

И тут оба вздрогнули.
Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын. Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там, где оставила след слезинка.
- Ты… -- сказал он и вздохнул. – Ты… папа, тебе тоже не с кем играть.
Жена хотела что-то сказать.
Муж хотел взять руку мальчика.
Мальчик отскочил назад.
- Дураки! Глупые дураки!
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами. Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
Не надо. Оставь его.
Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что-то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся – и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.

Что написал мальчик?

7.Слово учителя

Человек не остров. Он не может быть счастлив без людей. Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения. (А. де Сент-Экзюпери). Истинный свет и радость невозможны там, где каждый думает только о себе, а ценности супермаркета и привычка «тянуться за Джонсами» затмили радость простого человеческого общения. Это механическое, бездушное отношение к окружающим, к природе, этот забор, который мы возводим вокруг себя, дает о себе знать безысходной болью.
Трагическое отчуждение людей друг от друга, от природы приводит к тому, что существует природа, тяготящаяся людьми, и не видящий смысла в жизни, замкнутый на себе человек. И слова Брэдбери оказываются актуальными: «Будущее рождается из настоящего. Будущее создается нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».

Заканчиваем классный час отрывком из фильма «Аватар», в котором говорится о том, что человек и природа, человек и планета, человек, его прошлое и настоящее – это единое целое. И человеку нужен человек. Цените то, что имеете!

8. Фильм «Аватар» отрывок

Видео "Земля прекрасна" ссылка - http://video.yandex.ru/users/daria-mihailowa/view/25/#
Видео "Аватар" ссылка - http://my-hit.ru/film/6345

Приложение к статье:

http://mm-festival.letitbit.net/download/23e8e68e00228d34858bf8acedb4f2d39/LipninaEkMih.zip.html

Источник: http://narod.ru/disk/54713767001.6e22c22356c200f3901f00f701ba2cc3/LipninaEkMih.zip.html
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: Artenis (29.06.2012) | Автор: Липнина Екатерина Михайловна E
Просмотров: 1355 | Теги: мир и человек, классный час, Рэй Брэдбери | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]