Понедельник, 15.07.2024, 23:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Проект «Экологическая школа».
Проект «Экологическая школа».
«Все мы пассажиры одного
корабля по имени Земля, -
Значит, пересесть из него
просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери

Цель. Реализация государственной политики в области экологического воспитания молодежи через экологическое просвещение детей и молодёжи средствами массовой информации и охраны окружающей среды в микрорайоне школы.
Задачи. Обеспечение возможности максимального развития у каждого ученика познавательных способностей, глубокого и прочного овладения учебным материалом при помощи индивидуального развития всех учащихся.
Регулирование содержания обучения, воспитания и развития школьников, учитывая индивидуальные особенности.
Осознание того, что развивающее обучение должно быть основой в учебном процессе начальной школы. Содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне. Формирование активной жизненной позиции и экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона Формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
Усиление региональной направленности экологического образования и привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов. Развитие мыслительной деятельности.
Осуществление контакта с родителями.
Организация учебно – воспитательного процесса с помощью мультимедийного оборудования.
Организация учебно – воспитательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий. Программа рассчитана на ребят в возрасте от 5 до 17 лет
Основание для разработки проекта - реализация государственной программы «Эколгическое воспитание и просвещение граждан РФ» Разработчики проекта Канунникова С. В – директор МБОУ СОШ №18, Горелова С. А. – заместитель директора по учебной части, Папина Н. С. – заместитель директора по воспитательной части, Новосёлова С. В. учитель начальных классов, ответственная за научно – исследовательскую работу в школе. Испытатели проекта – педагогический коллектив МБОУ СОШ № 18, учащиеся и их родители, жители микрорайона школы.
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
Контроль исполнения проекта. Организацию контроля выполнения проекта осуществляет оргкомитет в составе разработчиков проекта.
В рекомендациях международных организаций и конференций определены основополагающие принципы экологического образования в области охраны окружающей среды:
• приоритет социальных аспектов экологических проблем;
• рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей среды;
• междисциплинарность;
• требование осведомленности и знаний;
• важность навыков, отношений, ценностей, желание участвовать в решении проблем сохранения окружающей среды.
Актуальность. Современная школа должна стать интерактивным центром, объединяющим детей и взрослых, как учителей, так и родителей. В такой школе должно быть комфортно всем. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Для большей эффективности должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников .Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Считаю, что сохранить и укрепить здоровье школьников можно только с помощью сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, включающего своевременную диспанзеризацию, внеурочных спортивных занятий, обсуждения с детьми вопросов здорового образа жизни и реализации программ по данному направлению. главное – воспитать у детей желание заботиться о своём здоровье. Главная проблема в настоящее время? которая влияет на здоровье не только детей, но и взрослых – это загрязнение окружающей среды и нажива, результат которой – нарушение экологического баланса. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Мы выбрали эту проблему потому, что школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности. Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность, а школа должна естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков посёлка. Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в микрорайоне из-за близкого расположения гаража медицинского учреждения. невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой. Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. В нашей местности экологические проблемы налицо. Чем раньше увидят их дети и заговорят о них со взрослыми, тем больше возможности, что всё прекрасное вокруг, что ещё не успели разрушить – будет сохранено. Природу можно спасти, а дисбаланс устранить. В данном направлении необходимо работать с детского сада, что мы и делаем. ( приложение) Продолжаем то, что начато родителями и воспитателями в дошкольном возрасте. Экологическое воспитание и просвещение должно проводиться в комплексе и не заканчиваться при переходе учащихся в 5 класс. В нашей школе, передавая детей в 5 класс работа в данном направлении продолжается и совершенствуется. Позволяет продолжить межпредметная экология и занятия научно – исследовательской деятельностью юниоров. Что позволяет в 9 – 11 классах осознанно выбрать профессию. Президент Медведев обращает особое внимание на проблемы окружающей среды и экологическое воспитание подрастающего поколения. На выступлении перед депутатами Государственной Думы он говорит:«Здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы отставим детям. Несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным. Решать эту проблему можно, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере». На протяжении 15 лет наша школа работает в комплексе начиная с детского сада и закнчивая выпускными классами по теме «Экологизация учебно – воспитательного процесса в сельской школе». Новосёлова С. В. делилась опытом работы по данному направлению на конференции по охране окружающей среды в г. Москве в 2008 году. В настояшее время предлагаем открыть на базе нашей школы экологическую школу. Учащимся нравится экология и реальная охрана окружающей среды. Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Исходя из вышеперечисленных запросов общества мы и строим свою работу по экологическому обучению и просвещению не только детей , но и их родителей. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Считаю, что главный упор нужно делать на талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Должно присутствовать реальное партнерство взрослых и детей для сохранения окружающей среды и улучшения качества жизни. Ожидаемые результаты. - решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды
- развитие организаторских способностей учащихся
- благоустройство и озеленение школьной территории
- повышение экологической культуры учащихся
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья
- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам малой родины и сохранение экологической безопасности по месту жительства
- пропаганда экологической культуры учащихся
- расширение видового разнообразия растений и животных для повышения образовательной среды - обеспечение связи между детским садом и школой и между всеми ступенями образовательного учреждения.
-Осуществление связи между образовательным процессом и воспитанием.
Экологизация учебно – воспитательного процесса позволяет в комплексе решить поставленные задачи. Позволяет обеспечить каждому ученику возможности максимального развития познавательных способностей, глубокого и прочного овладения учебным материалом при помощи индивидуального развития всех учащихся, регулируя содержание обучения, воспитания и развития школьников, учитывая индивидуальные особенности. Происходит осознание того, что добросовестная, качественная работа нужна не только самому ученику, но и обществу в целом, так как результат природоохранной работы налицо.
Осуществляется тесный контакт с родителями и взаимопонимание, которое возникает ненавязчиво при совместной деятельности. Весь учебно – воспитательный процесс проходит с естественным применением здоровьесберегающих технологий. У старшеклассников проходит осознанный выбор профессии, так как на протяжении всего обучения в школе он пробует свои силы в разных отраслях. Сроки реализации проекта – на протяжении всего обучения в школе.
Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный – подготовительная группа детского сада ( приложение программа) 2 этап – начальная экология – 1 – 4 классы. 3 этап –практический (исследовательский)- 5 – 8 классы.
4 этап – обобщающий – 9 – 10 классы.
5 этап - информационно – просветительский – 11 класс.
Формы и методы.
Для школьников разного возраста состоятся интерактивные занятия, акции по природоохранной деятельности, ролевые игры, конкурсы, олимпиады и викторины, мониторинги окружающей среды, научно – исследовательские конференции по актуальной экологической тематике, старшеклассники проводят тематические информационно-методические семинары. Благоустройство пришкольной территории. Информационно – просветительская работа по пропаганде экологической культуры. Экскурсии, кружки, секции 1этап – подготовительный – (см.приложение ) 2 этап – начальная экология - учащиеся 1 – 4 классов. Веселое путешествие в мир первых открытий. Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона. Походы по экскурсионным тропам. Дети играют и изучают окружающую среду. Причём объекты выбирают сами. (В запасе у педагога такие объекты, как редкое в наших местах , дерево – берёза, круговорот воды и её свойства, редкие растения и животные нашей местности, в мире интересного… и т. д.) 3 этап – практический ( исследовательский). Учащиеся 5 – 8 классов продолжают научно - исследовательскую работу по выбранным темам. 4 этап – обобщающий – 9 – 10 классы. Учащиеся 9 – 11 классов оценивают реальное состояние экологической обстановки малой родины, помогают рассматривать этот уровень в качестве стартового уровня для осуществления программы . Затем учащиеся совместно с учителями составляют картотеку исторических и природных объектов и экологических нарушений окружающей среды. Затем составляют план работы в данном направлении.
Выходят с работами на районные и краевые конференции и конкурсы. Помогают в написании проектов младшим товарищам.
5 этап - информационно – просветительский – 11 класс. Учащиеся выходят на более высокие уровни и являются научными консультантами и помощниками учителя, проводят научно – просветительскую работу с учащимися и населением в микрорайоне школы.
Особенности занятий в экологической школе.
Вся работа организуется по направлениям развития личности:
1. спортивно-оздоровительное
2. духовно-нравственное
3. социальное
4. общеинтеллектуальное
5. общекультурное

- Занятия проходят в интерактивной форме.

- Работа участников организована в малых группах для максимального вовлечения детей в деятельность и общение.

- Ученики выполняют различные теоретические и практические задания, получают знания и опыт по тематике занятия как на уроках так и во внеурочной деятельности.
- Самостоятельный, осознанный выбор темы исследования.
- Заинтересованные участники могут стать участниками экологических проектов .

Заключение.
Свою решающую, принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть наше гражданское общество. Не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах. Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий. Детство и юность – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Дух новаторства, желание делать что-либо новое, дерзость мысли – все это сегодня очень нужно нашей стране. И мы очень рассчитываем на энергию и амбиции молодых, на их желание работать сообща и вместе добиваться поставленных целей. В процессе работы над данным проектом должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Положительным результатом реализации проекта должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: Светлана2011 (07.08.2011) | Автор: Светлана E
Просмотров: 8401 | Теги: Экология | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]