Среда, 24.04.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

современные технологии в духовно-нравственном воспитании школьников
Современные технологии в духовно-нравственном воспитании школьников

Люди, жившие в разные эпохи, в разных странах, в разных культурных средах, всегда высоко ценили нравственную воспитанность. И в настоящее время развитие нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения, формирование детской души на основе традиционных ценностей отечественной культуры является наиболее актуальной задачей воспитания. В современных условиях учитель должен найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы решать задачи возрождения духовности и нравственности в нашей жизни в воспитании детей. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо усвоить высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.

Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Другим важным источником нравственного опыта обучающихся является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.
Путь реализации духовно-нравственной стороны воспитания
1. Нравственные знания.
Их можно дать детям как знакомство со многими примерами из литературы, отечественной истории, раскрывающих тему бескорыстного служения Родине, людям.
2. Нравственное поведение.
Показать детям применение этических знаний в жизни и вести их к осмыслению необходимости (или возможности) применения этих знаний в своей жизни.
3. Исполнение ребенком нравственных норм. Это необходимый уровень педагогической работы, так как только при достижении этого этапа можно говорить о реализации воспитательных задач. Педагог должен стараться довести ребенка до этого этапа. Критерием уровня духовно-нравственной воспитанности является сформированная система отношений ребенка с миром (с людьми, с собой, с природой) на основе общепринятых нравственных норм.

Чтобы приблизиться к третьему этапу этого пути, учителю следует искать такие методы, формы работы, при которых знания духовно-нравственного содержания не будут представлены на уровне абстрактного изложения или отвлеченного нравоучения. Новое время, новые проблемы духовно-нравственного состояния современного общества требует новых подходов и в системе воспитания, новых технологий.
В данной работе описываю опыт организации исследовательской деятельности обучающихся с применением компьютерных технологий как одной из форм занятий, нацеленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Работа с группой обучающихся организована в два этапа.

1 этап – исследовательский

Постановка нравственного идеала
Тут же встает вопрос: что станет объектом исследования? Где тот нравственный ориентир, на который следует равняться? Ответ нашли в своем же прошлом. Издавна у русских людей высший нравственный идеал для человека – любовь к Родине. Приобретение земных добродетелей было связано со служением Отечеству. Этим путем шли герои Русской земли, находя в этом высший смысл жизни. Говорят, нельзя строить будущее не зная прошлого. Современные дети если и знают имена героев отечественной истории, то факты биографии, сведения о личностных качествах выдающихся людей России им практически не известны. В дореволюционной России жития – энциклопедия жизни, любви к Родине, своему краю, подвига русских людей во имя жизни - были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления материалов, раскрывающих духовную основу русской истории невозможно решать задачи нравственного воспитания. Да, на уроках литературы, истории дети имеют возможность узнать о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и других выдающихся личностей. Но духовная основа их героических действий зачастую проходит незамеченной.
Именно это можно сказать о талантливом флотоводце, храбром воине, защитнике Родины – Федоре Ушакове. Факты биографии, подробности героических сражений, сведения о личности адмирала и стали объектом нашего исследования.

Исследовательская работа
Включала в себя:
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет;
- обмен информацией с другими членами группы, учителем-руководителем работы; - интерпретацию данных; - сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
В ходе исследования обучающиеся получили не только более глубокие знания об исторических событиях, связанных с именем Федора Ушакова. Им открылись новые интересные факты, относящиеся к истории русского флота. Но самыми значимыми оказались сведения о личности знаменитого флотоводца. Были найдены материалы об истории его семьи, истории создания Санаксарского Рождества Богородичного мужского монастыря, основанного дядей Ушакова, где ныне и похоронен адмирал. Таким образом, стало ясно, насколько глубоки были семейные духовные традиции, сформировавшие личность самого Ушакова. Совсем новыми оказались сведения о недавней канонизации адмирала Ушакова. Были найдены разные иконы, изображающие его святой лик. Материал, рассказывающий об истории орденов и медали Ушакова, говорит о том, что пример мужества, отваги, служения Родине остается идеалом спустя многие годы после смерти Федора Федоровича Ушакова.

2 этап – творческий
В ходе исследовательской работы отобран интересный, новый материал: исторические факты и сведения о личной жизни, портреты, репродукции картин художников, схемы, современные фотографии и др. Главная задача теперь – выбор наиболее удачной формы представления разработанного материала. Мы пришли к мнению, что это будет создание презентации к знаменательной дате – дню памяти Федора Ушакова (февраль)
Основные преимущества данной формы представления работы:
- позволяет разместить довольно обширный текстовый и яркий иллюстративный материал в одной работе ;
- доступность для ознакомления и изучения индивидуально независимо от рамок урока;
- продукт труда очевиден, нагляден, сохраняет свои эстетические свойства на протяжении длительного времени;
- эстетическая ценность (качественно выполненная работа будет достойным экспонатом в вашем
рабочем кабинете).
Выше указано, что презентация является необходимым этапом этой работы. Первично работа оформляется в виде слайдов, что дает возможность ее редактировать и совершенствовать. Следующий возможный дальнейший этап – печать и брошюрование. Тогда работа приобретает вид памятного издания школьного журнала или буклета. И последний этап – выступление творческой группы с представлением исследовательской работы.

Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание значимости получаемой информации.
Кроме того, в сознании учеников формируется более объективный и всесторонний взгляд на освещенные нравственные проблемы. Обнаруживается новое видение тех нравственных явлений, о которых раньше им говорилось только словами, яснее осознается их отношение к истинным человеческим ценностям.

Изученные источники
Литература:
1. В. Калинов. Российский флот. – М.: Белый город, 2004.
2. М. Петров. Русские полководцы. Адмирал Ушаков. – М.: Астрель, 2004.
Материалы сайтов:
1. http://www.pravoslavie.ru/news/010806/01.htm
2. https:/.../wiki/
3. fullvvz.com
4. ruskline.ru/…/
5. ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Ушакова
6. temnikov-citi/…/0-25
7. www.hram-evenkya.ru
8. www.peoples.ru
9. www.submariner.ru/page_140.html
Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: ostenl (28.02.2013) | Автор: Таратухина Любовь Анатольевна E
Просмотров: 6423 | Комментарии: 1 | Теги: духовно-нравственне воспитание, технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]