Суббота, 27.04.2024, 05:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Проектная деятельность

"Я открываю МИР" (проектная деятельность + ЦОР в 1 классе)
«Я открываю Мир»
(проектная, творческая деятельность, использование ЦОР)

Я задавал себе вопросы, на которые нельзя ответить и отвечал на них.
Знание ограничено, фантазия бесконечна.
А. Эйнштейн
Курс «Я открываю Мир» - это интеграция всей получаемой информации на базовых уроках, во внешкольной деятельности с 1-го по 4-й класс. Знакомство ребёнка с понятиями диалектической закономерности и своего места и роли в окружающем Мире, адаптация его к современным социальным условиям.
Данный курс показывает, учит и сопровождает ребёнка на пути творческой, исследовательской деятельности с применением цифровых образовательных ресурсов.
Программа «Я открываю Мир» разработана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» и предназначена для учащихся начальной школы МОУ «Лицей № 26» города Подольска.
В посланиях Президента России Федеральному собранию России было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни. Обществу нужны творческие, инициативные граждане».
Курс «Я открываю Мир», формирование исследовательской, проектной, творческой деятельности в первую очередь формирует идейно – нравственный потенциал у маленьких граждан нашего Отечества, учит познанию своей малой Родины и, через персонализацию краеведческого материала единению с окружающим миром, формирует навыки исследовательской деятельности, видоизменяет сознание в гуманитарном направлении. Доносит до ребят идею «полюби этот мир, и мир полюбит тебя», знакомит с информационно- коммуникационными технологиями и компьютерной техникой. «Ловит» возраст «почемучек» и учит их не только усваивать данную информацию, но добывать её и грамотно структурировать.
Формирование эстетического видения картины мира помогает сопровождение занятий демонстрация артефактов.
Работая в школьной библиотеке с толковыми словарями, дети выясняют и усваивают такие понятия как « Родина, Отчизна, патриотизм, слава, семья» и т.п. Курс учит работать с литературой и источниками. Пилотажный опрос «Мой любимый город» обращает внимание детей на свою малую Родину. Формы коллективной, парной деятельности, со старшеклассниками, с родителями развивают навыки общения в исследовательской работе. Диспуты и коллективные обсуждения формируют навыки публичного выступления, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, принятия аргументов одноклассников.
Человек способен любить то, что хорошо знает. Программа знакомит учащихся с известными, славными, памятными местами родного города Подольска, с историей его возникновения, с местами проживания и отдыха жителей.
Персонализируя процесс обучения, учащимся предлагается рассказать о своей семье, профессиях родителей, о доме, родной улице и т.д.
«Знание ограничено, фантазия бесконечна» - сказал А. Эйнштейн. Проектная деятельность развивает образное мышление, поиск нестандартных решений, формирование собственных аудио и видео образов на основе краеведческого материала, духовного, страниц истории семьи …
Курс знакомит учащихся с методикой исследовательской деятельности на базе исторического и современного материала о Москве, Подольске.
Планируется подготовка коллективного проекта «Славный Подольск», в котором будут использованы фотографии, рисунки, стихи, высказывания учащихся .
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и гражданственности, развитие мировоззрения гуманитарной направленности и социальной активности, привитие навыков проектной деятельности, знакомство с информационно – коммуникационными технологиями, компьютерной техникой.
В целях здоровья сбережения несколько раз за урок делаются физкультурные минутки упражнений из кинезиологической психологии, тренинги.
Цели программы:
1. Формирование духовно – нравственного потенциала.
2. Патриотическое воспитание.
3. Развитие гуманитарного мировоззрения.
4. Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности.
5. Привитие навыков и умений выделения необходимой информации, структурирования, презентации её с помощью современных технических средств, программного обеспечения и собственной фантазии. Таким образом решается главная задача: научить ребёнка учиться.
6. Воспитание коммуникативных навыков, толерантности и эмпатийности. Повышение уровня самооценки, вовлечение в процесс самопознания и самовоспитания.
7. Формирование эстетических взглядов.
8. Привитие навыков здоровья сбережения.
Задачи программы:
1. Показать, направить и сопровождать ребят по пути исследовательской и проектной деятельности.
2. Научить структурировать и образно изображать свои идеи.
3. Познакомить с работой информационно – компьютерной техники.
4. Приобщение учащихся к истории родного края: Московская область, Москва, Подольск.
5. Обратить внимание ребят на героические страницы из истории города Подольска.
6. Научить детей исследовать топонимику улиц, площадей, парков, памятных мест города Подольска.
7. Обратить внимание на диалектические законы развития и взаимосвязи природы и человека.
8. Воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающему миру природы.
9. Формировать мотивацию к наукам и предметам средней и старшей школы.
10. Привить навыки работы с литературой, первоисточниками, брать интервью у родственников, знакомых, друзей.
11. Познакомить с символикой, геральдикой, гимнами.
12. Развивать гуманитарное мировоззрение, патриотизм, коммуникативность, любовь к Отечеству, уважение к личности, развивать внутри семейные отношения, умение дружить и т.п.
13. Привитие навыков здоровья сбережения.
Прогнозируемый результат:

• Предполагается заложить основы формирования гуманитарного мировоззрения и поведения учащихся.
• Укрепить в сознании учащихся такие понятия как «любовь к Родине», «патриотизм», «служение Отечеству».
• Заложить основы патриотического отношения к малой Родине и к государству Россия.
• Сплотить и формировать дружеские, доверительные семейные отношения.
• Заложить уважительное, заботливое отношение к родителям, взрослым, престарелым людям и малышам.
• Дети должны узнать военное прошлое своих прабабушек и прадедушек.
• Усвоение не приходящих общечеловеческих ценностей «доброта», «честность», «дружба» и т.п.
• Предполагается формирование экологического мировоззрения, диалектического сознания.
• Должно быть заложено начало эстетического и этического мировосприятия.
• Ребята должны получить первые навыки поисковой, проектной деятельности.
• Предполагается сформировать первые навыки работы с информационно – компьютерной техникой.
• Выучить и использовать физкультурные упражнения по технологии здорового образа жизни.
Содержание программы:
I. Введение «Век информации» – 6 часов.
Выявление круга интересов в окружающем мире, интересующих вопросов. Обратить внимание на закономерности, особенности развития, экологию. Продемонстрировать пути поиска ответов на вопросы в поиске, исследовательской, проектной деятельности на примерах презентаций учащихся начальной школы. Открываем тайны символов, кодирования информации. Знакомство с информационной и компьютерной техникой. Практические работы «Соло на клавиатуре» с помощью игровых тренажёров помогают привитию первых навыков работы с компьютерной техникой. Мониторинг полученных знаний осуществляется с помощью викторины на интерактивной доске. Эмоциональный успех достижений подкрепляется устными поощрениями и наклейкой стикеров на личные папки учащихся.
II. «С чего начинается Родина» – 8 часов.
Москва – столица нашей Родины. Виртуальная экскурсия по Москве и Московской области, знакомство с историей и памятными местами области. Демонстрация образа Родины в искусстве. Работа с литературой, толковыми словарями. Пилотажный опрос и разговор о месте рождения учащихся.
Содержание понятия «слава». Поиск материалов, подтверждающих боевую, трудовую славу города Подольска. Персонализация материала через семью, родственников, личных впечатлений учащихся. Экскурсия по городу с заранее подготовленными комментариями учащихся. Подготовка компьютерной презентации «Славный Подольск» на базе собранного материала поисковой и творческой деятельности.
Мониторинг усвоенных навыков и информации: викторина, кроссворды и т.п. уже на персональных компьютерах т.к. учащиеся осваивают действия с курсором.
III. «Загадочное «Я» - 14 часов.
Данный раздел предполагает знакомство, исследование физиологии, анатомии, эмоциональной сферы, гигиены и экологии человека с помощью медицинских приборов и цифровой лаборатории. Фиксируем, сравниваем, обобщаем полученные данные и делаем выводы. Мониторинг осуществляется в виде викторин, изготовления бейджиков «Символ моего настроения», визитной карточки.
IV. «Любовь и Дружба» - 12 часов.
Разговор о главных ценностях в жизни человека. Работа с Лего конструктором, психологический тренинг «Картина Мира», рисование родного дома, улицы, любимых мест Подольска. Поиск истории топонимики и иллюстративного материала. Обмен информацией и рассуждения. Мониторинг в виде открытых творческих заданий: «Я горжусь …», «Я люблю …». Работа в программе «ПервоЛого». Планируется изготовление пиктограмм: «Я», «Семья», «Мои друзья», «Наш класс», «Подольск», «Россия», а так же открыток «С праздником!».
V. «Юный исследователь» - 10 часов.
Исследуем, открываем для себя окружающий мир от клетки живого организма до космоса. Практическая работа «Витамин на окошке», ведение дневника наблюдений, фотографирование, зарисовки объекта наблюдений и т.д. Работа с графической информацией на компьютере, поиск файла и его редактирование. Ко Дню Победы готовим «открытку для Героя».
VI. «Презентация творческих работ» - 6 часов.
Тематические выступления первоклассников по итогам работы учебного года перед сверстниками и родителями.
Календарно – тематическое планирование курса
«Я открываю Мир» (проектная деятельность)
для учащихся 1-х классов МОУ «Лицей 26» г. Подольска.
66 уроков в год, 2 урока в неделю. Учителя: Попова Л.А., Штерн Н.Н.
№ урока Тема урока дата
I. «Век информации» - 6 часов
1 «Я послал тебе бересту», ИТБ №3 от 2011г.
1 Я в Компьютерленде. ИТБ №10 от 2011. ЦОР «Азбука Роботландии»
2 «Дым костра»
2 Тайны символов клавиатуры. Буквы А,О. ЦОР клавиатурный тренажер BabyType.
3 «Почему висят звёзды?»
3 Соло на клавиатуре. Буквы В, Л. ЦОР клавиатурный тренажер BabyType.
II. «С чего начинается Родина» - 8 часов
4 Москва – столица.
4 «Здравствуй мышка!». ЦОР клавиатурный тренажер «Клавиатор». Режим мозаика.
5 «Славный Подольск»
5 «Лови мышку». ЦОР клавиатурный тренажер «Клавиатор». Режим мозаика.
6 «И эта улица родная»
6 Собираем мозаику на компьютере. ЦОР клавиатурный тренажер «Клавиатор». Режим мозаика.
7 Герб моей Родины. Герб для улицы, Подольска … Информация о Москве и Подольске в медиатеке.
7 Вдоль по лабиринту. ЦОР «Роботландия»-CURSOR
III. «Загадочное «Я» - 14 часов
8 «Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки?»
8 Источники информации обо мне.
9 «Расскажу тебе по секрету»
9 Источники и приёмники информации. ЦОР «Азбука Роботландии»
10 «Что скажут обо мне приборы? Подробности о здоровье»
10 Информация из цифровой лаборатории.
11 «Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!»
11 Гигиена работы с компьютером. ЦОР «Азбука Роботландии»
12 Символ моего настроения.
12 «Волшебный носитель информации». ЦОР «Азбука Роботландии»
13 «Я» на мониторе компьютера.
13 Организм компьютера. ЦОР «Азбука Роботландии»
14 «Что я узнал о себе»
14 «Мой портрет». Визитная карточка
IV. «Любовь и Дружба» - 12 часов
15 Главные ценности в жизни человека.
15 Компьютерная заставка. ЦОР «Азбука Роботландии»
16 «Мой уютный дом»
16 Рабочий стол твоего компьютера. ЦОР «Азбука Роботландии»
17 «Моя семья»
17 Пиктограммы. ЦОР «Азбука Роботландии»
18 «Мои друзья»
18 Пиктограммы «Я», «Друзья», «Лицей 26», «Подольск», «Россия»
19 Любимая Родина.
19 Открываем меню. ЦОР «Роботландия» - MENU
20 «Подольску 230 лет». Памятные даты.
20 «С праздником!» Открытка
V «Юный исследователь» - 10 часов
21 Живая природа
21 Программа «ПервоЛого». Рабочее поле, инструменты.
22 Что поведает зёрнышко?
22 Информационные объекты в ПервоЛого. Создание альбома.
23 «Витамины на окошке»
23 Работа с формами черепашки.
24 Объект исследования, пути исследования.
24 Моя первая картина в ПервоЛого.
25 “Былинка полюбила Солнце»
25 Краски и кисточки. Работа с графической информацией.
26 Природа Подмосковья.
26 Мои стихи о природе. Работа с текстом. ЦОР «ПервоЛого» и «Азбука Роботландии»
27 «Шуба для подснежника» - времена года.
27 Сохранение альбома.
28 «Дорога к Храму»
28 Поиск файла и его редактирование.
29 «Радуга - дорога в Космос»
29 Рисуем «Окружающий мир» на компьютере в ПервоЛого.
30 «День Победы»
30 «Открытка для Героя»
VII. «Презентация творческих работ» - 6 часов
31 «Волшебная сказка о Мире»
31 Оформление творческих работ в ПервоЛого.
32 «Мир – «Я»
32 Оформление творческих работ в ПервоЛого.
33 «Мне открылась тайна» - демонстрация творческих работ
33 «Я открываю Мир» - научно-практическая конференция

Экскурсии:
 «Юбилейный Подольск» - сентябрь,
 «Осень в парке» - октябрь, «Где живут цветы?» (теплица) - ноябрь,
 «Братья наши меньшие» (зоопарк) – январь,
 «Главные открытия человечества» (музей истории изобретений и инноваций) – февраль,
 «Русский левша» (политехнический музей, зал миниатюр) – март,
 «Звёздное небо» (планетарий) – апрель.

Индивидуальные консультации: понедельник – пятница с 13.00 до 18.00.

Источники и литература:

 Тематические презентации.
 Толковые и энциклопедические словари.
 Хуторской А.В., Андрианова Г.А. «Информатика и ИКТ, 3 класс», М. «Бином», 2011
 Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности», М. «Просвещение»,
 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М., «Просвещение», 2011
 Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе», М., «Просвещение», 2011
 Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16 о расширении деятельности детских объединений в образовательных учреждениях.
 Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М., «Просвещение», 2010
 Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе», М., «Просвещение», 2010
 Брыскина О.Ф. «Интерактивная доска на уроке», Волгоград, «Учитель», 2011
 Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
 Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях».
 Архив статей о городе Подольске из кабинета № 208
 Панков Д.Д. «Подольские курсанты», М. 1995
 Дементьева Л. «Стихи и песни о Подольске», Подольск, 2005
 Дубровина И. «Я работаю психологом», М. 1998
 Кино, фото, аудио материалы о Подольске.

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся начальных классов в поступательном, циклическом режиме. Выше представлена первая ступень программы, рассчитанная на первоклассников. Соблюдая санитарно-гигиенические нормы и рабочий режим детей, больше времени уделяется творческой деятельности художественно-прикладного характера. Временная работа с компьютером увеличивается постепенно с 3 минут (сентябрь) до 10 минут (май). В настоящее время используется 10 компьютеров кабинета информатики, на которых дети работают по-очереди. На следующую ступень (2 класс) необходимо обеспечить каждого ребенка компьютером на урок, как минимум 20 – надо приобретать! Практика показала, что для оптимизации процесса обучения требуется работа с учащимися по данной программе, как минимум, двух учителей: один должен быть компетентен в развитии творческо-проектной деятельности, второй – в сфере компьютерных технологий.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/543bd60eaca9e54761b532ebab22fefb2/ShternNN.zip.html
Категория: Проектная деятельность | Добавил: shtern (17.03.2012) | Автор: Штерн Н.Н., Попова Л.А. E
Просмотров: 2299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]