РОЛЬ И ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Сегодня актуальной становится проблема проявления тех ценностей образования, которые несет в себе проектирование как особое содержание образовательной деятельности. Технология проектной деятельности – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. Она может использоваться практически при изучении любой темы. А так же при обобщении, закреплении и повторении учебного материала. Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом: - энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. - специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. - консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. - руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект. - координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем. - эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать. Учитель превращается в руководителя познавательной деятельности ученика, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учениками добиться нужного результата. В проекте все идет от фантазии, воображения, и если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, не похожими друг на друга. Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Результаты, которые могут быть получены после применения проектной технологии следующие: – прочное и глубокое усвоение знаний; – высокий уровень самостоятельной работы учащихся; – высокий уровень научности в знаниях у учащихся; – умение работать в группе, вести групповое обсуждение; – сплочение детского коллектива; – мотивация коллективных достижений. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; (введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, так же используют анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. ) 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, (в процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая, таким образом, свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор. ) 3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения предмета, следствием чего является повышение интереса к учебе, исследовательской работе в процессе “добывания знаний”.
Школа, признана стандартизировать образование с раннего возраста. Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. В какой бы среде он ни российский, он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема обучения. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! В заключении хотелось бы вспомнить слова В.Гузеева: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».