Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности [2]. Проектная деятельность, как подчеркивают Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, направленный на изучение сказок А.С. Пушкина. Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в 2011 году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие, а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А.С. Пушкина. Цель проекта «Путешествие по произведениям А.С. Пушкина» - познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Александра Сергеевича Пушкина. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с фактами биографии поэта. 2. Ввести детей в мир сказок А.С. Пушкина. 3. Привить детям интерес к личности сказочника. 4. Пробудить в детях интерес к книге и литературе. 5. Расширить литературный кругозор детей и познакомить с понятием «рифма». 6. Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре. 7. Прививать детям навыки слушать и пересказывать сказки. 8. Развивать внимание, мышление, речь, память детей и сформировать умение анализировать сказку. Участники проекта: проект охватывал педагогов и воспитателей старших и подготовительных к школе групп, семьи дошкольников. Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов. Подготовительный этап (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.): • Оформление стен и лестниц в соответствии с темой проекта. • Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме. • Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей. • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Рассмотрим в сокращенном виде планирование проекта образовательным областям в соответствии с ФГТ на примере подготовительной к школе группы. 1. Физическое развитие (образовательные области «Физическая культура, «Здоровье»): утренняя гимнастика «Герои сказок»; подвижные игры: «Ветер», Хороводная игра «Прялица»; народные игры «Дедушка», «Заря заряница»; свободное общение, беседы: «Контакты с незнакомыми людьми», «Предметы требующие осторожного обращения», «Безопасность на воде»; создание условий для самостоятельной деятельности. 2. Познавательно-речевое развитие (образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»): этические беседы с детьми (нравственные уроки) по сказкам А.С. Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»; беседа: «А.С. Пушкин – сказочник»; выполнение заданий в рабочей тетради «По сказкам А.С. Пушкина»; экскурсии; русские народные прибаутки в сказках А.С. Пушкина; опыты «Чудеса и превращения в сказках А.С. Пушкина»; дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому?»; составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»; составление текстов для озвучивания мультфильмов по сказкам; викторина по сказкам А.С. Пушкина «В гости к золотой рыбке»; пересказ сказок А.С. Пушкина; разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина; конкурс чтецов; этюды по произведениям А.С. Пушкина. 3. Художественно-эстетическое развитие (образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»): продуктивная деятельность - лепка мини-скульптур по сказкам А.С. Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»; рисование «Иллюстрация к любимой сказке»; составление коллажа по сказкам; прослушивание сказок А.С. Пушкина на дисках и кассетах; слушание музыки - оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» - СD «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; вечер музыкальных развлечений «Сказка о царе Салтане». 4. Социально-личностное развитие (образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность»): экскурсии, поисковая экспедиция; сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»; ручной труд - «Ремонт книг»; изготовление настольных театров из бросового и природного материала; вырезывание героев для теневого театра; изготовление декораций и волшебных предметов, масок героев; составление правил обращения с книгами. Поскольку педагоги ГБДОУ №62 работают по комплексной образовательной программе «Сообщество», помимо требований ФГТ, было важно учесть распределение деятельности по центрам активности, запланировать работу с родителями воспитанников. Книжный уголок: собирание библиотечки сказок А.С. Пушкина; составение словарика трудных слов из сказок А.С. Пушкина; дополнение развивающей среды - кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по тематике сказок. Центр сюжетно-ролевых игр: разработка сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки); разработка сюжетно-ролевой игры «Типография» (трафареты, белая и черная переводная бумага, печатки, карандаши, фломастеры, краски). Центр театрализованной деятельности: создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые, теневые). Центр строительно-конструктивных игр: дополнение развивающей среды альбом «Архитектура в сказках А.С. Пушкина»; составление схемы последовательности строительства зданий из сказок А.С. Пушкина; приобретение строительных наборов, имеющих детали старинного зодчества. Взаимодействие с семьёй: привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А.С. Пушкина; организация поисковой экспедиции в г. Пушкин «В поисках Камерона»; чтение родителями сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»; организация прогулки «По пушкинским местам г. Санкт-Петербурга»; сочинение загадок по сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»; чтение дома «Сказки о попе и о его работнике Балде», обсуждение прочитанного; помощь в оснащении центра настольными играми по сказкам А.С. Пушкина; проведение экскурсии в «Музей хлеба»; подбор фотографий, открыток по теме «Памятники А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге»; оснащение Центра литературы 12-томной Детской энциклопедией; чтение родителями «Сказка о золотом петушке»; помощь в организации мини-музея «Камни»; приглашение родителей на КВН; организация выставки детских работ «Любимые сказки». • Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. • Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ. Основной этап (сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.): • Разработка и апробация содержания проекта «Путешествие по произведениям А.С. Пушкина» (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме). • Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта. • Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту. • Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта. • Создание мини-музеев в группах. • Проведение совместных мероприятий с МО «Озеро Долгое» «Путешествие по сказкам». • Выступление актеров с представлением «Сказка о рыбаке и рыбке». • Организация досуга «Интерактивные игры с Бабой Ягой». • Участие девочек подготовительной группы в конкурсе «Спортивных танцев» среди детских садов Приморского района с танцем «Золотая рыбка». Заключительный этап (октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.): • Организация выставки продуктов детской деятельности. • Проведение КВН, инсценировок, экскурсия Царскосельский лицей (г. Пушкин). • Создание презентаций для детей и родителей в русле проекта. • Подведение итогов работы по проекту. Метод проектов полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач. Список литературы: 1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб., 2011. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. – М., 2008.