Понедельник, 20.11.2017, 10:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Военно-патриотическое воспитание

Мероприятие военно-патриотического направления -"Помни свою историю" - Дмитрий Донской".
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»
Душина Лариса Дмитриевна
учитель музыки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12, г.Балашов, Саратовской области.
2012 г.
Мероприятие военно-патриотического направления-
"ПОМНИ СВОЮ ИСТОРИЮ-Дмитрий Донской" (1350-1389г.г)

«Героическая тема в русской музыке» 8 класс
Направление: воспитание и внеурочная деятельность (военно-патриотическое воспитание)
Руководитель:Душина Лариса Дмитриевна – учитель музыки;
учащиеся 8-го класса: Тумшевиц Сергей, Максимова Кристина, Филимонов Сергей.
ПОМНИ СВОЮ ИСТОРИЮ
К 1150-летию создания Русского государства (862-2012 гг.)
Пояснительная записка
В 2012 году грядет 1150-летие создания Русского государства. Оно начало устраиваться по достаточно достоверному сообщению «Повести временных лет» в 862 году. Как не вспомнить здесь слова Дмитрия Донского, сказанные в 1380 г. перед полками в начале битвы на Куликовом поле: "Вси бо есмы от мало до велика братия едины, род и племя едино, едино крещение, едина вера христианская".
Тема основана на героических образах Руси. Основополагающая идея мероприятия : рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
Внеклассное занятие разработано в соответствии с тематикой программы по музыке для учащихся среднего и старшего звена: «Героическая тема в русской музыке». Данная разработка может являться основой для создания уроков по музыке, литературе, истории и МХК, а также материалом в качестве внеклассного мероприятия.
Цель: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига, одного из периодов становления российского государства
Обучающая цель: Показать влияние патриотических качеств личности на ход истории.
Развивающая цель: Развитие творческого художественно – образного мышления.
Воспитывающая цель: Воспитание патриотических качеств личности подрастающего поколения.
Задачи:
__ выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле;
__ оценить значимость данной победы;
способствовать формированию чувства гордости за русский народ на примере победы на Куликовом поле;
__ показать роль русской православной церкви в объединении русских земель.
__ привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
__ формировать чувство патриотизма и гражданственности.
__ способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом и побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник;
Тип занятия: интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.
Программное обеспечение: компьютерная презентация;
Методы:
-организации и осуществления учено-познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный;
-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:ситуация занимательности;сравнение, анализ, обобщение;приём сопоставления со смежными видами искусств.
-по источнику информации и характеру деятельности: словесные; наглядные; практические.
-по назначению и дидактическим задачам: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение.
Приёмы: слушание; исполнение ;
Использованный музыкальный материал:
А.П.Бородин «Симфония №2»-«Богатырская».
Просмотр видеофильма компании «Пигмалион» г.Москва, по заказу правительства Москвы «Святой благоверный князь Дмитрий Донской».http://www.youtube.com/watch?v=KFokio7FEMw
видео-ролик-http://www.youtube.com/watch?v=9c7HFLSc9B0
Вокальное произведение «Коловрат Дмитрий Донской»
План :
1. организационный момент;
2.беседа по теме;
3.слушание;
4. разучивание вокального произведения;
5.итог – вывод;
ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
"Вси бо есмы от мало до велика братия едины, род и племя едино, едино крещение, едина вера христианская". Дмитрий Донской

«Куликовская битва», на доске дата 8 сентября 1380 г.
Учитель. В этот день произошло незабываемое Событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточённой битве, каких немало было в истории, разбили более многочисленного врага.
Куликовской битве и посвящён наш сегодняшний урок.
Учитель. Какие вопросы, относящиеся к этому событию, вам кажутся наиболее важными? (предложения учителя).
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу.
Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.?
Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Главное: Почему русский народ победил в Куликовской битве1830 г.?
Итак, мы отправляемся в 14 век.
Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битве?
Что вы можете рассказать о вооружении русской рати и монголо-татар.
Ход битвы по карте-схеме

Учитель. В книге издательства «Авата+» «Историческая энциклопедия» мы находим следующее описание-рассказ с использованием карты- схемы «Куликовская Битва» ( С.258-263).
Учитель. А вот как изобразили сцены битвы русские художники (Показываются репродукции картин из альбома «Куликовская битва»).
Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350 — 19.5.1389 Москва), великий князь владимирский и московский с 1359, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана I Даниловича Калиты.
«Два князя» И.Глазунов.

Работа с отрывком из документа
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»
Вопросы:
– Какими черты характера Дмитрия Донского вы можете выделить?
– Повлияли ли они на умение руководить государством?
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении государством?(учащиеся дают ответы на основе сообщения и документа).
Во время войны с Тверью (1368—75) Дмитрий Донской в 1375 принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. В первые годы при малолетнем Дмитрии Ивановиче Донском правительство возглавлял митрополит Алексей.
При оценке роли церкви в объединении русских земель необходимо различать политику митрополитов и поведение церковных деятелей более низкого ранга. Митрополиты назначались константинопольским патриархом из греков и болгар, за исключением Алексия, выходца из московского боярства. Даже митрополит Алексий в первые годы своего митрополитства проводил крайне осторожную политику. И только смерть Ивана II Красного (1353-1359) и малолетство Дмитрия заставили Алексия сделать выбор, решительно поддержать объединительную линию Москвы, стать фактическим ее правителем в годы юности великого князя.
Положение изменилось только после 1448г., когда русские митрополиты стали избираться на соборе русских епископов.
Татарское нашествие изображалось церковью как "божья кара" за грехи русских людей. Иноземные нашествия, бесконечные усобицы русских князей, имели неизбежным следствием - снижение нравственного уровня среди всех слоев населения, особенно высших. Разложение проникло и в церковную среду, куда устремились многие знатные люди, привлекаемые привилегиями церкви в условиях татарского господства. Корыстолюбие, вероломство, пресмыкательство и страх перед татарами, пьянство и прочие грехи распространялись среди мирян и служителей церкви. Таяло сознание единства, общности русских людей. В такой обстановке большую роль играли подвижники - монахи, стремившиеся претворить в жизнь евангельские заветы любви к ближнему, трудолюбие, бескорыстия, честности и духовности.
Среди таких подвижников в XIV в. особенно выделяется Сергий Радонежский. Он был одним из реформаторов монастырской жизни, введя в своем монастыре суровый общежительный устав: в монастыре не было места имущественному неравенству, безделью, пьянству, нарушениям правил церковной службы. Сергий был и религиозным политиком, духовником Дмитрия Донского, выполнял важные поручения митрополита Алексия.
В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь
В 1376 Московское княжество утвердило своё влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Дмитрий Иванович первый из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на р. Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил выступил навстречу полчищам татарского темника Мамая, двигавшимся на Русь. В Куликовской битве 1380, завершившейся разгромом завоевателей, Дмитрий Донской проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. После Куликовской битвы Дмитрий Донской прекратил платить дань татарам.
Опять над полем Куликовом
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
А.Блок
Куликовская битва
Куликовская битва – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая 8 сентября 1380 на Куликовом поле (на правом берегу Дона, в районе впадения в него реки Непрядва), поворотный пункт в борьбе русского народа с игом Золотой Орды
Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей.
А.П.Бородин «Симфония №2»-«Богатырская».
С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Просмотр видеофильма компании «Пигмалион» г.Москва, по заказу правительства Москвы «Святой благоверный князь Дмитрий Донской».
Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.
В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники - Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства, на формировании которого церковь оказала огромную роль.Несмотря на беспримерные заслуги, Дмитрий Донской был канонизирован православной церковью лишь на Поместном соборе 1988 г.
видео-ролик-http://www.youtube.com/watch?v=9c7HFLSc9B0
Эталон ответов учащихся:
1.Рост населения, развитие хозяйства - поэтому оказалось возможным собрать большое вооружённое войско.
2.Хотя Русь пережила период феодальной раздробленности, но значительная часть русских земель уже была объединена вокруг Москвы, что позволило русскому народу объединить свои силы (хотя далеко не полностью) для защиты Родины под руководством Московского князя.
3.Военное искусство Дмитрия Донского и его воевод, боевые навыки войска.
4.Горячий патриотизм русских людей, осознание страшной опасности, нависшей над Родиной, готовность пожертвовать собой.
Учитель. Какие чувства у вас вызвал этот урок?
Вопрос учителя: Как композитор музыки передал чувства и настроения людей, празднующих победу?
Ответы учащихся.
Вопросы учителя : Как любовь к Родине, мужество, героизм, способность жертвовать собой повлияли на дальнейший ход развития истории России?
– Подумайте, благодаря чему была одержана победа?
Выделите 3 главные причины.
1.Объединение силы.
2.Полководческий талант князя.
3.Мужество и героизм воинов.
Бессмертные произведения русской музыки: канты неизвестных авторов XVIIв.«Радуйся, Русско Земле»,оперы М.Глинки, А.Бородина, кантата С.Прокофьева и др. прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической защиты Родины, народного патриотизма – одна из ведущих в русском искусстве.
Работа с вокальным произведением «Коловрат Дмитрий Донской».
Современник Сергия Радонежского говорил:
«В единстве сила Руси!” -эти слова актуальны и в наши дни. Русь не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей”.
Чтение фрагментов из поэмы «Задонщина», в котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал).
И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья мои, князья русские, все мы гнездо великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!».
… «Отвечает ему князь великий Дмитрий Иванович: «Брат Владимир Андреевич! Два брата мы, внуки великого князя Владимира Киевского. Воеводы у нас уже назначены — семьдесят бояр, и отважны князья белозерские Федор Семенович и Семен Михайлович, да и Микула Васильевич, да и оба брата Ольгердовичи, да и Дмитрий Волынский, да Тимофей Волуевич, да Андрей Серкизович, да Михаиле Иванович, а воинов с нами — триста тысяч латников. А воеводы у нас надежные, дружина испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи на нас золоченые, шлемы черкасские, щиты московские, сулицы немецкие, кинжалы фряжские, мечи булатные; а дороги разведаны, переправы подготовлены, и рвутся все головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую.»
Вопрос: Каковы, по-вашему, причины и значение этой победы?
• Крах монголо-татарских планов раздела Руси,
• Умелые действия князя, его авторитет среди воинов.
• Мужество и храбрость рядовых воинов.
• Объединение сил русских княжеств.
• Ослабление Орды и усиление Московского княжества.
• Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы?
– Это была решающая военная победа Руси над монголо-татарами.
– Победа доказала, что при объединении сил русского народа иго монголо-татарских ханов может быть свергнуто.
– Куликовская битва ускорила объединение русских земель вокруг Москвы, которая превратилась в центр национально-освободительной войны.
Подводя итоги, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Современники прекрасно понимали, как значима эта битва для истории Руси, а потому уже в древности создали множество памятников в честь этой победы.
В ходе ответов учащиеся делают вывод:
В минуту опасности русские люди объединяются вместе и для спасения своей родины готовы жертвовать собой. Мы убедились в этом в очередной раз, изучая данный период в истории нашей Родины и знакомясь с образцами русской классической музыки.

Литература:
1.Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. -М,: Вече,2001.- ( Самые знаменитые).
2.Куликова битва: альбом. М.: Дубль В, 2005.
3.Преображенский А.А. История раскрывает тайны: Рассказы.- М.: Дет. лит., 1991.
4.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. Кн.1./ Гл. ред. В.И. Синюков.- М.: Книга, 1990.
5.Грушко Е.А., Медведев, Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: Изд-во Диадема – Пресс, 2001.
6.Тихомиров О.Н. На поле Куликовом.- М.:, 1999.(Страницы истории нашей Родины).
7.«Авата +» «Историческая энциклопедия» «Куликовская Битва».

Интернет ресурсы
http://history.sgu.ru/people/?pid=6
http://articles.gourt.com/ru/Куликовская%20битва
http://articles.gourt.com/ru/Дмитрий%20Иоаннович
http://ru.wikipedia.org/wiki....A%EE%E9
http://1150russia.ru/voennye-deyateli-i-geroi.html
http://yandex.ru/yandsea....>
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Dmitri_Donskoy.jpg
http://www.forum-ivangorod.ru/index.p....=1895.0
видео-ролик-http://www.youtube.com/watch?v=9c7HFLSc9B0
видео-фильм-http://www.youtube.com/watch?v=KFokio7FEMw

Источник: http://moemesto.ru/karkaev/link/14256322
Категория: Военно-патриотическое воспитание | Добавил: lora-mix (24.06.2012) | Автор: Душина Лариса Дмитриевна E
Просмотров: 3181 | Теги: музыка, патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]