Пятница, 26.04.2024, 22:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание и внеурочная деятельность » Военно-патриотическое воспитание

Россия — все, чем я живу, к чему во сне и наяву, душа стремиться не устала.
Актуальность

Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В настоящее время необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа на фоне других стран. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике.
Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью воспитания гражданина России.
Предлагаю разработку классного часа о государственных символах для среднего звена. Классный час является логическим продолжением решения задач работы школы: воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском обществе, для формирования толерантного отношения к представителям других народов.
Россия- родина моя!

Цель:
воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.
Задачи:
-создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики;
-развитие чувство гордости за родное Отечество;

Ученик-помощник читает стихотворение В.Полторацкого

Россия —
Радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет,
И снег,
И лед,
И хоровод
Берез, взметнувшихся над Волгой.
Она багряный листопад,
И снова синь,
И снова сад,
А в нем, пленительный и долгий,
Шального соловья раскат.
Россия — Ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка,
Сердце друга,
Вечерних росстаней печаль.
И распахнувшаяся даль
От Селигера до Байкала.
Все, все она в себя впитала!
Россия — все, чем я живу,
К чему во сне и наяву
Душа стремиться не устала.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок - путешествие, мы пройдёмся по страницам истории и подробно познакомимся с символами нашей страны. А что такое символ?

(учащиеся предлагают ответы)

Ученик-помощник: Символы – это, условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление страны, для которой они относятся. Видим изображение Эйфелевой башни — сразу представляем Францию, статую Свободы — США.
Какие символы России вы знаете?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Учитель: Да, символов России много – это Московский Кремль и Красная пло¬щадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы... Называешь их — и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых — подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской люб¬ви, т.е. к вершинам духа. (Идет показ иллюстраций.). Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы можно назвать государственными?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Учитель: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Учитель: отгадав о каком символе говорится в стихотворении С.Куприна, мы попадём на страницу его истории.
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? И что означают эти цвета? Подсказки можете найти в стихотворении, которое вам прочитает помощник.
Ученик-помощник:
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
(учащиеся высказывают свои мнения)
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет символ отваги, мужества и героизма – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов. Белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Белый – совершенство, чистота - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.
(учитель размещает флаг на доске)
Ученик-помощник: А какое значение имеют другие цвета в геральдики.
Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
Зелень (зеленый цвет) - радости и изобилия, обновление, надежду, молодость.
Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.
Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.
Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности, мир.
Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, величия, возвышенные идеалы

Учитель: А где можно увидеть государственный флаг? Над Большим Кремлевским дворцом, где находится Президент России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
Ученик-помощник: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Учитель: В переводе с от немецкого Erbe — наследство — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца ...этого символа (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). О каком символе будем говорить?
(учащиеся предлагают ответы)
Учитель: Правильно, о гербе. А изучением гербов занимается геральдика. А, что представляет собой герб РФ? (ответы)
Молодцы! Да, это золото¬й двуглавый орёл на красном щите. Над орлом — три короны (две малые и одна большая). В лапах орла — скипетр (золо¬той жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, пора¬жающий копьем дракона.
(учитель прикрепляет герб на доске рядом с флагом)
Ученик-помощник: Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Учитель: Есть хорошее стихотворение неизвестного автора.
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет,
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.
А пулемет стучал в старинном храме,
И ладил ленту молодой солдат,
И трепетало яростное пламя,
И отступил проклятый супостат.

Да, образ Георгия Победоносца — древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета — копейка — получила свое расхожее название именно благодаря изображенному на ней копьеносцу, пронзающему змея — олицетворение мирового зла.
Учитель: Теперь подскажите мне, где может изображаться герб?
(учащиеся предлагают ответы)
Ученик-помощник: На официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах. На свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах.

Физкультминутка (учитель просит ребят встать).
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше, выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх). Мы победили! Садитесь.

Учитель: Торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. На страницу какого символа мы зашли? Да, мы не говорили ещё о гимне.
(раздали текст гимна)
Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(следуют ответы учащихся)
Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю Сергею Владимировичу Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру Александру Васильевичу Александрову.

Ученик-помощник: Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. Вспомните, когда звучит гимн?
(возможны ответы: на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях).
Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (звучит гимн)
(Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
(звучит гимн, дети встают)
Учитель: Какие ценности России нашли свое отражение в гимне?
(любовь к Родине, верность отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, патриотизм, гордость)
Найдите в гимне строчки, которые звучат оптимистически, где звучит вера в светлое будущее:
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне…

Учитель: А что вы чувствуете, когда слышите гимн?
(учащиеся высказывают своё мнение: гордость за свою Родину, мурашки по коже, хочется быть лучше, что-то хорошее сделать и т.д.)
Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами ещё раз прошлись по страницам государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
(итог подводят учащихся)
*Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами.
*Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.
*Символы не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России дорогой ценой. Мы должны уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки.

Учитель: мне хочется вспомнить слова философа В.Розанова, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни ее величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.
В завершение классного часа слушаем величественную музыку, под которую можно просмотреть слайды видов России (презентация прилагается).
Литература.
1. «Воспитание школьников» Научно-методический журнал №6 2006г
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.9.
3. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1989.
Категория: Военно-патриотическое воспитание | Добавил: suzkels (18.11.2011) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 1969 | Теги: воспитание детей, классный час | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]