Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении
Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот кто пьёт её воду, ест её хлеб, и любуется её красотой А. В. Суворов Современный этап развития страны, реформирование военной структуры государства настоятельно требуют перестройки образовательно – воспитательной системы. Проблема военно - патриотического воспитания и начальной военной подготовки обучающихся традиционно важна для качественного пополнения Вооруженных сил и выполнение задач по защите Отечества. Из многих задач, возложенных современной жизнью на образовательные учреждения, - обеспечить подготовку юношей – выпускников к прохождению службы в Вооружённых Силах РФ. Патриотическое воспитание рассматривается как задача, входящая в круг важнейших приоритетов безопасности страны. В едином воспитательном пространстве система патриотического воспитания охватывает не только учреждения образования, но и все другие службы, которые, так или иначе, причастны к решению проблем молодёжи. Они работают в русле единой программы патриотического воспитания детей и молодёжи. Патриотическое воспитание – это часть общего образования и любое образовательное учреждение рассматривается, как центр патриотического воспитания. Эта задача может быть реализована только при непрерывных педагогических воздействиях на основе урочных и внеурочных форм занятий, а главное при согласованных действиях администрации образовательного учреждения, преподавателя основ безопасности жизнедеятельности и преподавателя физической культуры, их единых требований к учебно-воспитательному процессу. Патриотическое воспитание - это помощь человеку в осознании определённых ценностей и приобщении к культурным традициям. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в молодых людях чувства любви к Родине, преданности к своему Отечеству, стремление служить её интересам, защищать от врагов? Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Наше государство заинтересованно в подготовке гражданина и патриота, а общество – в формировании нравственной, социально-ориентированной и активной личности способной жить вместе с другими людьми, понимая и принимая различия между ними. Основные направления и виды патриотического воспитания Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества, стремление участвовать в деятельности, направленной на процветание Родины, сохранение национально-культурной традиции.
В современных условиях можно выделить следующие виды военно – патриотической работы с обучающимися: 1. Военно – историческая подготовка. 2. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности. 3. Прикладная физическая подготовка. 4. Подготовка по основам военной службы. 5. Военно – техническая и специальная подготовка. Формирование социально-активных обучающихся – граждан России – является важнейшим направлением воспитания и развития у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное и политическое воспитание. По данному направлению разрабатываются мероприятия по «Военно-патриотическому воспитанию». Организовывается Совет по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, цель работы которого - воспитание высоких гражданских качеств, уважение к историческому наследию большой и малой Родины, привитие любви и преданности к Отчизне. Одним из видов мероприятий по военно-патриотическому воспитанию - анкетирование обучающихся . Цель анкетирования – отношение обучающихся к защите Отечества. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно. С этой целью ежегодно проводятся открытые мероприятия: «День защиты детей», месячник гражданской обороны, месячник спортивно – массовой работы, посвященный «Дню защитника Отечества», парад юнармейцев к Дню Победы, вахта Памяти, учебно – полевые сборы. Важнейшим условием роста показателей общей и специальной физической подготовленности допризывников и успешного выполнения ими нормативных требований по физической подготовке становится сложившаяся совместная работа преподавателей ОБЖ и физической культуры через урочные формы деятельности и внеклассные мероприятия. Во внеучебной деятельности по данному направлению можно предусмотреть: -спортивный праздник «День первокурсника», -осенний кросс, -соревнований по волейболу и баскетболу, гиревому спорту, стрелковому спорту, футболу, посвященных памяти погибших в локальных войнах . - месячника гражданской защиты, месячник оборонно – массовой работы, - «А ну-ка парни» - посвященной Дню Защитника Отечества . - легкоатлетическая эстафета и вахта Памяти, посвящённых дню Победы в Великой Отечественной войне, - в параде юнармейцев 9 мая. Организовать волонтёрское движение. Ежегодно проводить Спартакиаду допризывной молодёжи по физической подготовке и военно-прикладному многоборью среди учащихся, в которую входят соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, разборке и сборке учебного автомата Калашникова, интеллектуальные и творческие конкурсы, эстафеты с применением индивидуальных средств защиты. Интерес проявляют к такой Спартакиаде не только юноши, но и девушки. Проведение Спартакиады допризывной молодёжи по физической подготовке и военно-прикладному многоборью стали стартовой площадкой не только по подготовке юношей к службе в армии, но и по профориентационному направлению для поступления в силовые структуры (МЧС, МВД, ФСБ), а также в высшие и средние специальные учебные заведения по специальности «Физическая культура» Военно – патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов, форм, средств и методов, целью которых является развитие у учащихся гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремление к выработки необходимых свойств и качеств защитника Отечества. Учитывая, что техникум призван формировать гражданскую позицию каждого обучающегося, его готовность и способность к выполнению своего конституционного долга и обязанности по защите Отечества, целями военно - патриотической работы является: формирование гармонично развитой личности; формирование системы знаний и умений по основам военной службы; формирование системы ценностей, влияющих на жизненное самоопределение. При определении основных направлений улучшении патриотического воспитания молодёжи в современных условиях необходимо учитывать следующие моменты: а) Основные направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон патриотического воспитания как социально значимой деятельности. б) Патриотическое воспитание должно быть направлено не просто на молодёжь в целом, а на различные её категории, социальные группы, отличающиеся между собой по возрасту, месту проживания и. т. д. в) Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе не только дифференцированного, но и индивидуального подхода, то есть в интересах каждой личности. г) Субъекты патриотического воспитания молодёжи, сообразуясь с условиями, должны располагать всеми необходимыми средствами для оптимизации патриотического воспитания. Важную роль в патриотическом воспитании обучающихся, причем не только участников соревнований, сыграет тот факт, если о проведенных мероприятиях будет рассказано в местной прессе. Это будет способствовать, с одной стороны, популяризации прикладных видах спорта, с другой – пропаганде успехов учащихся. В любом случае проведение соревнований и достигнутые в них результаты должны быть отмечены в виде сообщения на классном часе или в стенной газете в образовательном учреждении. Это имеет немаловажное значение и способствует, духовному и физическому совершенствованию, подготовки к тому, чтобы стать защитником Отечества.