КОНСПЕКТ
«Цветы России»
(18 часов)
Цель занятия:
Освоение техники акварельного карандаша
Образовательные задачи:
- Обучить приемам работы в технике – акварельный карандаш
- Научить использовать в работе интернет технологии
- Ознакомить с творчеством художников – мастеров натюрморта
- Сформировать представление о работе художника, умения различать выразительные средства разных мастеров, высказывать суждения по произведениям искусства
- Обучить приемам графического изображения цветов
- Обучить приёмам изображения цветов в технике акварельного карандаша
- Обучить этапам работы над творческим заданием
- Обучить использование цветного картона при использовании техники акварельного карандаша
Развивающие задачи
- Развить наблюдательность, внимание к объектам и явлениям природы
- Сформировать у детей навыка переноса наблюдаемого явления в художественную форму
- Сформировать опыт эмоционального восприятия события и переноса личных переживаний в зрительный образ.
- Сформировать опыт использования художественных образов, полученных в результате различных впечатлений
- Совершенствовать навык работы с цветом
- Развить в ребенке поисковые навыки: приобретение опыта ориентирования в разнообразной информации и опыта работы с ресурсами (интернет, книги, журналы, фильмы, мультфильмы и др.)
Воспитательные задачи:
- Сформировать чувство патриотизма и любви к родной природе через эмоциональный отклик
- Сформировать в воспитанниках творческое начало
Вид деятельности:
- художественное восприятие
- просмотр видеоматериалов, обмен мнением об увиденном
- работа на плоскости
Рекомендации к выполнению задания
Творческая работа под названием «Цветы России» предназначена для воспитанников первого года обучения, расширяющей кругозор живописных средств изображения объектов и явлений природы.
Работа не может быть привязана к временам года по причине временного несоответствия учебного года и цветения полевых цветов в средней полосе России, поэтому в большом объёме,, для поиска натуры и изучению конструктивных особенностей строения цветка, используется интернет - ресурс
Работа состоит из двух занятий:
- Букет полевых цветов, выполненный на белой бумаге
- Букет полевых цветов, выполненный на цветном художественном картоне
Предполагается, что ребенок, имея опыт работы над предыдущем заданием программы «Букет в вазе», на основание раннее полученных знаний и опыта по композиции, рисунку и живописи, должен создать достаточно качественные самостоятельные работы передающую эмоциональное состояние, художественный образ.
В этом задание очень важным является эмоциональный отклик ребенка, его желание создать щемящий, неяркий, милый сердцу, образ родной русской природы, используя выразительную технику – акварельный карандаш.
Выполняя две работы в этой технике, ребенок для себя решает проблему выбора в дальнейшей творческой деятельности.
Вступительная часть
1. Занятие начинается с представления педагогом, с помощью мультимедийных средств, творчества художников – мастеров цветочного натюрморта: Босхарта Амброзиуса, Освальдо Гуаясами, Мансура, Хруцкого, И.Э.Грабаря, К.С. Петрова – Водкина, Е.П.Антиповой, П.Ф.Альберти. Просмотр заканчивается обсуждением увиденного.
Обсуждение предполагает, как эмоциональную составляющую, так и информационную, представляющую интерес для выполнения задания.
Рабочая часть
Педагог дает устные комментарии по раздаточному материалу с изображением конструктивных схем различных полевых цветов, наглядно демонстрирует графические и живописные приёмы работы с акварельными карандашами на белой бумаге и на цветном картоне. Обращает внимание воспитанников на особенности рисования акварельными карандашами на цветном картоне: для получения более яркого, гротескного эффекта предполагается использование белил.
С помощью интернет ресурса и изобразительной литературы воспитанники определяются с выбором цветов.
Педагог объясняет воспитанникам понятие «картон», в художественном понимании, как одного из предварительных этапов работы. Объясняет преимущества выполнения работы с картоном, отличие картона от эскиза.
Это задание требует большого количества справочной литературы и эмоционально – образного материала. Выполняя работу, решая технические вопросы, воспитанник не должен упускать из виду эмоциональную составляющую.
Прежде, чем приступить к выполнению задания, педагог предлагает обсудить вопросы, касающиеся композиционного и образного решения:
- выбор формата: ф.А3 или ф.А2, вертикальный или горизонтальный
- место нахождения букета: в интерьере или на пленэре
- в какое время суток изображается букет, если это пленэрное изображение
- какое состояние природы (солнце, дождь, пасмурно)
- графические или живописные качества акварельного карандаша предполагается использовать в процессе работы
Педагог дает рекомендации поэтапного выполнения работы:
I этап
- Выполнить предварительный эскиз в цвете, передающий общее образное впечатление
II этап
- Наметить основные габаритные массы предполагаемого изображения
- и прорисовать их, не трогая плоскость букета
- Плоскость, отведенную для букета разбить на массы цветов групп цветов одинаковых или различных
- Прорисовать цветы в отведенных местах, сразу выполняя их в цвете
- Закрасить массу листьев и стеблей цветов однородным цветом зелени, а затем прорисовать выступающие за контур букета листья с использованием светотени и различных цветов и оттенков зелени.
- Наметить стебли цветов и прорисовать их фрагментально, не акцентируя на них внимание
- Закончить всю работу в цвете
Заключительная часть
Блиц – выставка работ учащихся, обсуждение выставки.
Оснащение занятия
Для педагога:
- Компьютер или мультимедийная установка, желательно, чтобы воспитанники , также имели свои электронные устройства для поиска информации в интернете
интернет адрес для просмотра произведений художников – маринистов www.artsait/Натюрморт/
art19info/russkja – zhivopis – 19veka/
galleri.xru
ru.wikipedia.org/Цветочный натюрморт/
veliikayakultura.ru
impressionisme.narod.ru
- иллюстрированные книги и альбомы с изображением цветов
- репродукции произведений художников на тему цветочного натюрморта
- раздаточный материал с поэтапной прорисовкой различных цветов
- несколько листов бумаги графитный карандаш, кисти, темперные и акварельные краски для демонстрации графических и живописных приёмов
для обучающегося:
- графитный карандаш
- акварельные карандаши (не менее 24 цвета)
- лист бумаги ф. А3 (А2)
- лист цветного художественного картона
- темперные или гуашевые белила
- колонковая или синтетическая кисть №3
- ластик для стирания чернил
Литература
- Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство», изд. центр «Вентана – Граф», М., 2012г.
- Голубинская Л., «Советы мастеров», изд. «Художник РСФСР», 1979 г.
|