муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №15 Кировского района г. о. Самара
Конспект открытого урока
хорового коллектива «Жаворонок» педагога Кулик Ю.Е.
для младших классов детской школы искусств №15
Представленный конспект сопровождается описанием хода занятия,
его технологической картой и нотным текстом.
Место проведения: г. Самара, Детская школа искусств №15
Дата проведения урока: октябрь 2013
Форма урока: коллективный комбинированный урок.
Продолжительность: 1 академический час.
Тип урока: комбинированный урок (урок повторения пройденного материала, закрепление материала, получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике).
Тема занятия: «Единство звуков, живущих в гармонии».
Цель урока: формирование звуковой выразительности для воплощения музыкально-художественного замысла в хоровом произведении С. Соснина «Нотные бусинки».
Образовательные задачи урока:
Учебные задачи:
- познакомиться с понятиями в пении – «ансамбль» и «строй»;
- добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;
- знакомство с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов; движение параллельными интервалами; канон;
- совершенствование навыка устойчивого интонирования одноголосных и двухголосных музыкальных фрагментов
- работа над разучиванием песни «Нотные бусинки» музыка С.Соснина.
Развивающие задачи:
- активизация музыкально-слуховой сферы учащихся;
- развитие музыкально памяти, внимания. Чувства мелодии;
- развитие внимания и творческих способностей учащихся;
- развитие исполнительской выдержки.
Воспитательные задачи:
- воспитание эмоционального, выразительного исполнения музыкального произведения;
- развитие самостоятельности, инициативы и терпения в работе над мелодическими трудностями;
- формирование чувства ответственности за свою учебную работу;
- воспитание потребности в музыкально-эстетической, концертно-исполнительской деятельности.
Методы: беседа, сравнение
Оборудование : фортепиано, DVD магнитофон, аудиозапись песни А.Ермолова «Мы дети твои, Россия», минусовая фонограмма песни «Любимая школа», карточки со словами: Хор–Хорошо, С–Часть-е (соединение частей в единое слово), партитура песни «Нотные бусинки».
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к занятию.
2. Артикуляционная гимнастика.
Что относится к артикуляционному аппарату?
(язык, губы, твёрдое и мягкое нёбо, нижняя челюсть) Упражнения.
3. Дыхательная гимнастика
С чего начинается процесс пения? (с вдоха) Куда направляем воздух при вдохе? (в живот) корпус свободный, плечи опущены. Упражнения
4. Скороговорки
- Из под топота копыт, пыль по полю летит
- Как на горке на пригорке жили двадцать два Егорки (раз Егорка, два Егорка..
- Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку рак за руку грека цап.
Внимание педагога должно быть направлено на: свободу мышц;. Правильность осанки; активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
Умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох; работу резонаторной системы; общая внятность речи; ритмическая точность.
Варианты произношения текстов: активный выдох в конце фразы; произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения…)
5. Распевание.
-Пение с закрытым ртом. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов. При пении почувствовать лёгкую вибрацию и лёгкое щекотание губ.
-При пении на гласные звуки следить за тем, чтобы гласные были направлены в одну точку (в верхние зубы), единая высокая позиция.
Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.
Спускаясь вниз по звукам, следить за неизменным положением гортани.
-развитие правильной атаки.
Следить за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Синхронно с этими толчками расслабляются мышцы груди, и опускается челюсть.
-Сглаживание регистров. (вибрация губ)
Бр… бр…
Следить за свободой губ и ровным наполнением звуков при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
-Развитие подвижности челюсти.
Следить за чётким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остаётся в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.
-Переход фальцета к грудному звуку.
-Тренировка высокой гортани.
6. Актуализация знаний. Слушание.
-Сейчас мы с вами послушаем песню А.Ермолова «Мы дети твои, Россия». Обратите внимание, как исполняется это произведение. С сопровождением инструментов или без сопровождения? Одноголосное оно или будут звучать несколько голосов?
Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?
(звучит песня)
7. Мотивация и целеполагание.
Голос уникальный музыкальный инструмент, им можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной, ведёт мелодию, остальные должны будут «вливать» свой голос в общее звучание. Но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока: «Звуки, живущие в единстве».
-Вам нравится петь хором? Почему лучше петь хором? (Хор-Хорошо)
-Что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание. Их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы).
-Прочитайте слово, которое здесь написано (С-Часть-Е. С-соединение частей в единое).
8. Первичное усвоение учебного материала.
-Хор состоит из разных голосов партий. Когда коллектив большой, он называется хор. А когда состав поющих не велик, он называется ансамбль. Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос? (унисон) А всегда мы поём в унисон? (нет) У каждой партии может быть свой голос, своя роль. Все в хоре слушают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда всё взаимосвязано, всё вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также называется хором.
Хор– это соединение всех вокальных элементов в единое целое.
-какое движение мелодической линии голосов может встречаться при пении? (противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами, канон)
9. Применение знаний и способов действий.
- Голоса движутся параллельными интервалами.
- Голоса движутся в противоположном направлении
10. Работа над песней С.Соснина «Нотные бусинки»
11. Подведение итога занятия и рефлексия:
-С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
-Значение понятия хор?
-Что вам особенно запомнилось.
- Пение канона:
-Исполнение готовой песни Е.Ермолова «Любимая школа»
Технологическая карта занятия по хору.
Разработана Кулик Ю.Е., педагогом дополнительного образования
МБОУ ДОД ДШИ № 15 Кировского района г. о. Самара
Название этапа урока
|
Задачи данного этапа урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Организационный момент
|
Подготовить учащихся к работе на уроке: -обеспечить рабочую обстановку на учебном занятии;
-психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии
|
Зрительный и словесный контакт с хором: настраивает на начало урока, проверяет готовность учащихся к уроку
|
Приветствуют педагога
|
2. Распевание
|
Подготовка к пению голосового аппарата
|
Организует правильное выполнение упражнений.
Напоминает обучающимся о задачах каждого упражнения.
|
Выполняют вокальные упражнения
|
3. Актуализация знаний: слушание
|
Обеспечить восприятие и анализ песни А.Ермолова «Любимая школа». Выявить знания учащихся о видах многоголосья.
|
Организует слушание музыкального материала.
Организует фронтальную работу учащихся
|
Слушают музыкальное произведение. Дают ответы на вопросы учителя
|
4. Мотивация и целеполагание
|
Обеспечить мотивацию учения учащихся, принятие ими целей занятия. Актуализировать субъектный опыт учащихсяОзвучивает тему урока «Звуки, живущие в единстве»
|
Озвучивает тему урока «Звуки, живущие в единстве», привлекает учеников к понятиям: «ансамбль» и «строй» через карточки: «Хор-Хорошо», «С-Часть-Е» соединение частей в единое.
|
Определяют и обсуждают цели урока
|
5. Первичное усвоение учебного материала
|
Обеспечить восприятие и первичное запоминание учащимися изучаемого материала
|
Знакомит учащихся с видами ансамблей: унисон, многоголосный; с видами двухголосья, побуждает к высказыванию своего мнения.
|
Дают ответы на вопросы педагога
|
6. Применение знаний и способов
действий
|
Обеспечить комплексное применение учащимися знаний, умений и способов действий.
|
Предлагает выполнить задания, пропеть виды предложенного двухголосья: с противоположным движением голосов, с движением параллельными интервалами, канон. Добиваться устойчивого интонирования двухголосного упражнения.
|
Выполняют задания учителя. Дают ответы на вопросы педагога
|
7. Работа над песней С.Соснина «Нотные бусинки»
|
Развивать ладовое чувство, творческие способности, музыкальность
|
Организует фронтальную и групповую работу учащихся. Добивается устойчивого интонирования, как в отдельных партиях, так и в ансамбле в целом.
|
Исполняют песню «Нотные бусинки» поют по партиям, сольфеджио и со словами, исполняют песню полным составом.
|
8. Подведение итога занятия и рефлексия
|
Проанализировать и оценить успешность деятельности.
|
Подводит итог занятия. Организует рефлексию собственной деятельности. Предлагает исполнить песню Е.Ермолова «Любима школа»
|
Участвуют в подведении итога занятия, в рефлексии собственной деятельности. Исполняют песню Е.Ермолова «Любимая школа»
|
Проект занятия по вокальному ансамблю
Школа, класс, педагог
|
МБОУ ДОД ДШИ № 15 Кировского района, вокальный ансамбль «Камертон»,
Кулик Ю.Е.
|
Характеристика хорового коллектива
|
В классе 16 девочек (9-11 лет) Обученность 100%
|
Тема занятия
|
«Звуки, живущие в единстве»
|
Тип урока
|
Комбинированный урок
|
Технологии занятия
|
Здоровьесберегающая технология
|
Оборудование
|
фортепиано, DVD магнитофон, запись песни А.Ермолова «Мы дети твои, Россия», минусовая фонограмма песни «Любимая школа», карточки со словами: Хор–Хорошо, С–Часть-е (соединение частей в единое слово), партитура песни «Нотные бусинки».
|
Формы организации учебной деятельности
|
Фронтальная, групповая
|
Методы обучения
|
беседа, сравнение
|
Здоровьесберегающая среда
|
Создаётся через комфортные условия для проведения занятия, смену видов деятельности, дыхательную гимнастику
|
Диагностическая цель занятия
|
Познакомить с понятиями в пении: «ансамбль» и «строй», так же с видами двухголосного пения: противоположным движением голосов, движением параллельными интервалами, каноном.
|
Цели по содержанию занятия
|
Образовательный аспект
|
Развивающий аспект
|
Воспитательный аспект
|
Создать условия для изучения нового материала и закрепления умения чистого интонирования упражнений и произведений, как в одноголосном, так и двухголосном изложении. Создать условия для применения знаний по освоению особенностей музыкального языка.
|
Создать условия для развития самостоятельно ставить цели. Развивать ладовое чувство, творческие способности, музыкальность. Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
|
Создать условия, способствующие формированию культуры межличностного общения учащихся и учителя. Воспитать музыкальный вкус, слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
|
|