1.Название: Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «ИКТ на службе ФГОС».
2.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
3.Цель урока: способствовать полноценному освоению видов трезвучия, через многообразие форм работы на уроке сольфеджио
4.Задачи урока:
Образовательные:
−сформировать у обучающихся знания и навыки осмысленной самостоятельной работы над пройденным музыкальным материалом и уметь применять их в конкретной практической деятельности.
Развивающие:
−научить правильно строить пройденный музыкальный материал, чисто его интонировать, определять его на слух;
−развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление, внимание, воображение, восприятие;
−уметь применять логические операции: сравнение, классификацию, систематизацию;
−развить волю, эмоции, интерес, способности обучающихся.
Воспитательные:
−на примере примеров классических музыкальных произведений воспитывать нравственные и эстетические чувства;
−обеспечить условия для воспитания положительных личностных качеств обучающихся: трудолюбия, успешности, уверенности в своих знаниях, убеждённости, способности к самооценке и к оценке работы класса.
5.Краткое описание хода урока:
1. Организационный этап.
Цель перед учащимися: успокоиться, сосредоточиться, не отвлекаться.
Цель перед преподавателем: сконцентрировать внимание учащихся для дальнейшей работы, подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Приветствие в виде попевки: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте».
Постановка цели урока (презентация – слайд 1, 2).
2. Этап проверки домашнего задания
Цель перед учащимися: максимально полно повторить пройденные интервалы, обратив особое внимание на терции; а также мажорное и минорное трезвучия.
Цель перед преподавателем: проверить степень усвоения пройденного материала; закрепление понятий «интервал», «трезвучие» и полученных навыков.
Содержание этапа:
Решение кроссворда «Интервалы» (презентация – слайд 3).
Пение распевок о звучании интервалов, об их тоновой величине, о мажорном и минорном трезвучии (презентация – слайд 4).
Индивидуальный опрос цепочкой (от одного ученика к другому) с использованием схемы «Интервалы».
Слуховая «Угадайка» (определение на слух по фортепиано: отдельные интервалы и аккорды трезвучий (презентация – слайд 5); мажорное и минорное трезвучия в пьесах из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Беседа о связи образного содержания муз. произведений с использованием Б35 и М35: по материалам предмета «Слушание музыки» (презентация – слайд 6, 7).
Нотная «Угадайка» трезвучий (презентация – слайд 8).
Повторение интервального состава трезвучий (презентация – слайд 9)
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель перед учащимися: сконцентровать внимание перед знакомством с новым музыкальным материалом.
Цель перед преподавателем: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание этапа.
Работа в тональности Ре мажор: определение трезвучий на каждой ступени лада (работа с таблицей «Ступени гаммы»). Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что трезвучие на VII ступени – не мажорное и не минорное. Дают варианты своих названий.
Подобная работа – в тональности ре минор. Внимание на трезвучие на II ступени.
Переход к гармоническому виду ре минора. Внимание на трезвучие на III ступени.
4. Этап изучения новых знаний
Цель перед учащимися: научиться определять на слух новые виды трезвучий, точно интонировать их и правильно записывать.
Цель перед преподавателем: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых видах трезвучий. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Содержание этапа.
На основе выводов, сделанных учащимися, сообщение преподавателем названий новых видов трезвучия – уменьшённого и увеличенного.
Учащиеся самостоятельно пытаются дать обозначение новым трезвучиям (проверка – презентация, слайд 10), определяют интервальный состав Ум35 и Ув35 (проверка - презентация, слайд 11), строят 4 вида трезвучий в тетради от ноты «ре» (проверка - презентация, слайд 12).
5. Этап проверки понимания, закрепление изученного материала.
Цель перед учащимися: проверить правильность понимания новой темы.
Цель перед преподавателем: Установить, усвоено ли учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Содержание этапа.
Работа над номерами. Анализ мелодии, определение встречающихся видов трезвучий, пение группами и цепочкой.
Устная работа отзвука «ми». Построение видов трезвучия (работа в двух группах – по рядам), обсуждение полученных результатов с помощью «Проверялочки» (презентация – слайд 13), пение полученных видов трезвучия в мелодическом и гармоническом (трёхголосном) видах.
Ритмический двухголосный диктант (выкладывание на доске ритмическими карточками) (проверка – презентация – слайд 14).
Сочинение мелодии на ритм диктанта с движением по звукам видов трезвучий.
6. Этап информации о домашнем задании.
Цель перед учащимися: закрепить полученные знания, умения, в письменном и устном виде.
Цель перед преподавателем: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Содержание этапа.
−Пение номеров по учебнику, содержащих в мелодии движение по трезвучиям.
−Построение видов трезвучия в тетради.
−Работа за инструментом – пение полученных видов трезвучия вверх и вниз.
−Поиск видов трезвучий в произведениях по специальности.
7. Этап подведения итогов занятия.
Цель перед учащимися: повторить пройденный материал.
Цель перед преподавателем: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа. Повторение темы изучаемого материала. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок.
Окончание урока – в виде попевки: «Наш урок окончен.» - «До свидания!» (презентация – слайд 15).
6.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока:
В результате изучения темы ученики знают:
−виды трезвучий, их состав, звучание.
Ученики умеют:
−строить устно и письменно виды трезвучий от звука; анализировать и определять на слух виды трезвучий от звука, в музыкальных номерах, в музыкальных произведениях; точно интонировать виды трезвучий вверх и вниз в мелодическом и гармоническом видах;
Ученики приобретают личностные ЗУН:
−положительные личностные качества: трудолюбие, успешность, уверенность в своих знаниях, убеждённость, способность к самооценке и оценке работы класса;
−нравственные и эстетические чувства.
Ученики приобретают метапредметые ЗУН:
−знания и навыки осмысленной самостоятельной работы над пройденным музыкальным материалом и умение применять их в конкретной практической деятельности;
−умение применять логические операции: сравнение, классификацию, систематизацию. |