Четверг, 09.05.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Основы нотной грамоты
[ · Скачать удаленно (7.71 Mb) ]
21.12.2010, 22:47
Ход занятия по теме «Основы нотной грамоты»

/Слайд №2 Самолет / Приветствие/

Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательную авиаэкскурсию на музыкальный остров «Нотная грамота».
Я рада приветствовать вас на борту воздушного лайнера «Симфония» Детско-юношеского центра города Колпашева.
Уважаемые пассажиры, сядьте поудобнее. Я желаю вам приятного полета. Мы взлетаем. ( щелчок мыши)/ Гул самолета/
( щелчок мыши) /Слайд №3 Вид острова /
Педагог: Пока мы летим до места назначения – небольшая информация. Остров « Нотная грамота» появился в океане Музыки еще в древние времена, и назывался он «Нотное письмо». Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотных знаков, и музыка передавалась только устно.
Сегодня, путешествуя по этому острову, мы заглянем в историю нотного письма, вспомним важные понятия нотной грамоты, свойства музыкального звука, какую информацию несут нотный ключ и нотный знак. И наша экскурсия поможет вам убедиться в том, что музыка, записанная нотами на бумаге, понятна всем музыкантам.
( щелчок мыши) /Слайд №4 Берег острова /
Дорогие друзья! Наш корабль уже находится над местом экскурсии. Взгляните в свои иллюминаторы. Как красиво, не правда ли? Яркие краски острова завораживают, притягивают, манят.
( щелчок мыши) 3 раза / Появляются звуки «ми», «ре», и «ля» со звуковым сигналом/
Педагог: А что это за маленькие летающие объекты над островом? Как вы думаете, уважаемые пассажиры?
Ответ: Музыкальные звуки. / Ребята могут дать ответ, что это ноты. В этом случае, нужно уточнить, что такое звук и, что такое нота. Нота – это знаки, отображающие звуки, и они пишутся на нотном стане./
Конечно, это самые настоящие музыкальные звуки. Но, мне кажется, что здесь они не все. А кто может сказать. сколько всего музыкальных звуков и как они называются?
Ответ: всего их 7, это - до ре ми фасоль ля си
Педагог: Совершенно верно, вот они.
/( щелчок мыши) Слайд №5 Звукоряд/
Педагог: А как называются эти звуки все вместе?
Ответ: Музыкальный звукоряд.
Педагог: ( щелчок мыши) Правильно, молодцы. Это музыкальный звукоряд.

( щелчок мыши) /Слайд №6 Девушка играет на скрипке /Звучит отрывок симфонии №40 Моцарта/
Педагог: Музыкальные звуки – это особенные звуки. От любых других они отличаются особыми свойствами. Одно из самых главных свойств музыкального звука – это (щелчок мыши) высота.
Педагог: Ребята, а какие еще свойства музыкального звука вы знаете?
Ответ: длительность, сила, тембр.
Педагог: Спасибо. Да, свойства музыкального звука (щелчок мыши) высота, длительность, сила, тембр.
( щелчок мыши) /Слайд №7 Рисунки на скалах /
Педагог: Уважаемые пассажиры, сейчас мы пролетаем над историческим местом, где много лет назад были найдены наскальные рисунки, с помощью которых записывались древние мелодии. На некоторых находках встречались и буквенные знаки, которые уже обозначали высоту звуков. Это и были первые ноты – знаки, отображающие звуки.
Обратите внимание, по правую сторону острова - творение деревянного зодчества, это библиотека, где хранятся умные книги. Сегодня в салоне самолета находится один из хранителей фондов этой библиотеки. Это Никита Алексеев. Предоставим ему слово.
( щелчок мыши)/Слайд №8 Страница книги с невмами/
Рассказ ученика: С 8 по 11 век для записи музыкальных звуков использовались невмы.
Слово «невма» буквально означает «знак», «мимический жест». Невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки, разбросанные по бумаге.
Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, направление голоса вверх или вниз, повторение одного и того же звука. На Руси невмы назывались «крюками» или «знамёнами».
Невмами записывали только вокальную музыку.
Система записи невмами была не совершенна, так как не указывала точной высоты звуков, а лишь наглядно изображала направление развития мелодии.

Педагог: Спасибо, Никита.
( щелчок мыши)/Слайд №9 Тропы/
Педагог: А сейчас я хочу обратить ваш взор к иллюминаторам. Вы видите на острове множество тропок. Одна из них ведет к органному залу. Игра на этом инструменте способствовала появлению нотных ключей.
( щелчок мыши)/Слайд №10 Орган и ключи /
На старых простеньких органах клавиши надписывались буквами латинского алфавита. Запись букв перешла на бумагу. Со временем сохранились три ключевые буквы: С ( звук до), F ( звук фа) и G ( звук соль). Буквы превратились в ключи, примерно таким путем. Для записи музыки струнных, в частности для гитары, используется скрипичный ключ.
( щелчок мыши)/Слайд №11 поляна/
Педагог: Вы видите, в центре чудесная большая поляна. А что находится на ней?
Ответ: Скрипичный ключ.
Педагог: Да, это поляна скрипичного ключа, который дает возможность для прочтения музыкальных звуков. И пишется он в начале любого нотного текста на особых линейках, ( щелчок мыши). Скажите, пожалуйста, как они называются?
Ответ: Нотный стан.
Педагог: ( щелчок мыши) Правильно, это нотный стан. Именно на нем пишутся нотные знаки, которые являются графическим отображением музыкальных звуков. ( щелчок мыши). / Ноты на нотном стане/
Но нотный стан не сразу выглядел так.
( щелчок мыши) /Слайд №12 Гвидо, две линии/
Вначале был создан прообраз нотного стана. Через невмы провели первоначально одну линию, затем две, что помогало определять и записывать звуки разной высоты.
Итальянский музыкант Гвидо д, Ареццо разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из 4 горизонтальных линий. С введением нотных линий, вместо невм стали писать квадратные ноты. Буквенные обозначения высоты линий стали основой ключей, которые и определяли высоту нот, расположенных на нотном стане.
( щелчок мыши) /Слайд №13 Картинная галерея/
С левой стороны поляны расположена картинная галерея, по залам которой, любезно согласилась провести видеоэкскурсию Незамутдинова Полина.
( щелчок мыши) /Слайд №14 Гвидо- изобретатель нот /
Рассказ экскурсовода: Центральное место в картинной галерее занимает портрет известного музыканта и ученого Гвидо д, Ареццо. Он автор гениального изобретения.
Раньше ноты обозначались первыми буквами латинского алфавита от a до h. Петь такие ноты было неудобно.
Гвидо д, Ареццо сочинил новую мелодию молитвы-гимна в честь святого Иоанна, покровителя всех певцов, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог новой строчки - ступеньки стал названием ноты. Так появились ноты ДО - РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ.
Но и эти ноты указывали лишь высоту и не могли передать продолжительность звука. Решение этой проблемы было найдено, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация.
Экскурсовод: Давайте перейдем в следующий зал.
( щелчок мыши) /Слайд №15 Мензуральная нотация/
Слово мензура переводится, как мера. Мензуральная нотация в отличие от более ранних способов записи фиксировала и высоту, и длительность звуков. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности.
Постепенно квадратные головки округлились, появились нотные штили. Произошло разделение нотных знаков на «белые» и «черные».

Педагог: Спасибо, Полина, за интересный рассказ. Мы продолжим экскурсию по картинной галерее. Давайте пройдем в зал современного нотного письма.
( щелчок мыши) /Слайд №16 Современное письмо/
Именно так сейчас записываются на нотном стане звуки различной высоты.
Педагог: Ребята, напомните, пожалуйста, что обозначают слова «октава» и «диапазон»?
Ответ: Одинаковые по названиям звуки называются октавные, а ближайшее расстояние между ними называется октавой. Диапазон - это звуковой объем какого-либо инструмента.
Педагог: Спасибо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие октавы входят в диапазон гитары?
Ответ: Малая неполная, первая, вторая, третья.
Педагог: Спасибо.
( щелчок мыши) /Слайд №17 Длительности нот/
Педагог: Мы с вами знаем, что длительность – это продолжительность звука. Читая знаки различного изображения, мы легко можем сказать, как долго будет звучать тот или иной звук.
( щелчок мыши) /Слайд №18 Знаки альтерации и паузы/
Педагог: Скажите, пожалуйста, что такое «диез», «бемоль» и «бекар»?
Ответ: Диез это знак, обозначающий, повышение звука на полутон, бемоль - это знак, обозначающий понижение звука на полутон. Бекар - это отмена диеза или бемоля.
Педагог: А что такое пауза?
Ответ: Пауза – перерыв в звучании музыкального произведения.
Педагог: Правильно. И паузы, как и ноты, бывают различной длительности.
Педагог: А сейчас вам будет предоставлена возможность проверить свои знания нотной грамоты. Прошу всех приготовить свои компьютеры для работы.

Практическая часть. Работа за компьютером
1. Открываем диск «Музыкальный класс», закладку «Нотная грамота».
Урок №2. «Нотное письмо». Выполнить задание №1,2.
Урок №7. «Знаки альтерации». Выполнить задание №1.

2. Открываем закладку Игра «Крестики-нолики». Найти игру «Длительности, паузы», «Определение нот на нотном стане» и выполнить задание.
/Ученики выполняют задания и проверяют свои знания./
Практическая часть. Игра на музыкальных инструментах.
Чтобы наше путешествие оставило в памяти приятные воспоминания, мы его завершим музыкальным моментом. А для этого, создадим ансамбль и сыграем музыкальное произведение «Паровоз» Г. Эрнисакса, используя наши знания по нотной грамоте. ( Объяснение педагога).
Репетиция. Игра на инструментах. (Задание выполняется парами. Один ученик играет основную одноголосную мелодию, другой – басовый аккомпанемент).
Рефлексия.
Уважаемые пассажиры, наш самолет произвел посадку на острове «Нотная грамота». Выскажите, пожалуйста, ваши впечатления о совершенной авиаэкскурсии с помощью выбора цветовых нот на нотном стане, объяснив свой выбор.
Значение цвета:
Желтый цвет – очень понравилась.
Зеленый цвет – понравилась.
Синий цвет – не понравилось.
/Ребята выбирают ноты определенного цвета и располагают их на нотном стане. Анализ учебного занятия педагогом, оценивание деятельности каждого ученика, домашнее задание./

Домашнее задание.
В книжке-модуле «Основы нотной грамоты» повторить тему «Метр, ритм, размер» и выполнить задание №4.
Трап подан. Добро пожаловать на землю, где правит ее величество Музыка!
Спасибо всем за работу! /Щелчок мышки/
Категория: Музыка и пение | Добавил: Ирина555
Просмотров: 1895 | Загрузок: 611 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]