Четверг, 09.05.2024, 06:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

"Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах"
[ · Скачать удаленно (9.21 Mb) ]
24.01.2011, 22:41
1.Орг. момент (приветствие, озвучивание цели; задач)
2.Основная часть. Новый материал. Мультимедийная презентация: «И.С.Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»
Слайд 1. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого немецкого композитора И.С.Баха и его знаменитой нотной тетрадью Анны Магдалены Бах. Но в начале, я хочу послушать вопросы, которые ты подготовила дома.
- Кто такая Анна Магдалена Бах?
- О какой тетради идет речь?
- Для кого она предназначалась?
- Что в ней записано?
- Как исполнять записанную в ней музыку?
- Кто ее писал?
Мне очень понравились твои вопросы, и сейчас я постараюсь на них ответить.
Слайд 2. Давай представим, что мы перенеслись через много лет назад и очутились в 18 веке. В 1721 году, в г. Кётане, недалеко от дома, где живёт семья И.С.Баха. И что же мы видим, в семье Баха венчание. Иоганн Себастьян жениться на Анне Магдалене. Иоганну Себастьяну уже 36 лет (он родился в1685г.), это его второй брак. После смерти его первой жены Марии Барбары Бах, у него осталось 7 детей. Анна Ма¬гдалена становиться любящей женой и преданным другом, подарившая ему еще тринадцать детей (к несчастью, не все они пережили младенческий возраст). Слайд 3.
В 1720 году, еще до женитьбы на Анне Магдалене, Бах завел «Клавирную книжечку для Вильгельма Фридемана», своего старшего сына.
Обычной практикой, во времена Баха, было вести домашние альбомы, причем не только музыкальные, но и литературные (мож¬но вспомнить сотни «стихотворений в альбом», «листков из альбома»...).
Слайд 4. Когда говорят о нотных тетрадях или книжечках Баха, перечисляют три. Начаты они были в 1720, 1722 и в 1725-м годах. Они предназначались для домашнего музицирования и обуче¬ния. Знакомство с этими сборниками дает представление о каждодневной музыкальной жизни в доме Баха.
Печатные музыкальные издания конеч¬но, уже существовали, но отнюдь не были столь распро¬странены, как в наше время.
Основу первой нотной тетради (1720 - 1722) Анны Маг¬далены составляют танцевальные циклы, известные под названием «Французские сюиты».
Вторая нотная тетрадь была начата в 1725 году. Вероятно, Бах подарил ее
— тогда еще «чистую» — ко дню рождения (24-летию) Анны Магда¬лены. Тетрадь, вероятно, радовала глаз, когда была новая. Для нее, пожалуй, больше подходит название «Книжечка»: она в зеленом кожаном переплете, обрамленном золотым бордюром, с двумя замочками, с красными атласными лен¬точками.
Когда стала заполняться эта нотная тетрадь, старшему сыну Баха, Вильгельму Фридсману, шел пятнадцатый год, Карлу Филиппу Эмануэлю — одиннадцатый, Иоганну Готфриду Бернхарду — десятый. Все в доме пользовались этой тетрадью. Кто-то разучивал из нее произведения записанные отцом, кто-то вписывал в нее свои первые композиции, кто-то овладевал искусством аккомпанемента. Есть здесь и вокальная музыка: она предназначалась для самой Анны Магдалены. Бах как-то писал в одном из писем, что домашними силами может составить целый вокальный и инструментальный концерт.
Хотя сами пьесы, входящие в нее давно известны, авторство многих из них установлено сравнительно недавно. Исследования последне¬го времени показали, что далеко не все они принадлежат И. С. Баху. Здесь есть пьесы его сына Карла Филиппа Эма¬нуэля, Франсуа Куперена, Кристиана Петцольда, старшего современника И. С. Баха, Иоганна Адольфа Хассе. Георга Бёма. Не исключено, что дальнейшие исследования установят новые имена. Но уже сейчас можно констатиро¬вать, что эта книжечка — более широкая антология музыки начала XVIII века.
Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»). Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений.
А вот как ты думаешь, на каких инструментах играли во времена И.С.Баха?
- на органе
Слайд 5 - Да, правильно, в течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Но так же, И.С. Бах написал ряд произведений для клавесина и клавикорда.
А сейчас давай посмотрим на слайд и послушаем, как звучат эти инструменты. Слайд 6.
- Посмотри, пожалуйста, на слайд, и скажи каких произведений больше всего Нотной тетради? Слайд 7.
Да, правильно, из 24 произведений, входящих в эту Нотную тетрадь, значительную часть составляют менуэты. И сейчас, я попрошу тебя, рассказать какой материал ты нашла о менуэтах и какую мысль этих материалах ты считаешь главной?
Слайд 8. - Менуэ́т (маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца. Пишется в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой, плавно, манерно и торжественно.
- Да, всё ты рассказала правильно, а теперь давай послушаем два менуэта и попробуем найти, что общего между ними и чем они отличаются.
Давай попробуем сделать небольшие танцевальные движения. Обратила ли ты внимание на костюмы? Какие они? Каких движений у нас получилось больше всего? Давай простучим пульс, и будем делать акценты на сильную долю.
А теперь ответь на вопрос что же общего между этими менуэтами?
Да, правильно у них один размер, в движениях много поклонов, приседаний, и они похоже по характеру звучания.
На втором месте, но количеству представленных образцов — полонезы. Слайд 9. И сейчас, я попрошу тебя, рассказать какой материал ты нашла о полонезах.
- Полоне́з (польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.
А теперь давай послушаем два полонеза и тоже попробуем найти общее.
А сейчас попробуем сделать небольшие танцевальные движения. Каких движений у нас получилось больше всего? Попробуем простучать пульс, и будем делать акценты на сильную долю. Посмотри, костюмы в менуэте и полонезе отличаются или имеют сходство?
Также в «Нотную тетрадь» входят марши и арии.
Слайд 10. Марш — (идти) — род музыки, сопровождающей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Марш пишется в размере четыре четверти. Ритм должен быть ясный, чёткий. Давай послушаем. И ты мне попробуешь доказать, что это звучит именно марш.
Слайд 11. Ария (песня) — законченный по построению эпизод в инструментальной музыки или опере, исполняемый одним солистом в сопровождении оркестра. Отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером.
Сейчас мы послушаем, а ты мне скажи можно ли перепутать арию с менуэтом, полонезом или маршем?
Правильно, арию можно спеть и это сближает её с песней.
В нотной тетради всего несколько арий. Как ты думаешь, почему вокальное произведение входит в сборник, где в основном звучат старинные танцы?
Да, правильно, И.С.Бах решил включить арии, потому что их исполняла сама Анна Магдалена. А в те, далёкие времена было модным устраивать домашние концерты. И как говорил И.С.Бах: - «домашними силами может составить целый вокальный и инструментальный концерт». А ты устраиваешь дома концерты из своих любимых произведений? Да, правильно, ведь выступая перед родителями, гостями мы становимся более решительными, уверенными в себе. Подскажи мне где эти качества пригодятся нам жизни? Хорошо.
3. Закрепление полученных знаний
А теперь, давай мы вернёмся к нашим старинным танцам и ты сама, попробуешь определить, какое произведение звучит. Слушай внимательно, так же надо будет определить звучание старинных инструментов. Посмотри на слайд, прочитай таблицу. Всё ли тебе понятно? Музыкальная викторина. Слайд 12.
- А теперь, давай познакомимся с произведением И.С. Баха, которое входит в Нотную тетрадь, это «Менуэт ре минор».
Сейчас я тебе его сыграю, а ты посмотри на слайд и постарайся ответить на эти вопросы; Слайд 13.
- Да, правильно он плавный, мелодичный.
- Правильно, использование легато, спокойное и ровное движение делает его мягким, певучим.
- Да, правильно, это полифоническое произведение т.к. у него 2 голоса. Первый голос – высокий (женский), сопрано, а второй – низкий (мужской), бас.
- Да, в менуэте, певучее, выразительное звучание верхнего голоса напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается к звучанию виолончели.
- Да, в менуэте две части. Покажи, пожалуйста, где заканчивается 1 часть, вторая.
- А теперь давай попробуем сыграть отдельно каждой рукой первую часть.
А теперь, посмотри на слайд и ответь мне, все ли 5 пунктов ты выполнила во время игры? Слайд 14.
- Понравилось ли тебе наше занятие? Что тебе понравилось больше всего? Может что-то не понравилось?
Мне сегодня очень понравилось, как ты работала на занятии, как подобрала и подготовила материал про старинные танцы. Оценка.
Категория: Музыка и пение | Добавил: Ирина555
Просмотров: 6937 | Загрузок: 684 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]